Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ПНШ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" составлена по учебнику Васильевой Т.Д. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики" для учащихся 4 класса УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_svetskoy_etiki.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/ Аносова С.И.

Протокол №______от

«____»__________2017г

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МАОУ «СОШ № 40»

_____________/Свириденко Е.В.

«___»__________2017г

«Утверждаю»

Директора «МАОУ СОШ № 40»

_____________/Цыбикжапов Б.Д.

Приказ № _____от

«___»__________2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Лазаревой Ирины Владимировны,

первой квалификационной категории

                                                                                                          ПО ОРКСЭ

                                                                            МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4«Б» класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  №____ от

«___»_________20___г

2017-2018 уч.год

г.Улан-Удэ

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями:

 Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 года №1089;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении перечней учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 – 2015 учебный год, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2014 г., регистрационный номер № 19776;

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299;

Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

 Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:

-от 01.2012 г. № 01/7887 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательныхучреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

- от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»

Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2014 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства Образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312»;

с учетом Основной общеобразовательной программы  начального общего образования  МАОУ «СОШ №40»,  Положением о рабочей программе на основе авторской  программы по курсу «Основы светской этики» 4 класс.  Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева

Основной целью модуля «Основы светской этики» предмета «Основы религиозных культур и светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, базирующемуся на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи модуля: формирование нравственно-культурного, морально-этического знания о человеке и обществе; расширение кругозора; пробуждение интереса к содержанию модуля, а значит, и к культуре своей страны.

Модуль «Основы светской этики» выбран родителями на родительском собрании.

Курс, раскрывающий «Основы религиозных культур и светской этики», по месту в учебном плане, и по содержанию  дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных  традиций России. Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.

 Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания модуля «Светская этика», входящий в учебный курс, должно обеспечить:

 понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

 знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

 формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

 формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

 формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

 знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

 укрепление веры в Россию;

 укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе. В авторскую программу изменения не внесены.

Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю.

 Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа. Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет  начинающееся  в 5  классе  изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.  

Количество часов в неделю по программе: 1 час

 Количество часов в год по программе: 34 часа

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  

Место и основные формы контроля:

Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

 Самоконтроль.

 Фронтальный контроль.

 Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

 Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся.  

1. Планируемые результаты освоения содержания модуля

Раздел 1. Введение в предмет. Обучающиеся узнают: что такое философия и этика, что они изучают, на какие вопросы стремятся ответить. В чем и как выражается мудрость, накопленная человечеством за тысячелетия. Какие «вечные» вопросы волнуют человечество с древности и до нашего времени. Что такое мораль и нравственность, как они связаны с этикой. Какое значение имеютмораль и нравственность в жизни человека. Какие традиции отношения к Родине исторически существуют в российском обществе. Что такое «малая родина» и какую роль она играет в становлении человека. Какие этические правила нашли отражение в мифах, легендах и сказках разных народов. Какие этические представления были у наших предков во времена Древней Руси.

Обучающиеся получат возможность научиться: применять понятия «этика», «мораль», «нравственность» для описания и анализа фактического материала; соотносить этические правила, содержащиеся в учебных и литературных текстах, с явлениями и фактами действительности; сопоставлять тексты на основе общих этических идей.

Раздел 2. Человек и мир. Обучающиеся узнают: какой смысл люди вкладывали в понятия «добро» и «зло» в разные эпохи и в разных культурах; как проявляются добро и зло в жизни человека. Что называется добродетелями и пороками, как они связаны с понятиями «добро» и «зло». Как добродетели и пороки влияют на жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми. Кто такой Конфуций и в чем заключается его учение о добродетелях благородства и справедливости. Как в разные эпохи люди отвечают на вопрос о смысле жизни. Что такое ценности с точки зрения этики. Почему жизнь человека – это самая большая ценность. Чему учит этика буддизма и кто такой Будда. Что такое совесть и что значит «жить по совести».

Обучающиеся получат возможность научиться: различать зло и добро и их проявления в жизни; оценивать с помощью этих понятий явления и факты действительности; различать добродетели и пороки, оценивать их значение в собственной жизни; применять полученные этические знания для самоанализа и самооценки.

Раздел 3. Человек в мире людей. Обучающиеся узнают: что такое толерантность и как проявляются в жизни уважительные отношения между людьми. Что такое конфликт и какие существуют способы разрешения конфликтных ситуаций. Какими этическими правилами регулируются отношения людей в семье. Какими этическими правилами регулируются дружеские отношения между людьми. Что такое этикет, какие существуют правила этикетаи почему их необходимо соблюдать. Как поступать бескорыстно и в чем может проявляться сострадание к другому человеку. О том, что такое нравственный выбор; как и почему люди совершают его. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. О нравственных основах иудаизма, христианства и ислама.

Обучающиеся получат возможность научиться: применять этические нормы в общении с другими людьми; применять этикетные нормы в повседневной жизни.

Раздел 4. Твой нравственный выбор. Обучающиеся узнают: что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.

Обучающиеся получат возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать собственное поведение; определять для себя перспективы личностного роста.

Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

 • умения работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

• навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

• логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность:

• совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

• адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

• совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

• формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

• совершенствовать умения излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность:

 • совершенствовать способность понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения; • формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность:

• формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

• формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

• развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительное и бережное отношение к их культуре;

 • развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

• развить этические чувства как регулятор морального поведения;

• воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

 • развивать начальные формы регуляции собственных эмоциональных состояний и рефлексии;

• развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

• развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

• формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение в предмет

Россия – наша Родина. Отношение к Родине. Малая родина.

Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источник мудрости. Басни Эзопа.

Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.

 Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источник первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.

Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.

Раздел 2. Человек и мир

Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.

Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.

Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».

Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.

Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.

 Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.

Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».

Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.

Раздел 3. Человек в мире людей

Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.

Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.

 Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы. Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.

 Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.

Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.

Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.

Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.

Подвиг. Подвиг в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.

Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл Десяти заповедей.

Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.

Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.

Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммед.

Раздел 4. Твой нравственный выбор

Духовные ценности и их значение в жизни людей.

Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.

Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.

Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.

Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.

Основные термины и понятия:

Благородство, благопристойность, благотворительность; взаимопонимание, воля; героизм, гуманность, гуманизм; добро, добродетель, доброта, достоинство, дружба, духовность; жизнь; закон, заповедь, здоровье, зло; истина; конфликт, красота; любовь; милосердие, мораль, мотив, мудрость, мыслитель, мысль; награда, норма, нравственность; общежитие, обязанность, ответственность; память, патриот, патриотизм, подвиг, правило, право, притча, порок, поступок, потомки, предки; разум, Родина, Россия; свобода, семья, самосовершенствование, совесть, сострадание, спор, справедливость; терпимость, толерантность, труд; уважение; философия, философ; ценность; этика, этикет.

        

.

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

урока

Раздел,

тема

Кол-во часов

Основные  виды учебной деятельности

Д/З

Раздел 1. Введение в предмет (5 часов)

1

Россия – наша Родина

1

Читать и осмысливать учебные и художественные тексты;

работать с информацией; отвечать на учебные вопросы; участвовать в беседе и обсуждении, находить аргументы и представлять их, выражая собственную точку зрения.

Развивать представление об образе малой и большой Родины, формулировать понятия: «малая родина», «Родина».

Осознавать важность для человека ценить свою Родину, свой дом, семью, город или село и общий дом человечества — планету Земля.

Учиться определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества. Участвовать в выполнении творческих заданий, образно выражать понятия и явления («с чего начинается Родина»)

Нарисовать рисунок

«С чего начинается Родина»

2

Мудрость, собранная веками

1

Осмысливать, оценивать учебные и художественные тексты, отвечать на вопросы.

Участвовать в беседе и обсуждении, находить аргументы для представления своей точки зрения.

Развивать представления о духовной культуре и морали, роли общечеловеческих ценностей в жизни людей. Осмысливать представление некоторых этических категорий («истина», «правда»). Работать со словарем. Знакомиться с литературными жанрами (притча, пословица). 

Участвовать в игровых имитациях проблемных ситуаций, искать пути их оптимального разрешения. Сопоставлять примеры народной мудрости и образцы нравственного поведения

Найти притчу о дружбе

3

Этика. Мораль. Нравственность

1

Осмысливать, оценивать учебные и художественные тексты, пересказывать тексты. Осмысливать, оценивать и интерпретировать события, описываемые в текстах, явления и факты с использованием новых лексических единиц. Работать со словарем. Участвовать в беседе и обсуждении. Подбирать аргументы для защиты своей позиции. Развивать представления о морали и нравственности, их взаимосвязи и роли в жизни людей.

Уч. стр.20 «Проверь себя»

4

Этика в древности. Мифы, сказки, легенд

1

Осмысливать, оценивать и интерпретировать события, явления и факты с использованием новых лексических единиц. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе. Представлять свою точку зрения с использованием аргументов. Выборочно пересказывать тексты. Понимать значение и смысл этики. Уметь находить смысл в мифах, сказаниях и легендах. Выполнять творческие работы. Осмысливать общие элементы культуры, этических учений и религиозных вероучений народов и этносов на земле

Напиши правила поведения, которые люди должны обязательно соблюдать

5

Этика Древней Руси

1

Осмысливать прочитанный текст. Работать со словарем (примеры мало- употребляемых слов, архаизмов). Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе и обсуждении. Представлять собственную точку зрения, подбирать и формулировать аргументы в ее защиту. Сравнивать тексты, сопоставлять разные точки зрения. Сопоставлять иллюстрации с текстами. Готовить сообщение: собирать информацию, выстраивать ее в определенной последовательности

Уч.стр.34

«Проверь себя»

Раздел 2. Человек и мир (8 часов)

6

Добро и зло

1

Понимать основную мысль текста. Выделять ключевые слова. Ставить вопросы к прочитанному. Отвечать на учебные вопросы разных видов. Участвовать в обсуждении и беседе. Сравнивать различные жанры произведений (притча и стихотворение). Давать оценку жизненным ситуациям. Сопоставлять разные точки зрения. Высказывать собственную позицию по теме урока, подбирать аргументы в ее защиту. Работать индивидуально.

Уч.стр.42

«Проверь себя»

7

Добродетели и пороки

1

Ставить вопросы к тексту. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Работать со словарем. Принимать участие в обсуждении и беседе. Аргументировано представлять свою точку зрения. Давать оценку бытовым ситуациям, изложенным с тексте и изображенным художником, с точки зрения их пользы для приобретения нового опыта. Работать с иллюстрациями: сравнивать, находить фрагменты, детали; использовать иллюстративный материал для подтверждения идеи текста. Выразительно читать стихотворение.

Привести пример щедрости

8

Добродетели благородства и справедливости

1

Анализировать прочитанный текст, формулировать выводы из прочитанного. Выделять ключевые понятия. Ставить вопросы к прочитанному. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе, аргументировать свои ответы. Работать со словарем. Выполнять работу по плану. Работать индивидуально, формулировать учебную задачу, цель собственной деятельности

Напиши, чему может научиться современный человек у Конфуция.

9

Смысл и ценность жизни

1

Осмысливать прочитанные тексты. Анализировать прочитанный текст, формулировать выводы из прочитанного. Сравнивать полученную информацию. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе. Давать оценку жизненным ситуациям, уметь использовать их в качестве аргументов.

Уч.стр.65

«Проверь себя»

10

Ценности человеческой жизни

1

Осмысливать прочитанный текст. Ставить вопросы к прочитанному. Комментировать факты и явления. Выбирать необходимую информацию из текста. Высказывать свое отношение к услышанному. Анализировать свое эмоциональное состояние в процессе чтения. Работать со словарем. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе. Понимать значение и смысл слов «ценности», «истинные ценности», «ложные ценности», уметь различать их и определять их значимость для людей. Решать проблемную ситуацию на основе полученной информации.

Написать мини-сочинение

«Если б у меня был «неразменный рубль»

11

Человеческая жизнь как высшая ценность

1

Осмысливать прочитанное: комментировать, анализировать, ставить вопросы к прочитанному. Имитировать проблемную ситуацию, искать выход из нее. Анализировать свое эмоциональное состояние в процессе чтения. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свои суждения, вырабатывать свою точку зрения, аргументировано защищать ее. Сравнивать понятия и явления. Формулировать учебную задачу, цель собственной деятельности.

Сообщение о буддизме.

12

Для чего живет человек

1

Осмысливать услышанную информацию. Выделять ключевые понятия. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свое суждение на заданную тему или по прочитанному тексту. Аргументировано представлять соб- ственную точку зрения. Решать творческие задачи (придумайте несколько вариантов продолжения рассказа, попробуйте разгадать… и вы поймете…). Формулировать учебную задачу, цель собственной деятельности.

Уч.стр.85 «Проверь себя»

13

Совесть

1

Осмысливать прочитанные тексты, выделять в них главную мысль, ключевые понятия. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Представлять свою точку зрения. Находить аргументы в защиту своей позиции. Развивать внутреннюю установку по- ступать согласно своей совести.

Уч.стр.91 «Проверь себя»

Раздел 3. Человек в мире людей (12 часов)

14

Толерантность        

1

Комментировать текст. Осмысливать полученную информацию. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Ставить вопросы к тексту. Представлять свою точку зрения, находить и приводить аргументы в ее пользу. Работать с новыми понятиями и со словарем. Давать оценку жизненным ситуациям, использовать их в качестве примеров. Имитировать игровые проблемные ситуации на уроке, уметь высказывать свое отношение к явлениям, находить выход, подбирая оптимальный и бесконфликтный вариант (разыграй сценку). Овладевать коммуникативными навыками общения и взаимодействия в малой группе, бесконфликтного решения ситуаций. Писать творческую работу (эссе) на заданную тему. Ставить цель учебной деятельности и составить план ее реализации.

Напиши эссе на тему «Почему нужно пытаться ужиться с другими людьми»

15-16

Человек в семье

2

Отвечать на учебные вопросы разных типов. Осознавать, что семья - источник нравственных отношений. Участвовать в беседе. Высказывать свою точку зрения, защищать ее. Уметь обосновать свое суждение. Сравнивать различные понятия. Работать со словарем. Выполнять творческую работу – уметь писать мини-сочинение или эссе на заданную тему. Интервьюировать других, отвечать самому на вопросы анкеты. Работать в малых группах. Осуществлять проектную деятельность

Проект «Моя семья»

17

О дружбе

1

Осмысливать прочитанное, выделять главную мысль текста. Сравнивать понятия – находить общее и различия. Выделять признаки, по которым можно определить дружбу. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы в ее защиту. Участвовать в беседе, обсуждении. Подбирать аргументы своим высказываниям. Работать со словарем. Работать с иллюстративным материалом, видеть, как он соотносится с текстовой информацией. Сравнивать полученную информацию с имеющимся опытом.

Найти 3-4 пословицы о дружбе

18

Этикет

1

Осознавать роль и значение этикета в жизни людей. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Высказывать аргументировано свою точку зрения. Участвовать в беседе, обсуждении.

Выпуск стенгазеты

«Человек в школе»

19-20

Милосердие и благотворительность

2

Осмысливать услышанную информацию (сопоставить, сравнить, оценить, выделить ключевые понятия). Отвечать на учебные вопросы разных типов. Высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы в ее защиту. Участвовать в беседе, обсуждении. Работать с иллюстрациями – находить их связь с темой урока. Участвовать в организации и проведении виртуальной экскурсии. Участвовать в выполнении мини-проекта и его презентации. Работать в группах.

Нарисовать эмблему волонтёрской организации, прочитать

повесть А.Гайдара «Тимур и его команда»

21

Януш Корчак – врач, писатель, педагог

1

        Осмысливать полученную информацию. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свои суждения и подбирать к ним аргументы. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в творческой работе. Работать в группах.

Мини-сочинение

«Роль учителя в жизни детей»

22-23

В жизни всегда есть место подвигу

2

Обсуждать прочитанный текст, уметь ставить к нему вопросы, выделять основную мысль текста. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Уметь работать с иллюстрациями, находить в них подтверждение тексту, общие с текстом фрагменты. Сравнивать иллюстрации с текстом, понимать и объяснять, как одна и та же тема раскрывается в тексте и в сюжете иллюстрации. Комментировать текст фотографиями. Участвовать в выполнении мини-проекта (анкетирование, сбор материала, его представление в виде рассказа, сообщения). Выразительно читать стихотворение.

Проектная работа

«Подвиги детей»

24

Свобода и ответственность

1

Давать оценку прочитанному. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Высказывать свое мнение, подбирать аргументированное обоснование. Давать характеристики этическим категориям. Приводить примеры литературных произведений, герои которых проявляли ответственность. Высказывать свое отношение к услышанному. Анализировать свое эмоциональное состояние в процессе чтения

Уч.стр.146 «Проверь себя»

25

Заповеди – нравственные законы

1

Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Высказывать свое мнение, подбирать аргументированное обоснование. Работать с иллюстративным материалом, с примерами портретной живописи и скульптуры. Сравнивать текст и изображение, находить общие детали. Работать со словарем. Ставить цель индивидуальной деятельности и выбирать средства для ее реализации

Уч.стр.153 «Проверь себя» или сообщение об иудаизме

26

Заповеди любви

1

Осмысливать прочитанное, выделять ключевые понятия и категории, давать им характеристику. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Принимать участие в беседе, обсуждении. Аргументировано высказывать свою точку зрения. Работать с иллюстративным материалом. Задавать цель учебной деятельности и составлять план ее реализации.

Сообщение о христианстве

27

Еще о законах человеческого общежития

1

Осознавать, что лежит в основе человеческих отношений. Выделять поведенческие модели, давать им характеристику, рассматривать и осмысливать их в контексте ценностей, символов, смыслов разных культурно-религиозных традиций. Сравнивать этические понятия и находить в них общее и различное. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Выделять цель индивидуальной учебной деятельности и выбирать средства ее достижения

Сообщение об исламе

Раздел 4. Твой нравственный выбор (7 часов)

28

Духовные ценности

1

Осмысливать услышанную информацию. Комментировать тексты, ставить к ним вопросы. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свою точку зрения, подбирать к ней аргументы. Нарисовать рисунки к притче (творче- ская работа)

Уч.стр.174 «Проверь себя»

29-30

О самосовершенство-вании

2

Выделять ключевые понятия из текста. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Уметь придумывать проблемные вопросы по теме урока. Имитировать игровые ситуации на уроке. Участвовать в обсуждении, беседе. Работать с иллюстративным материалом. Работать со словарем. Работать с мини-проектом. Оценивать ситуацию, опираясь на собственный опыт.

Мини-проект «Кто я?»

31

Этика для себя

1

Осмысливать услышанную информацию. Осознавать значение этических норм в своей жизни и жизни других людей, уметь сопоставлять эти примеры. Понимать проявление этических норм в своей жизни. Отвечать на учебные вопросы разных видов. Участвовать в обсуждении, беседе. Высказывать свое мнение, находя аргументы в его поддержку. Написать мини-сочинение на заданную тему

Мини-сочинения

«Отличия между людьми»

32

Твои права или Конвенция о правах ребенка

1

Осмысливать и комментировать прочитанное. Участвовать в обсуждении, беседе. Сравнивать разные позиции, находить в них общее и различное. Высказывать свою точку зрения, находить аргументы и контраргументы. Работать в группах. Овладевать навыками публичного выступления. Написать заметку в школьную газету.

Напиши заметку в стенгазету

«Я имею право…»

33

Что должны знать дети о правах и законе

1

Обсуждать учебные тексты. Работать с различными источниками информации. Имитировать игровые учебные ситуации. Выбирать позиции в обсуждении. Участвовать в обсуждении, объяснять свой выбор. Придумать и сделать иллюстрации к тексту (творческая работа). Работать в парах, группах. Инсценировать ситуации, в котором ребёнок должен защищать свои права.

34

Твой багаж в дорогу жизни

1

Осмысливать услышанное. Отвечать на вопросы текста. Участвовать в беседе, обсуждении. Аргументировать свою точку зрения, сравнивать ее с другими. Написать мини-сочинение на заданную тему.

Мини-сочинение

«Мир, в котором я хочу жить»

Учебно-методический комплект:

Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс. Примерная рабочая программа по учебному предмету. М.: Академкнига/Учебник.

Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник (электронная и печатная формы).

Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И., Яковлева Л.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/ Учебник.

Методическая поддержка: www.akademkniga.ru; www.pnh.eokom.ru

Приложение 1

Лист самоанализа

Ф.И.ученика______________________________________________________________________________________4 класса______

Тема урока

Ключевые слова темы

Главные мысли урока

Смог(ла) ли ты ответить на вопросы

блока  «Проверь себя»

Да

Частично

Нет

Да

Частично

Нет

Да

Частично

Нет

Да

Частично

Нет

Да

Частично

Нет

Да

Частично

Нет

Да

Частично

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....