Рабочая программа по ОРК и СЭ
рабочая программа по орксэ на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Рабочая программа по ОРК и СЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_orks_2012.docx67.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании                                                                                             кафедры гуманитарного образования                   УТВЕРЖДЕНО

Протокол № 5                                             Приказ №        «      »  сентября 2012г.

  _________   /Гудукас И.М./                                                                                            

« 05 »  сентября 2012г.                                                                              

Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________  /К.С.Казанцева

 «      »   сентября  2012 г.

                                                                                                 

Рабочая программа

учебного курса

  «Основы религиозной культуры и светской этики»

для  4-х  классов

 

                                                                 Составитель:

                                                                 учитель  истории и обществознания

                                                                 первой  квалификационной категории

                                                                 Гудукас Ирина Михайловна

2012 год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

     Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта;

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —

п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

[Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования,

Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных

конфессий].

    Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у

школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,

составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры

России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей

сопричастности к ним.

   Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано

сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но

и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного

гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего

ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу

во имя социального сплочения.

    Цель учебного курса ОРКиСЭ:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций

многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур

и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКиСЭ

1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,

полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них

ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных

предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя

общественного мира и согласия.

   

  Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской

этики» в программе обучения и учебном плане.

   Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».    

  Таким образом,  ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и  настоящего.

Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

    Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

    В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34часа   в 4 классах.  

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

   Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного

воспитания граждан России, остается слишком значимым.

  Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою

личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

  Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

  Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий

для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она

не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят

угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

   Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,

семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

   Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное

развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

· Патриотизм

· Социальная солидарность

· Гражданственность

· Семья

· Труд и творчество

· Наука

· Традиционные российские религии

· Искусство и литература

· Природа

· Человечество

  Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

  Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость,

диалогичность, культурный и социальный динамизм.

  Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального

российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

и религий;

· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках

образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч.

социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять  поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание ихзначения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

· Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

-  Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России;

· Осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу

межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного

согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию

учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2,

связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и

презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут

быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов

приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность

обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной,

творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса

получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о

других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и

выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

   Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для  экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов основной школы.    Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

  В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

  Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Тематическое планирование учебного предмета

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Тематическое планирование разработано на основе примерной программы

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

с учётом модулей, входящих в состав учебного предмета:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.


Календарно-тематическое планирование

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. 

Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

 

Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия

 

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

 

 

 

Урок 2. Культура и религия

 

Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

 

Урок 3. Священное Писание.

 

Урок 3.Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Урок 3. Будда и его Учение

 

 

Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

Урок 3. Культура и религия

 

Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.

 

Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

 

Урок 4. Будда и его Учение

 

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Урок 4.Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности

 

Урок 5. Во что верят православные христиане

 

Урок 5

Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

 

Урок 5. Буддийский священный канон

 

Урок 5. Патриархи еврейского народа.

 

 

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

 

Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура

 

Урок 6

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Урок 6. Буддийский священный канон

 

Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

 

 

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака,

 

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов

 

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура

 

 

Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.

 

Урок 7. Буддийская картина мира.

 

Урок 7. Исход из Египта. 

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

Урок 7. Нравственный образец богатыря

 

Урок 8. Христианское учение о спасении.

 

Урок 8

Столпы ислама и исламской этики.

 

Урок 8. Буддийская картина мира.

 

.Урок 8. Получение Торы на горе Синай.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира.

Урок 8. Дворянский кодекс чести

 

Урок 9.Добро и зло в православной традиции

 

Урок 9

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

 

Урок 9. Добро и зло

 

Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.

 

 

Урок 9. Человек в религиозных традициях мира

Урок 9. Джентльмен и леди 

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства

Урок 10

Обязанности мусульман.

 

Урок 10. Ненасилие и доброта

 

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

.

Урок 10. Священные сооружения

 

 

Урок 10. Государство и мораль гражданина

 

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Урок 11

Обязанности мусульман.

 

Урок 11.Любовь к человеку и ценность жизни 

 

Урок 11. Храм в жизни иудеев

Урок 11. Священные сооружения

 

 

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

 

Урок 12

Обязанности мусульман.

 

Урок 12. Милосердие и сострадание

Урок 12. Назначение синагоги и её устройство

Урок 12.Искусство в религиозной культуре

 

 

Урок 12. Мораль защитника Отечества

 

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Урок 13 .

Обязанности мусульман.

 

Урок 13. Отношение к природе 

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Урок 13. Искусство в религиозной культуре

  

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность

Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь

Урок 14

Для чего построена и как устроена мечеть.

 

Урок 14. Буддийские святые. Будды

Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

 

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью

 

Урок 15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

 

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15.Добро и зло

Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся. 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 17. Подведение итогов

 

Урок 17. Подведение итогов.

 

Урок 17. Подведение итогов

 

Урок 17. Подведение итогов

 

Урок 17. Подведение итогов

 

Урок 17. Подведение итогов.

 

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Урок 18. Православие в России.

 

Урок 18. Ислам в России.

 

Урок 18. Буддизм в России

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. Религии России

 

Урок 18. Добро и зло

Урок 19. Православный храм 

Урок 19. Семья в исламе.

 

Урок 19. Основы буддийского Учения и этики

Урок 19. Основные принципы иудаизма.

 

Урок 19.Религии России

Урок 19. Долг и совесть

Урок 20. Православный храм и другие святыни

 

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

 

Урок 20. Человек в буддийской картине мира.

Урок 20. Основные принципы иудаизма

Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 20. Честь и достоинство

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры

Урок 21. Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

 

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

 

Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 21. Смысл жизни и счастье

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 22. Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

 

 

Урок 22. Буддийские символы

 

Урок 22.Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

 

Урок 22. Высшие нравственные ценности

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 23. Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

 

Урок 23.Буддийский храм

.

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей

Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 23. Идеалы

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.

 

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

 

Урок 24.Буддийские святыни.

Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.

Урок 24.Религиозные ритуалы в искусстве

Урок 24. Принципы морали

Урок 25.Православный календарь. Почитание святых.

 

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

 

Урок 25.Буддийский календарь

Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.

Урок 25.Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

 

 

Урок 26. Праздники в буддийской культуре.

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 26. Праздники в религиях мира.

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.

 

 

 

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

 

Урок 27. Искусство в буддийской культуре

Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 27. Семья, семейные ценности.

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

Урок 28. Православный календарь. Праздники.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

 

Урок 28. Священные буддийские сооружения

 

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Урок 28. Образование как нравственная норма

Урок 29. Христианская семья и ее ценности.

 

Урок 29. Искусство ислама.

 

 

Урок 29. Отношение к природе

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

 

Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

 

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

 

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

 

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

 

Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Элементы содержания

Виды контроля

Домашнее задание

1

Россия - наша Родина

 Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Рассказать членам семьи

об известных людях.

Придумать вопросы для

интервью с известным

человеком

2

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного

христианства

 Культура и

религия.

 Родина. Христианство. Православие. Культура.

Религия.

Творческая работа «Составление

предложений со словами христианство,

православие, культура, религия»

Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание

3

Священное Писание

 Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий

Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, в которых идёт речь о Священном Писании»

Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы

 

4

Священное Писание и Священное Предание.

Священное Писание. Священное Предание.

Православие. Молитва. Благодать

Самостоятельная работа «Подготовить вопросы по прочитанному тексту»

Прочитать статью из

пособия, ответить на

вопросы

5

Во что верят православные  христиане

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

Самостоятельная работа «Подготовить вопросы по прочитанному тексту»

Прочитать статью из

пособия, ответить на

вопросы

6

Что говорит о Боге и мире Православная культура

Бог. Творец. Мир. культура.  Православная культура. Любовь.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о Боге и мире»

Подготовить рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура»

7

Что говорит  о человеке

православная

культура

Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 Подготовить рассказ на предложения, в которых говорится о

человеке в православной культуре»

тему «Что говорит о человеке православная культура»

8

Христианское учение о спасении

 Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.

Словарный диктант с элементами игры «Кто

больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках»

Рассказать членам семьи

и друзьям о христианском понимании спасения.

9

 Добро и зло  в православной традиции

 Добро. Зло. Традиция. Заповедь.

Творческая работа «Составить предложения со словами добро и зло»

Подготовить рассказ на тему «Добро и зло в православной традиции»

10

Христианская этика.

Заповеди блаженства

Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство.

Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.

Самостоятельная работа «Найти определение слов этика, заповеди, блаженство»

Подготовить рассказ на тему «Как я понимаю выражение «Мир в душе»

11

 Христианская этика.

.

Золотое правило нравственности.  Любовь к

ближнему Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

Словарный диктант по содержанию 9-10уроков.

Написать сочинение –рассуждение «Есть ли

польза от того, чтобы помнить свои плохие

поступки»

12

 Христианская этика.

Добродетели и страсти.

 Добродетели. Страсти. Отношение. Труд.

Самостоятельная работа

«Найти и выписать предложения, в которых говорится об отношении к труду» Провести интервью с членами семьи

13

Христианская этика. Долг и

Ответственность. Милосердие и сострадание.

Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание.

Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании»

Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

14

Спаситель. Жертвенная

любовь.

 

Спаситель. 1 Жертвенная любовь. Жертва. Крест.  

Словарный диктант по материалам 11-13  уроков

Подобрать иллюстративный

материал к теме «Спаситель. Победа над смертью»

15

Спаситель.

Победа над

смертью.

 Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий  Пост.

Самостоятельная работа  «Найти и выписать предложения, в которых говорится о Спасителе и победе над  смертью»

16

Творческие работы учащихся по темам: «Россия – наша

Родина», «Моя малая родина» и т.д.

 Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы

17

Презентация творческих

работ  

Презентации творческих работ

18

Православие в России

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

Самостоятельная работа «Составить план

статьи пособия»

Ответить на вопросы из

пособия.

19

Православный храм

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

Самостоятельная работа «Выписать предложения со словом храм»

Нарисовать православный храм.

20

Православный храм и

Другие святыни

Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ о посещении

православного храма

21

Православные таинства.

Символический язык

Православной культуры.

Православные таинства. Крещение. Миропомазание.

Исповедь (покаяние). Причастие.

Самостоятельная работа «Выписать названия

и толкование основных православных таинств»

Подобрать иллюстративный

материал по теме «Иконы и фрески»

22

Христианское искусство.

 

 Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники Иконы и фрески. Божии. Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва.

Нимб.

Словарный диктант по материалам урока 18

« Подобрать иллюстративный

материал по теме  «Православное

прикладное искусство»

23

Христианское искусство.

Церковное пение и прикладное искусство.

Церковный хор. Регент. Прикладное искусство.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

24

Православный календарь,

Его символическое значение.

Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег.

Самостоятельная работа «Выписать названия

3-4 статей из православного календаря, рассказать, о чём они»

Написать сочинение-

рассуждение «Как я

понимаю выражение

«Книга природы»

25

Православный календарь.

Почитание святых.

Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание.

Подвиг. Жертва.

Самостоятельная работа «Найти в календаре святых, которых почитает православная церковь»

Подготовить рассказ о православном святом (по выбору)

26

Православный календарь.

Почитание святых.

Святые Угодники. Святые Подвижники. Подвиг. Жертва.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

27

Православный календарь.

Почитание святых.

Святые Угодники. самоотверженность.  Духовная радость.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ о православном святом.

28

Православный календарь.

Праздники.

Рождество Христово. Крещение Господне. Сретенье Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход Господень в Иерусалим. Светлое Христово

Воскресение (Пасха). Вознесение Господне. День

Святой Троицы. Праздник защитника Отечества.

Справедливая война.

Самостоятельная работа «Выписать из православного календаря названия

праздников, дат по старому и новому стилю»

Подготовить рассказ о традиции празднования православных

праздников в своей семье.

29

Православная семья и её ценности

 Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные

традиции.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ на

тему «Семья – это. маленький ковчег»

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

многонационального и

многоконфессионального народа России

 Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Многонациональный и многоконфессиональный

состав. Великая сила нравственности. Народ.

Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ»

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.

31-32

Подготовка

Творческих проектов.

 Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

33-34

Презентации

творческих проектов

Презентации творческих работ

   Тематическое планирование модуля «Основы моровых религиозных культур»

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Элементы содержания

Виды контроля

Домашнее задание

1

Россия - наша Родина

 Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Рассказать членам семьи

об известных людях.

Придумать вопросы для

интервью с известным

человеком

2

.

Культура и

религия.

Культура. Религия.

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия»

Прочитать статью

пособия, обсудить с

родителями её

содержание

3

 

Культура и

религия

Культура. Религия.

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»

Прочитать статью из

пособия, ответить на

вопросы

4

Возникновение религий.

Пантеон. Многобожие. Завет.

 Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Прочитать статью из

пособия, составить план

5

 Возникновение религий.

Древнейшие верования.

Религии мира и их основатели.

1 Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Прочитать статью из

пособия, ответить на

вопросы

6

Священные книги религий

мира: Веды, Авеста,

Трипитака

1 Веды, Авеста, Трипитака

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы

7

Священные книга мира:

Тора, Библия, Коран

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

8

Хранители  предания в

религиях мира

 Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.

9

Человек в религиозных

Традициях мира

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…»

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »

10

 Священные сооружения.

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

11

Священные сооружения.

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. Коллективная

Рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

12

Искусство в религиозной

культуре

Икона. Каллиграфия. Арабески. Коллективная

Рефлексия , предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Составить план ответа

на тему «Искусство в

религиозной культуре…»

13

Искусство в

религиозной

культуре

1 Семисвечник. Способы изображения Будды.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ

«Мои впечатления от…»

14

Добро и зло.

Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. Рай и ад.

Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ с

примерами из истории

представлений человека о добре и зле.

15

Добро и зло.

Возникновение зла в

мире. Понятие греха,

раскаяние и воздаяние.

Рай и ад. Традиция.

 Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

16

Творческие

работы

учащихся

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

17

Презентация творческих работ

Презентации творческих работ

18-19

Религии России

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Ответить на вопросы из

пособия.

20

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

Притча

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

21

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

 Бодхисаттва

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

22

Религиозные ритуалы,

обычаи, обряды.

Обряды. Ритуалы. Таинства.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

23

Любовь и уважение к

Отечеству. Патриотизм

многонационального и

многоконфессионального народа России

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Многонациональный и многоконфессиональный

состав. Великая сила нравственности. Народ.

Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ.

Подготовить сообщение

об одной из конфессий

24

Религиозные ритуалы в искусстве

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

25

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

26

 Праздники в религиях мира.

27

 Семья, семейные ценности.

 Семья. Ценности. Любовь. Семейные традиции.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ на

тему «Семья – это. маленький ковчег»

28

 Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

29

 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним  разных религий. 

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

 Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Многонациональный и многоконфессиональный

состав. Великая сила нравственности. Народ.

Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ»

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.

31-32

Подготовка

творческих

проектов.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

работы.

33-34

Презентации

творческих

проектов

Презентации творческих работ

        

        Тематическое планирование модуля «Основы светской этики»

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Элементы содержания

Виды контроля

Домашнее задание

Россия - наша Родина

 Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Рассказать членам семьи

об известных людях.

Придумать вопросы для

интервью с известным

человеком

 

Что такое светская этика?

Культура. Мораль. Этика.

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура моральный, этический»

Прочитать статью

пособия, обсудить с родителями её

содержание

Мораль и культура

 Мораль. Культура.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Прочитать статью из

пособия, ответить на

вопросы

Особенности

морали

Культура. Материальная культура. Духовная культура.

Мораль.

Самостоятельная работа «Выписать из

пособия основные особенности морали как

вида духовно-нравственной культуры»

Подготовить рассказ об

особенностях морали

как особого вида

духовной культуры

Добро и зло

 Добро и зло как основные этические понятия

Самостоятельная работа «Выписать 2-3

предложения, которые показались особенно

важными»

Подготовить рассказ с

примерами из истории

представлений человека

о добре и зле

Добро и зло

 Добро. Зло. Гуманность.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Рассказать членам семьи

и друзьям, что такое

добро, зло, гуманность

Добродетель и порок

Добро. Зло. Добродетель. Порок.

Самостоятельная работа «Найти в тексте два

определения добродетели, подчеркнуть их»

Рассказать членам семьи

и друзьям, что такое

добродетель и порок

Добродетель и порок

Добродетель. Порок. Чувство собственного

достоинства.

Самостоятельная работа «Найти в тексте

слова с противоположным значением.

Выписать две- три пары»

Подготовить рассказ с

примерами добродетели

и порочных поступков

Свобода и моральный

выбор человека

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального

выбора. Моральный конфликт.

Самостоятельная работа «Выписать из текста

пособия, что предполагает свободный

выбор»

Подготовить рассказ с

примерами поступков,

предполагающих

свободный выбор

человека.

Свобода и

ответственность

Ответственное поведение. Свободный выбор

личности. Отношения ответственности.

Самостоятельная работа «Выписать из текста

пособия, что входит в отношения

ответственности»

Подобрать примеры из

литературы, в котором

описывается

ответственное

поведение человека

Моральный долг

Моральный долг. Моральная обязанность.

 Самостоятельная работа «Составить

предложение со словом долг»

Подобрать пословицы, в

которых говорилось бы

о долге человека.

Справедливость

Справедливость. Моральные правила справедливого

человека.

Самостоятельная работа «Составить план

статьи из пособия»

Придумать рассказ о

справедливом и

несправедливом

человеке

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.

Самостоятельная работа «Найти и выписать

определения альтруизма и эгоизма»

Дружба

Добродетельные отношения. Дружба.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Написать рассказ о своём друге

Что значит быть

моральным

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный

выбор. Моральные нормы.

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…»

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

Творческие работы

учащихся.

 Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой  работы.

Редактирование,

обсуждение с

родителями, подбор

иллюстративного

материала.

Презентация творческих

работ

Презентации творческих работ

Род и семья – исток

нравственных отношений

в истории человечества

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Выполнить задания из

пособия

Нравственный поступок

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель

поступка. Средства достижения цели. Действие.

Результат.

Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного

поступка»

Выбрать и проанализировать

поступок любимого

героя литературного

произведения

Золотое правило

нравственности

Золотое правило нравственности

Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в

положительной или отрицательной

формулировке»

Оценить поступок героя

сказки с точки зрения

золотого правила

нравственности

Стыд, вина и извинение

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Подготовить вопросы к тексту в пособии

Честь и

достоинство

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подобрать пословицы, в

которых говорилось бы

о чести и достоинстве

Совесть

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Самостоятельная работа «Составить план

статьи»

Рассказать членам семьи

и друзьям о совести.

Богатырь и рыцарь как

нравственные идеалы

 Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских

богатырей или рыцарей»

Подготовить рассказ на

тему «Нравственный

образец богатыря»

Джентльмен и леди

 

Джентльмен. Леди.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ на

тему «Джентльмен и

леди»

Образцы нравственности в культуре Отечества

Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.

Защитник Отечества. Коллективист.

Словарный диктант по содержанию 18-24

уроков.

Ответить на вопрос

«Кого из современников

можно назвать героями,

защитниками

Отечества?»

Этикет

Этикет. Образец. Правила этикета.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Составить перечень

правил этикета, которые

должен соблюдать

школьник.

Семейные

праздники

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ о

семейном празднике

Жизнь человека – высшая

нравственная ценность

Ценности. Жизнь человека. Уникальность,

неповторимость жизни.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ на

тему «Жизнь человека –

высшая нравственная

ценность»

Любовь и уважение к

Отечеству.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Рассказать членам семьи

и друзьям о государстве

и морали гражданина

Подготовка творческих

проектов.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Презентации творческих проектов

Презентации творческих работ

Презентации творческих проектов

Презентации творческих работ

Презентации творческих проектов

Презентации творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...