"Духовно - нравственные ценности"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Бугакова Елена Юрьевна

Конкурсная работа "За нравственный подвиг учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bugakova_sosh_no18_za_nravstvennyy.rar48.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Духовно - нравственные ценности»

Цель: создать условия для формирования духовно-нравственных качеств и стремление жить на основе этих понятий

Задачи: 

- раскрыть смысл понятий «материальные» и «духовные» ценности;

- расширить знания учащихся о  понятиях «милосердие», «добро», «добросердечность», «человеколюбие» как основ духовно – нравственных качеств;

- воспитывать чуткое отношения к  окружающим, порядочность, доброту как воплощение христианских норм общечеловеческих ценностей

Форма проведения занятия: групповая

Возраст учащихся: 3-4 класс

Оборудование:

словарь С.Ожегова, атрибуты православных праздников, 2 шкатулки, папки с заданиями  для групп, предметные тематические картинки, на каждого маленькие солнышки с лучиками для заполнения понятий по теме занятия, запись  песни «Дорогою добра», автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.

Ход занятия:

1.Вступление.

Учитель

-Послушайте! Вы слышите? (Запись дождя, сменяющаяся пением птиц.)

Дождь прошел, и радуга повисла,

 будто все проснулись ото сна.

 Это  во все небо коромысло,

 нам напомнило, что пришла весна.

        Весна – не просто одно из времен года, это новая жизнь. Время прекрасного настроения. Сейчас идут пасхальные дни. Христос Воскресе, говорю я вам! В эти весенние, светлые  и торжественные дни Пасхи желаю добра, благополучия и мира вашему дому! Моя бабушка  очень любила эти дни. Она была набожной и мудрой.

2.Мотивация темы и цели

Учитель

-Мне в наследство от неё достались две шкатулки. Посмотрите, что лежит в одной из них. Это ценные вещи? Говорят, что это  материальные ценности.(карточка с понятием на доску)

Дети

-Это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что можно увидеть, потрогать, использовать. (Под карточкой «материальные ценности» ребята прикрепляют соответствующие  тематические картинки)

Учитель

- А для чего нужны они людям?

Дети

 -Чтобы украсить, упростить, облегчить жизнь людей. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в школе и  квартире также относится к материальным ценностям.

Учитель

- А теперь заглянем во вторую шкатулку. Как вы считаете, почему мудрая бабушка оставила её пустой? Что же здесь может быть не менее ценного?

3.Словарная работа

Учитель

-А как бы вы дали определение слова  «ценность»? Обратимся к словарю С. Ожегова.

 Дети

-Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление. Ценности бывают двух видов – материальные и духовные.

Учитель                                                                                                                                           

- Предлагаю в совместной работе  раскрыть содержание основных духовных  ценностей человека и попробуем в течение занятия заполнить вторую шкатулку карточками с этими понятиями.  

3. Задания по  группам

Учитель

-Ребята, кто знает, в одежду какого цвета  облачается священник в самый главный церковный праздник, праздник праздников? А ещё какого цвета может быть одежда священника?

Дети

Всех цветов радуги в зависимости от православного праздника.

Учитель

-У каждой группы на столах расположены предметы, которые имеют отношение к различным православным праздникам. Рассмотрите их и постарайтесь правильно определить цвет задания вашей группы. Объясните свой выбор.

(атрибуты у каждой группы:1.Пасха, писанки(красный); 2. Веточка вербы (зелёный)3. Яблоко, виноград(жёлтый)  4. Лёгкий шарф посыпанный белым(Покров)-(голубой) 5.Елка с новогодними игрушками(Рождество-белый)

- Выполняя «цветные» задания, каждый в  группе фиксирует  ответы  товарищей, заполняет карточки на лучиках солнышка, дополняет своими понятиями духовных ценностей.

 (В группах розданы материалы с заданиями. Ребята выполняют задание, вкладывают в  пустую шкатулку карточки с  выбранными ими понятиями нравственных ценностей.)

        1 группа.  Женщина со своими двумя сыновьями осталась в Ленинграде. Они голодали и замерзали. Однажды к ним зашла соседка, у которой украли продовольственные карточки, она была чуть жива. И мать мальчиков налила ей кипятку и положила маленький кусочек сахара, свою долю. Потом сыновья спросили мать, зачем она отдала сахар, ведь у них у самих есть нечего, на что мать сказала, что женщина может умереть с голоду, а людям надо помогать. Через несколько дней соседка умерла от голода. И мальчики откалывали кусочки сахара со своей доли для матери, чтобы она не умерла. Так, помогая друг другу выжить, они остались в живых.

Задание. Прочитайте текст. О чем он? Какие духовные качества проявлялись у людей в такое тяжелое время? Напишите на своих цветных  карточках  и солнечных лучиках слова,  относящиеся к духовным ценностям.

Ответ детей

Это рассказ о жизни блокадного Ленинграда о милосердии, о человечности. Мать проявила милосердие к другому человеку, и на собственном примере воспитала в своих детях чуткость, доброту, человеколюбие.

2 группа.

Задание.Вам предложен список ценностей. Обсудите и отметьте галочкой  только духовные ценности. Запишите правильные понятия на свои цветные карточки, солнечные лучики

справедливость

одежда

красота

свобода

автомобиль

деньги

милосердие

еда

дружба

честность

игрушки

семья

дом,квартира

драгоценности

знания

творчество

3 группа

Н. Чабаевский «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились на пятерки.

-Мы во всем одинаковые!- говорили девочки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

-Я получила по математике «пять», а Вера- « тройку». Мы уже не одинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку и грустно сказала:

- Да, ты стала хуже…

-Я? - удивилась Соня. Но ведь  «тройку»-же получила не я!

-Тройку получила Вера, но ведь она получила ее, потому что на днях болела.

А  ты обрадовалась – и это значительно хуже.

Задание. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как бы вы поступили на месте Сони? О каких  важнейших нравственных, человеческих ценностях стоит напомнить Соне? Запишите на цветной карточке и солнечных лучиках.

Ответы детей. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья  отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, сострадание. Добрый человек – значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

4 группа

Задание.

Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте их внимательно.  Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важные для вас лично, обведите номер в кружок. Добавить 3 своих понятия, допишите на цветных карточках и солнечных лучиках

Список ценностей:

  1. Любить семью, близких.
  2. Дружба.
  3. Помогать родителям.
  4. Быть добрым.
  5. Сочувствовать и помогать другим.
  6. Справедливость.
  7. Учиться и быть образованным.
  8. Уважать  старших.
  9.  Свобода.
  10.  Радость.
  11.  Книги, картины, скульптуры.
  12.  Преданность.
  13.  Забота.
  14.  Беречь  природу.

- Представьте, к вам постучались в дом и потребовали отдать две ценности. Какие отдадите? – Зачеркните их.

5 группа. 

  Доброта издавна ценилась на Руси. Русский народ немало сложил пословиц и поговорок о доброте и добросердечности. Ещё с древних времён родители наставляли своих детей следующими словами, своего рода кодекс воспитания.

Задание. Соедините  начало пословиц  с их продолжением. Запишите на солнечных лучиках примеры духовных ценностей.

Добро помни, а … (зло забывай).

За добро … (добром платят).

Доброе слово лечит, а … (злое калечит).

Не одежда красит человека, а … (добрые дела).

Торопись на доброе дело, а …(худое само приспеет).

Кто добро творит, …(тому бог отплатит).

Без добрых дел нет …(доброго имени).

Худо тому, кто … (добра не делает никому).

Релаксация под запись пения птиц

        Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой.

4. Защита ценностей каждой группы

- Послушаем, какими словами, определяющими  духовно - нравственные ценности  каждая группа наполнила пустую шкатулку.

(Представители каждой группы зачитывают свои понятия, не забывая дописывать лучики)

Рефлексия

Учитель

-Прочитайте свои слова на лучиках, относящиеся к духовно – нравственным ценностям. Вы  заметили, что у разных групп  прозвучали одинаковые ценности?  (доброта и милосердие.)

-Почему? Случайно ли это?

Дети

 -Живя по этим нравственным духовным ценностям, жизнь человека на Земле станет ярче, добрее, ласковее, светлее, сердечнее.

5. Словарная работа

Учитель

- В ваших ответах   часто встретились слова «милосердие», «милосердность»? Как понимаете его?

Дети

 -Добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, гуманность, самоотверженность, доброта, забота, внимание.

- Найдите слово «милосердие» в  толковом словаре Сергей Ожегова   и сравните со своими понятиями. Совпали ваши предположения?

(Работа  учащихся с толковым словарём)

Дети

  «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.»

Учитель

-Милосердие и доброта … В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам.

-Где в жизни люди проявляют милосердие?

6. Актуализация знаний

Дети

-В наше время люди добровольно сдают кровь, чтобы помочь больным, пострадавшим от терактов, перечисляют  деньги  тяжелобольным детям, приносят вещи погорельцам, подтопленцам, игрушки детям.

Учитель

- А вы сами  как можете?

- Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья Может быть, именно поэтому в старославянской  азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

З - «Земля»

Л-«Люди»

М-«Мысль»

Д-«Добро»

Азбука как бы призывала:

Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

- Мы заполнили вторую шкатулку вашими цветными карточками. Действительно бабушка оказалась мудрой, оставив нам в наследство такие духовно – нравственные ценности. Качественным наполнением духовного становится человечность, порядочность, милосердие.

- У каждого из вас появились солнышки с добрыми словами. Пусть они напоминают вам об общечеловеческих ценностях в повседневной жизни.  

7.Рефлексия

- Для каждого на столах листочки с выявлением результатов вашей деятельности на занятии.

 Продолжите фразы с экрана:

*«Сегодня я открыл для себя, что … .»

* «Меня удивило, что … .»

* «Мне захотелось … .»

* «Теперь я буду … .»

7. Итог

УЧИТЕЛЬ

        -Я призываю вас – спешите делать добро. Украшайте  свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами и будьте милосердны. Пусть добрая улыбка станет спутником каждой семьи и дружба поселиться в ваших семьях навечно.

(звучит песня «Дорогою добра», автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.)

Литература

1. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка. Любое издание.

2. В Кызыханов, Уроки нравственности. – Издательство «Творчество», 1997.

3. Журнал «Воспитание школьников» № 6 ,2016.

4.Журнал «Классный руководитель», №1, 2004.; №6, 2014.

Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html

Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html

Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html

Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Родительское благословение – духовно-нравственная ценность семьи в мировых религиях.

Презентация Цель: определение значения родительского благословения в жизни людей разных вероисповеданий. Задачи: - рассмотреть понятие «семья» в мировых религиях;- определить ценностные ориентиры се...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Пути формирования духовно-нравственных ценностей на уроках в начальных классах.

Создание условий для воспитания в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины....

«Возрождение духовно-нравственных ценностей и традиций современной семьи»

Не ошибусь, если скажу, в современном обществе одной из главных тем, проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Сегодня все реже можно встретить семью, где не...