Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Тимофеева Ольга Владимировна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_orkse_2017-2018.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                           Директор школы

______________/Мурзиненко Е.С.                                           ________________/М.Г.Вильмова

«____»_______________2017 г.                                         Приказ №___ от ____.____.2017 г.

                                                                                                М.П.

Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

                                                                                     

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета

                                                                                                  Протокол №____ от ___.___.2017 г.

класс 4 -а 

количество часов в год 34 часа

УМК  Основы светской этики 

ФИО учителя Тимофеева О.В.

Рабочая программа обсуждена на МО учителей начальных классов

«_____»________________2017 г.

Руководитель МО                                                     Бродникова Н.П./______________________

                                                                                 

2017 – 2018

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Данная  рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе разработана и составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, в соответствии  со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7  Закона «Об образовании»  Российской  Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования,  с основной образовательной программой начального  общего  образования для учащихся 4 класса.

    Программа предназначена для учащихся 4 класса «А» МБОУ Усть – Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.

         Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

-Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);

-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 №1897) с изменениями и дополнениями на 2016г.;

-Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

- Программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2015;

-Учебным планом МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.» на 2017-2018 уч.год;

-Положением о рабочей программе МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М

Рабочая программа составлена с учетом следующих учебных  пособий:

    Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011

Место комплексного учебного курса в учебном плане

Учебный  курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.(34 недели)

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

   Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

- понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО КУРСА

  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

     Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

       В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
  • ни одна культура не может быть лучше другой,
  • каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием.

Основное содержание курса (34 часа)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Тематическое планирование

№ блока

Наименование блок

Всего часов

Блок 1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 час

Блок 2

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1

16часов

Блок 3

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2

12часов

Блок 4

Духовные традиции многонационального народа России.

5часов.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Название урока

Кол-во часов

Дата

Форма  контроля

По плану

По факту

§1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 ч)

1

1.1

Россия  - наша Родина.

1

06.09

§2 Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1 (16 ч)

2

2.1

Отрезок.

1

13.09

3

2.2

Что такое светская этика?

1

20.09

4

2.3

Мораль и культура.

1

27.09

5

2.4

Особенности морали.

1

04.10

6

2.5

Добро и зло.

1

11.10

7

2.6

Добро и зло

1

18.10

8

2.7

Добродетели и пороки.

1

25.10

9

2.8

Свобода и моральный выбор человека.

1

10

2.9

Свобода и моральный выбор человека.

1

11

2.10

Свобода и ответственность.

1

12

2.11

Моральный долг.

1

13

2.12

Справедливость.

1

14

2.13

Альтруизм и эгоизм.

1

15

2.14

Что значит быть моральным?

1

16

2.15

Дружба.

1

17

2.16

Презентация творческих работ.

1

§3 Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2 (12 ч)

18

3.1

Род и семья – исток нравственных отношений

1

19

3.2

Нравственный поступок

1

20

3.3

Золотое правило нравственности

1

21

3.4

Стыд, вина и извинения

1

22

3.5

Честь и достоинство

1

23

3.6

Совесть

1

24

3.7

Нравственные идеалы

1

25

3.8

Нравственные идеалы

1

26

3.9

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

27

3.10

Этикет

1

28

3.11

Семейные праздники

1

29

3.12

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

1

§4 Духовные традиции многонационального народа России.(5 ч)

30

4.1

Подведение итогов.

Любовь и уважение к Отечеству

1

31

4.2

Презентация творческих проектов учащихся

1

32

4.3

Презентация творческих проектов учащихся

1

33

4.4

Презентация творческих проектов учащихся

1

34

4.5

Урок -диспут

1





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....