Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Евстафьева Валентина Константиновна

Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур 

в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур по ФГОС

в 4 классе

Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира

Задачи:

  1. Выявить сущность понятий: заповедь, скрижали.
  2. Познакомить с заповедями христианства, ислама и буддизма.
  3. Показать сходства и отличия заповедей данных религий мира.
  4. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.
  5. Воспитывать терпимость в отношении к культурам религий мира.

Метапредметные результаты: Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию): осознавать познавательную информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; понимать информацию, представленную в виде таблицы; переводить её в словесную форму; обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. Коммуникативные результаты: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Нравственный вывод: учиться бороться с завистью, жадностью, злостью.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Организация пространства: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер; проектор; презентация; видеофильм; учебник «Основы мировых религиозных культур, 4-5 класс, Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.; карточки с названиями групп; текст с заповедями; тексты с отрывком из рассказа о Моисее; книга «Ветхий Завет»; толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент (психологический настрой)  1 минута

Цель этапа: создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке религии.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело.

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по основам мировых религиозных культур. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте всем удачи.

Итак, начнём.

Проверка готовности к уроку.

Открываем тетради, записываем число.

Правильная посадка при письме.  

Свою работу на уроке будем оценивать по следующим критериям (на доске)

 

 Приветствие  учащихся.

Записывают в тетрадь

6 баллов – «5»

5-4 балла – «4»

3-2 балла – «3»

1 балл – «2»

Самоопределение,     смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок (Л) Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р).

   

II. Актуализация знаний  7 минут

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, выявить активность учащихся при выполнении задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о праздниках. Какое д/з было? Давайте выполним проверочное задание на тему «Праздники».

Справимся с заданием? Поставьте себе прогностическую оценку.

Запишите в тетрадь пропущенные слова:

СЛАЙД 2

1. Песах (Пасха) - главный праздник …… (иудаизма)

2. Рождество Христово – это день рождения …… (Иисуса    Христа)

3. Мавлид - день рождения пророка ……. (Мухаммада)

4. Дончод - день рождения, просветления и ухода из земного мира …. (Будды)

Поменяйтесь тетрадями, выполните проверку по эталону. СЛАЙД 3

Оцените свою работу. Кто поставил себе 2б?1б? Почему?

Молодцы! Успешно справились с заданием!

А сегодня нам предстоит узнать о том, что в учениях всех религий существует что-то общее. И это общее касается правил поведения человека. Вот как правила дорожного движения – во всем мире принято ездить так, чтобы не было аварий. Так и правила поведения – представители разных религий стараются жить так, чтобы не причинять зла ближнему. Давайте сегодня познакомимся с этими правилами поведения.

                                                                                               

Индивидуальная работа

Записывают в тетрадь

Прогностическая оценка

Самопроверка по эталону.

2балла (5) – 0 ошибок;

1балл (4-3) – 1-2 ошибки;

0 баллов (2) – более 2 ошибок

Ретроспективная оценка

Внимательное слушание собеседника, понимание его высказывания (К)

III. Формулирование темы урока, постановка цели    6 минут

Цель: Стимулировать активность детей, мобилизовать их знания, умения.

 

Прочитайте высказывание к нашему уроку. СЛАЙД 4

«Завистливый и жестокий человек печален потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло»

Уилфред Бион

О чем это высказывание?

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай, чтобы там встретить Бога и получить от него заповеди.  СЛАЙД 5

Попробуйте определить тему урока. Для того, чтобы подтвердить наши предположения, откроем учебник на стр. 68.                    

«Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»  СЛАЙД 6

Поставьте себе учебную задачу.

О заповедях религий мира мы  будем говорить сегодня. Сравним, что общего между данными заповедями и чем они отличаются. Записываем тему урока в тетрадь.

 

 

Ответы обучающихся

Формулируют  тему, цель  урока.

Запись на доске

Записывают в тетрадь тему урока.

Формулируют задачу на урок

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; (Л)

Понимание учебной задачи (Р)

IV Первичное усвоение новых знаний 10 минут

Цель этапа: познакомить с основными понятиями темы: заповедь, скрижали.

Что же это такое заповеди? Откуда они взялись? Оказывается, у иудеев и христиан древние правила поведения общие. Взялись они от Бога – Сам Бог передал заповеди пророку Моисею.

Как это было? Узнать ответ нам поможет Книга «Ветхий Завет». В нем есть рассказ о том, что три с лишним тысячи лет назад человек по имени Моисей вывел свой народ – еврейский из египетского плена СЛАЙД 7  

Прочитайте самостоятельно отрывок рассказа, карандашом подчеркните незнакомые понятия.

СЛАЙД 8

«Сбежав из плена, люди странствовали по пустынным местам в поисках той земли, где могли бы жить безопасно и свободно. И вот однажды они достигли горы, которая называлась Синай. Неподалеку от этой горы люди решили отдохнуть, устроились на стоянку. И вдруг…

И сошел Господь на вершину горы Синай, и призвал Господь Моисея, и взошел Моисей...»

СЛАЙД 9

О чем же они говорили – Бог и человек? Попробуйте представить себя на месте Моисея. О чем бы я спросил Бога при встрече? О погоде?

Конечно же о самом главном – как человеку в этом мире жить без зла, чтобы жизнь долгой и счастливой была? И чтобы потом не попасть в ад.

И Бог ответил на этот вопрос очень подробно. А чтобы Моисей ничего не забыл, и чтобы народ в правдивости слов Моисея был убежден – Сам Бог на каменных плитах начертал правила жизни. Эти правила называются «заповеди». А каменные плиты с заповедями называются «скрижали».

Откройте толковый словарь и найдите значения слов «заповедь» и «скрижали», а Яна, Настя, Алина и Рома ищут определения в интернете.

Сравниваем свою работу с эталоном СЛАЙД 10                               

Чтобы узнать, о чем же гласят заповеди разных религий, мы разделимся на группы: христианство, ислам, буддизм и поработаем с учебником.

Ответы обучающихся

Смысловое чтение

Дети высказывают предположения.

Проговаривание.

Работа в паре со словарём

Работа с ИКТ

Устные ответы обучающихся

Проверка по эталону

В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу (Р)

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью (К)

Поиски способов решения проблемы (П)

V. Первичная проверка понимания  6 минут

Цель этапа: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах; развивать умение работать с учебной литературой, умение выделять существенную информацию из источника

Прочитав страницы 68-71, выпиши основные заповеди о том, как должен жить и вести себя человек, принявший ту или иную религию. Сможете справится с этим заданием? Поставьте себе прогностическую оценку. 

Выступает 1 представитель от группы.

Христианство 1 группа

Основа нравственности: Основой всего сущего – является любовь к Богу. Не делай ближнему того, что неприятно тебе.

Справились с заданием? Поставьте себе ретроспективную оценку.

Ислам 2 группа

Основа нравственности: Человеческая жизнь является наивысшей ценностью, а убийство одного человека приравнивается к убийству целого человечества. 

Справились с заданием? Оцените свою работу.

Буддизм 3 группа

Основа нравственности: Не причинять вред любому живому существу.  СЛАЙД 11

Справились с заданием? Поставьте себе ретроспективную оценку.

Поднимите руки те, кто поставил себе 2 балла, 1 балл. Почему?

Вывод: Чем отличаются заповеди каждой религии?

Что общего между заповедями данных религий?

Физкультминутка (буддийская мантра Ом) 1 минута

Ребята, вспомните были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы не знали как отреагировать на поступки других людей?

V. Первичное закрепление   10 минут

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний 

Задание группам:

Попробуем со стороны посмотреть на поступки героя м/ф снятого на основе произведения Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб». Во время просмотра внимательно следите за действиями главного героя, вокруг которого разворачиваются события. На листах отмечайте те заповеди, которые нарушает Филька (главный герой). Сможете увидеть те заповеди, которые нарушает герой мультфильма? Хорошо! Поставьте себе прогностическую оценку.

ВИДЕОРОЛИК

Сюжет понятен?

1 группа:

По религии христианства было нарушено основное правило:

Не делай ближнему того, что неприятно тебе.

Справились с заданием? Оцените свою работу.

2 группа:

По религии ислама были нарушены следующие правила:

Человеку необходимы добрососедские отношения.

Справились с заданием? Оцените свою работу.

3 группа:

По религии буддизма Филька нарушил самое главное правило:

Не навреди всему живому на земле.

Справились с заданием? Оцените свою работу.

СЛАЙД 12

Как Филька исправил ситуацию? Если бы Филька знал заповеди, поступил бы так? Проявил ли Филька заботу о слабых? Милосердие? На следующем уроке мы более подробно рассмотрим эти понятия.

Вывод: Как заповеди помогают людям? Чему они учат?

Групповая работа (христианство, ислам, буддизм)

Прогностическая оценка

Работа по учебнику

Дети читают материал в учебнике и выдвигают основу нравственности.

Выступление групп

Ретроспективная оценка

Взаимопроверка.

Взаимооценка.

Ретроспективная оценка

Дети высказывают свои мнения.

1.Движения глаз(влево,вправо,вниз,вверх); 2.«Достать плечами уши» 3.Ладони в форме «лотоса» за спиной, ноги прямо(правая вперёд-левая назад, чередуем), наклон вперёд не сгибая спины

Группы меняют названия

Групповая работа (христианство, ислам, буддизм)

Знакомятся с фильмом; отмечают заповеди в группах.

Выступление групп

Ретроспективная оценка

Взаимопроверка.

Ретроспективная оценка

Взаимооценка.

Ретроспективная оценка

Ответы обучающихся

Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Р)

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием -учебной литературы; осуществляют синтез как составление целого из частей (П)

Формулируют собственное мнение и позицию (К)

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню (Л)

Умение выделять существенную информацию (П)

Удерживать учебную задачу в процессе работы (Р)

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы (К)

Оценивать правильность выполнения задания; достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока (Р)

Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание. (К)

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)   5 минут

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.                                                                                                                                                                                  

Решили ли вы поставленную в начале урока задачу?

Посчитайте баллы, поставьте себе оценку. Кто поставил себе «5»? Молодцы! «4»? Почему?

Домашнее задание (стр. 68-71) инструктаж  СЛАЙД 13

Работа с оценочным листом СЛАЙД 14                                                                                                                                                                                           

Наш урок заканчивается, пора подвести итоги.

Оцените свою работу на уроке.

На партах у вас есть цветные смайлики (зеленый, желтый, красный), которые охарактеризуют  вашу работу на уроке по трем направлениям:

урок прошел

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Урок окончен! До свидания!

Оценивают свою работу на уроке

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"...

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках основ мировых религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонациональ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...