Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Нуретдинова Гульнур Раисовна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klassokse.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета ОРКСиЭ

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии:основы религиозных культур народов России

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании

конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

раскрывать содержание основных составляющих православной, исламской, буддийской, иудейской  культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

– ориентироваться в истории возникновения православной, исламской, буддийской, иудейской  религиозной традиции, истории её формирования в России; – на примере  религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;                                                – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;                                                                                                                               – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;                                                                                                                          – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.  

 – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание,

-регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;                                                                          

– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;                                                                                        – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;                                 – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.  

 – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Регулятивные УУД

- применять подбор

информации для составления сообщений.

- работать по предложенному учителем плану

- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

Познавательные УУД:

-  отвечать на простые вопросы учителя

-составлять рассказы на основе простейших моделей

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

-проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

Коммуникативные УУД:

-соотносить свою позицию до других.

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-слушать и понимать речь других

-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи  

-участвовать в диалоге

-высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства

- Формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос-

сии, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

• становление гуманистических и демократических ценностных

ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии

и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Содержание учебного предмета.

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Основы православной культуры

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиального народа России.

14

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

8

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

7

Основы иудейской культуры

5

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету ОРКСиЭ

«Основы  духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»  А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров 4 кл: Просвещение, 2012.

Тема урока

Кол во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Календарные сроки

План

Факт

Основы православной культуры (14ч)

1

Введение в предмет.Наш дом-Россия.

1

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Становление гуманистических и демократических

ценностных ориентаций

2.09

2.09

2

Древние предания христиан

1

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею . Десяти заповедей на горе Синай.

Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.

10.09

10.09

3

Древние предания христиан

1

17.09

17.09

4

Возникновение христианства

1

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.

24.09

24.09

5

Возникновение христианства

1

1.10

6

Христианская церковь

1

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления об устройстве Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством

8.10

7

Христианство на Руси

1

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

14.10

8

Повторение изученного.Проверочный тест

1

Закрепление ,повторение  знаний умений навыков

21.10

9

Христианские святые.Православный храм

1

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.

Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме.

28.10

10

Христианские святые.Православный храм

1

11.11

11

Христианские праздники и таинства

1

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и сознавать их важность в жизни христианина.

18.11

12

Христианские праздники и таинства

1

25.11

13

Католики и протестанты

1

- Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия.

Характеризовать суть понятия «чистилище».

Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупнейших протестантских лидеров.

2.12

14

Проверочный  тест

1

Закрепление ,повторение  знаний умений навыков

9.12

Основы исламской культуры (8ч)

15

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

1

Знать основные события жизнедеятельности пророка Мухамада.

Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат

16.12

16

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

1

23.12

17

Во что верят мусульмане

1

Знать содержание основных норм шариата.

Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман.

13.01

18

Во что верят мусульмане

1

20.01

19

Повторение изученного .Тест

1

Закрепление ,повторение  знаний умений навыков

27/01

20

Мусульманские обряды и обычаи

1

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление об устройстве мечети.

3.02

21

Мусульманские обряды и обычаи

1

10.02

22

  Творческий проект. «Семейные праздники и традиции»»

1

Систематизация знаний по теме «Ислам»

Основы иудейской культуры( 7ч )

23

Иудаизм-древняя религия

1

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России.

24.02

3.03

24

Иудаизм-древняя религия

1

3.03

25

Во что верят иудеи

1

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения.

Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа.

10.03

26

Во что верят иудеи

1

27

Обычаи и обряды иудеев

1

Знать основные иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.

24.03

28

Внеклассное мероприятие.Заочная экскурсия «Обычаи и обряды иудеев»

1

Систематизация знаний по теме «Иудаизм»

7.04

29

Проект « «Значение религии в жизни человека»

1

Систематизация знаний по теме «Иудаизм»

14.04

Основы буддийской культуры(5ч)

30

Кто такой Будда

1

Знать основные этапы деятельности Будды.

Иметь представление о медитации.

Понимать значение просветления Будды в истории буддизма

31

Во что верят буддисты

1

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма

32

Во что верят буддисты

1

33

Промежуточная аттестация в форме проекта

1

Систематизация знаний

34

Направления и обряды буддизма

1

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне.

Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....