внеурочное занятие по ОПК «Православный храм».
план-конспект занятия по орксэ (2 класс) на тему

Технологическая карта и конспект занятия по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_opk_pravoslavnyy_hram.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по ОПК

Тема

«Православный храм в жизни христиан».

Дата

Педагогическая цель

1. Ознакомить с ролью православных храмов в жизни русских людей.

2.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

3.Познакомить с правилами поведения в православном храме.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты образования

Предметные: знать историю возникновения храмов, что такое икона

Личностные: знать какие правила поведения необходимо соблюдать в храме

Метапредметные:

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий

Коммуникативные: уметь осуществлять работу в парах, делать выводы

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, своего кругозора, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

Формы и методы обучения

Фронтальный, практический, групповой.

Основное содержание темы, понятия и термины

Храм, части храма, название храмов и соборов.

Образовательные ресурсы

Интерактивный комплекс, записи колокольного звона.

Сценарий занятия

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к занятию.

Приветствие учащихся.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

Проверка готовности к занятию.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. А что вы хотите пожелать мне?

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

2. Актуализация опорных знаний.

Кто из вас посещал православный храм?

 Когда это было?

С кем вы посещали храм?

Что интересного увидели и узнали?

Отвечают по очереди вытягивая карточки с вопросами.

Учатся  самостоятельно формулировать ответ; делать выводы; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану.

Фронтальный. Устные ответы

3. Постановка цели урока.

Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие

Вы любите путешествовать? ( Да). Путешествие наше будет виртуальным. Мы познакомимся с историей возникновения храмов и их значением в жизни православных христиан.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

Учатся анализировать принимать и выполнять учебную задачу.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

4. Усвоение  знаний и способов действий.

Объяснение новых понятий.

Жизнь православных христиан на Руси была неразрывно связана с жизнью храма. Каждый воскресный день они участвовали в Божественной литургии. В храм приносили новорожденных для совершения Крещения. В Таинстве Венчания начиналась жизнь молодой семьи. Церковь отпевала почившего христианина, провожая его в жизнь вечную.

Вначале на территорию славянских племен с проповедью о Христе пришел апостол Андрей Первозванный. Именно он построил первый православный храм на территории Руси. Затем великая княгиня Ольга после того, как сама приняла веру православную начала возводить церкви. Но настоящее массовое строительство началось после крещения Руси князем Владимиром Красное Солнышко. Строительство любого города, поселения начиналось со строительства храма. Место всегда выбиралось самое живописное, на возвышенности. Россия - страна лесов, поэтому издревле сложилось, что храмы стоились сначала только из дерева. На Руси возник обычай строить обетные , или обыденные церкви. Особенно много их строили во времена эпидемий, голода, мора, войн. Жители шли в лес, рубили деревья и свозили их на место строительства и за один день выстраивали церковь. Тут  же освящали ее, молились. Если не помогало, строили еще одну. Конечно, дерево не долговечный материал, поэтому самые первые церкви не дошли  до наших времен.

Самая древняя из церквей - Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Слайд №2.  Она еще несет на себе отголоски византийской культуры храмостроительства. т.к. христианство и пришло к нам их Византии. Но впоследствии русские церкви приобрели свои неповторимые характерные черты. Одна из них - многоглавие, т.е. храмы имеет несколько куполов. Число их может доходить до 33.

Сначала купола выполнялись в виде луковок - символов света лампадного огонька, затем появились маковки - символ горящей в небеса свечи. Так же часто использовалась шлемовидная форма на храмах , построенных в честь великих побед. Слайд № 3.
Цвет купола также важен в символике храма.

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность.

Свет в церковь проникал сквозь узкие окна, находящиеся высоко от пола, под самым куполом, это так же символично. В церкви царил полумрак, так же как и жизнь человеческая проходит в неведении, в грехах, но взгляд все равно стремится туда - к небесам, к свету к Царствию небесному. Храм - это по сути дела спасительный ковчег для каждого человека, так же, как когда-то для Ноя, спасшегося во время великого потопа. В основании  храма чаще всего лежит прямоугольник как прообраз  того ковчега корабля, продолговато устроенного, с двух сторон притворы имеющего.Позже основанием храма стал являться круг - как вечность царствия небесного,

И крест - как основа христианства - символ спасения любого человека.

А так же основание может выглядеть в виде восьмиугольника - Вифлеемской звезды, символа рождения Иисуса Христа.

Но что бы ни лежало в основании храма - алтарь всегда обращен в сторону востока - туда, где восходит Солнце - символ Христа, в противоположность западу - месту, Где царство сатаны.

Вся жизнь христианина связана с храмом. Все самое лучшее, первое несли христиане в храм. И нее удивительно, ведь храм - место, где незримо присутствует сам Христос. Родился человечек - его крестили, женился - венчали, при болезни - соборовались, исповедовались, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали. Слайд № 4.

Каждый прихожанин очень любит свой храм. И они на самом деле прекрасны и неповторимы - русские храмы. В храмостроительство вкладывался весь талант, любовь, русского человека. И в настоящее время современные архитекторы порой дивятся на дело рук прежних мастеров - зодчих - так называли раньше архитекторов.

Учащиеся запоминают названия храмов.

Отвечают на вопросы.

Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную:

Фронтальный. Наблюдение учителя.

 

5. Физкульт-минутка.

Интерактивная физминутка

Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физминутке.

Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Осуществлять профилактику утомления.

Коллективный.  Наблюдение учителя.

6.  Закрепление знаний и способов действий.

Формирование навыков счёта.

Неповторимы храмы, и у каждого есть свое название. Каждый храм освящен в честь либо великой победы, в честь православного праздника, православного святого, или в память о ком-либо.

Сердцем духовной жизни России был Московский Кремль. Чаще всего христиане входили в него через Спасские ворота, над которыми был помещен  образ Всемилостливого Спаса. Указом царя Алексея Михайловича было велено проходить под образом благочестиво: с крестным знамением и непокрытой головой. Самым главным собором Российского государства был Успенский собор Московского Кремля. Слайд № 5.  В нем молился перед Куликовской битвой святой благоверный князь Дмитрий Донской. Здесь венчались на царство русские государи. В соборе восходили на церковный престол российские патриархи (главные священнослужители). Поднимаемся по ступенькам храма и попадаем в притвор православного храма. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди. Слайд 6.Уважительно войдя в храм, мы увидели и узнали о его внутреннем  устройстве. Главная часть храма- алтарь, в котором находится Горнее место и святой Престол—места особенного присутствия Божия. Алтарь символизирует собой  Царство Небесное. Иконостас, на котором размещаются иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, освещенные разноцветными огоньками лампад (масляных светильников), отделяет алтарь от четверика (средней части храма).Четверик—это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.   Иконостас не просто стена (перегородка) между алтарем и средней частью храма, а он символически  (незримо) соединяет мир земной и Царство Небесное.        Слайды 6-10.

Рассмотрите иконы показанные на слайде №11.Назовите эти иконы.

Слайд № 12.Колокола.

Колокола являются необходимой принадлежностью храма.

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

  1. созывать верующих к  богослужению.
  2. выражать торжество Церкви и ее богослужений,
  3. возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения.

Кто из вас ребята, слышал колокольный звон? Какие чувства он у вас вызвал? Сейчас мы прослушаем колокольный звон в записи. (Звучит колокольный звон)

 Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например, пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

Слайд  № 13.Внутреняя роспись храма. Купол храма расписывался сюжетами из Библии.

Слайд №14.Правила поведения в храме.

1.Одежда для посещения храма должна быть скромной, неброской.

2.Мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина  должна находиться в храме с покрытой головой.

3.При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм трижды перекреститься совершив при этом 3 поясных поклона.

4.Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих, разговаривать.

Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы.

Записывают в тетрадь название соборов, храмов, название частей храма.

Записывают в тетрадь, что означает колокольный  церковный звон.

Вместе с учителем обсуждают правила поведения в храмах.

Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

Фронтальный, коллективный.

Наблюдение учителя, работы в тетради.

Самоконтроль

7. Итог занятия

Подведение итогов.

Беседа. С  какими храмами познакомились на занятии? Какие формы купола бывают  в церкви? Какая самая древняя церковь? Какой собор был самым главным в Московском Кремле?

Что такое иконостас ? Что такое икона? Какие иконы изображены на иконостасе? Какие правила поведения необходимо соблюдать во время посещения церкви?

Отвечают на вопросы

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Фронтальный

8. Рефлексивно-оценочный.

Обобщение

Вот и закончилось наше путешествие по храмам.

Что нового интересного узнали?

Что особенно понравилось?

 Какие вопросы у вас возникли?

О чем еще хотели услышать на нашем занятии?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выбирают сигнальную карточку

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Давать эмоциональную оценку деятельности  на уроке.

Наблюдение учителя Самоконтроль и самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".

Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...

Внеурочное занятие по Основам православной культуры с детьми 4 класса по теме «Иллюстрация к стихотворению «Солнышко»

Внеурочное занятие с детьми 4 класса, часто проводятся в игровой форме.В данном занятии игры нет, но дети с большим удовольствием включаются в работу и стараются принести домашнее задание до следующег...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"

Данное  занятие способствует формированию знаний у обучающихся  о  православных храмах  Санкт-Петербурга. Обучающиеся  научатся как входить и вести себя в православном храме, ...

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....