Конспект урока по ОРКСЭ Тема"Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Комарова Оксана Валериевна

Тема "Пасха"

Цель урока: способствовать формированию у школьников представлений о воскресении Христа как возобновлении жизни; 

Задачи:

Образовательные: объяснить детям, что воскресенье в православии, не просто день недели, а Воскресение — день возобновления жизни; как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа.

Создать условия для освоения учащимися ключевых понятий

Познакомить с религиозным и светским празднованием Пасхи.

Развивающие: развивать познавательную активность.

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Комарова Оксана Валериевна

ГБОУ СОШ № 382

Класс: 4 «Б»

Дата: 28.10.2017.

Учебный предмет: ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»

УМК «Школа России»

Учебник: Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс.

Тема: Пасха.        

Тип: Урок освоения новых знаний.

Цель урока: способствовать формированию у школьников представлений о воскресении Христа как возобновлении жизни; освоению ключевых понятий урока.

Задачи: 

Образовательные: объяснить детям, что воскресенье в православии, не просто день недели, а Воскресение — день возобновления жизни; как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа.

Создать условия для освоения учащимися ключевых понятий

Познакомить с религиозным и светским празднованием Пасхи.

Развивающие: развивать познавательную активность.

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни 

Планируемые результаты

Предметные:

— Учащиеся узнают: о роли Иисуса Христа в православии, что Он пошел на крест ради спасения людей.

— Учащиеся задумаются над знакомыми словами в мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха).

— Дети систематизируют свои знания о праздновании Пасхи.

Метапредметные:

Регулятивные:

-  Определять цель урока;

- Прогнозировать результаты работы на уроке.

-  Работать по плану.

-  Оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом.

-Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей Познавательные:

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

-Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения.

-Самостоятельно читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному.

Личностные:

- Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- Умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Ресурсы урока:

1.Информационный материал: Учебное пособие

2.Информационный ресурс: Презентации «PowerPoint»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель организует деятельность учащихся.

Любите ли вы праздники?

Какие православные праздники вам известны?

-Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся отвечают.

Богородицы.  Рождество Христово,

День Святой Троицы 
Пасха -Светлое Христово Воскресенье

Учитель предлагает обратится к учебнику определить тему и поставить цель урока.

-На какой странице будем работаем? № урока

-Прочитайте тему урока.

-Запись темы в тетрадь.

Учащиеся определяют тему урока.

Учебник Стр.28

Записывают число и тему урока «Пасха».

Какая рубрика поможет нам переделить, что узнаем уроке?

Прочитайте про себя.

Сформулируйте задачи урока.

Учащиеся определяют цель урока.

Мы узнаем:

-Что воскресенье не только день недели.

-Что такое Пасха.

-Как празднуют пасху.

Актуализация необходимых знаний

-Что вы представляете, когда говорят о Пасхе?

-Какое настроение у людей?

слайд 1

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. Колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, -

 праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

Учащиеся рассказывают.

Ответы учащихся.

(радостное, праздничное настроение и т.д.)

Организация познавательной деятельности

Учитель организует работу по учебнику.

Заканчивается ли история Христа его казнью?

 Учитель организует чтение 1 абзаца в учебнике на стр.28.

Учащиеся отвечают на вопросы, читают текст.

Учащиеся сравнивают, сделанный ими вывод с данным в учебнике, убеждаются в правильности своего ответа.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом «воскрес» вы знаете?  

Учащиеся отвечают на вопрос.

(Воскресенье)

Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? 

Учитель организует чтение статьи учебнике на стр. 28, сопровождаемое просмотром слайдов.

слайд 2

С кем связано слово «воскресенье»?

Что означает древний славянский корень слова «крес»

А ещё означает «огонь».

Учащиеся отвечают на вопросы, читают текст.

С Иисусом Христом

«жить», «сиять», «сверкать»

Чем были поражены ученики Христа? Каким стало его тело?

Что значит воскресенье?

Слайд 3.

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Учащиеся отвечают на вопросы. Сияющим, воздушным, неподвластным силе земного притяжения

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают определение.

-день возобновления жизни.

Учитель организует работу с иллюстративным материалом учебника стр.28.

Демонстрация иконы «Воскресение Христово» из презентации.

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 28.

-Прочитайте название

-Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.

- Рассмотрите, кто изображён?

Какие цвета используют для изображения Христа? Почему?

Что делает?

- Икона рассказывает о «Сошествии Христа во ад» Под ногами у Христа разрушенные врата ада. В руках знамя с крестом, символ победы над смертью. Христос разрушил узы смерти и вывел из ада пленников.

Это говорит о том, что Христос не только воскрес, но и воскрешающий.

А во что верят христиане? Чего для себя желал бы каждый христианин?

Учащиеся рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы.

Воскресение Христово. Икона.

Иисус Христос в окружении людей.

Светлые. Светится, окружен божественным светом. Он протягивает руку Адаму.

Каждый христианин желал бы воскреснут. Чтобы жизнь пройдя кончину, всё же продолжалась.

Учитель организует комментированное чтение, обсуждение 2 и 3 абзаца на странице 29. Слайд 5

Что значит имя Иисус? Запись в тетрадь.

Как именуется Христос?

Почему?

Что угрожало тогда людям?

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают определение.

Бог Спасает.

Спасителем.

Он пошёл на крестную смерть ради людей.

Смерть. Потеря души. Потеря Бога.

Учитель предлагает проверить полученные знания.

Итог. Тест. (- нет, + да)

1)История Христа заканчивается Его казнью.(-)

2)Воскресенье в православии простой день недели. (-)

3)Воскресенье – день возобновления жизни. (+)

4) Каждый христианин желал бы, чтобы жизнь пройдя кончину, всё же продолжалась. (+)

Проверка.

Учащиеся выполняют и проверяют свои ответы.

Учитель организует продолжение работы по теме урока. Работа с текстом «Русская Пасха»

О чём будем говорить дальше? 

Чтение статьи.стр.29. (1 абзац) Что означает буквально слово «пасха» Запись в тетрадь. Слайд 6.

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвящённый исходу израильтян из Египта.

В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл, о каком «переходе» идёт речь?

Когда празднуется Пасха?

Есть ли точная дата?

Организует работу с рубрикой «это интересно»

Чтение рубрики «это интересно»?

Что узали?

Что такое Пасха.

Переход, избавление.

Стало обозначать «переход от смерти к жизни».

Весной

Нет

Первое воскресение после первого полнолуния

Комментированное чтение стр.30

Как встречают пасху православные?

Что такое гимн?

Как звучит в переводе на русский язык?

Прослушивание записи.

Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы.

Пасхальная ночь, собираются в храмах, крестный ход,

Поют, пасхальные гимны.

Торжественная песня.

«Христос воскрес из мёртвых, победив своею смертью смерть, и прежде умершим жизнь даровал!»

Как приветствуют люди друг друга? Слайд 7

Главный подарок – пасхальное яйцо.

Слайд 8.

Символ новой жизнь из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется жизнь.

Самостоятельное чтение

Подготовка ответов на вопросы:

1. Что предшествует празднику Пасхи?

2.Что такое церковный пост?

3.В чём состоит христианский пост? Слайд

4.Сколько дней празднуют пасху?

Коллективная проверка.

Если ответили правильно вставим +.

Оценка своей работы.

Кто справился без ошибок?

Учащиеся работают над заданием и представляют свои ответы.

Учитель предлагает проверить свои знаний.

Выполнения теста с вариантами ответов.

Слайд 11

Прочитайте

1 вопрос- Что обозначает слово «Пасха?

2 вопрос-Сколько дней празднуют пасху?

3 вопрос-Что символизирует пасхальное яйцо?

4 вопрос- Как называется праздничное шествие вокруг храма?

Проверка коллективная.

Учащиеся работают над заданием и проверяют свои ответы.

Учитель предлагает составить СИНКВЕЙН со словом Пасха.

Учащиеся работают над заданием, зачитывают свои ответы.

Рефлексия деятельности

 Ответы на вопросы из рубрики «ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ»

Рефлексия

«Лесенка успеха»

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

Учащиеся подводят итог урока.

Выслушиваются различные высказывания.

Самооценивание, рефлексия деятельности

Список литературы:

  1. Презентации «PowerPoint», «Пасха».
  2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: Царство Божие внутри нас. Завет Христа

Урок  ОРКСЭ  ( основы православной культуры) в 4 классе по теме " Проповедь Христа"  по учебнику " Основы православной культуры" , автор А. В. Кураев...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: «Милосердие»

Целью этого урока является формирование осмысления понятия «милосердие» как основы человеческих отношений, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества....

Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Дружба"

Разработка урока по ОРКСЭ. Тема урока : "Дружба"...

Методическая разработка - конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Альтруизм и эгоизм"

Конспект предполагает использование в паре с презентацией....

конспект урока по ОРКСЭ, тема "Икона"

Конспект открытого урока  Урок по теме «Икона» в 4 «В» классе МБОУ СОШ № 14Учитель: Пухкало О.П. (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Осн...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...