Программа по ОРКСЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Лазуренко Вера Павловна

Программа по основам религиозной культуры светской этики для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orkse_4kl.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 Пожарского муниципального района Приморского края

Программа

по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»

в 4 классе

Учитель высшей квалификационной категории:  В.П.Лазуренко

2018-2019г

     Пояснительная записка

Рабочая программа по светской этики «Основы  религиозной культуры  светской этики  народов России».) составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 № 373,  Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования  МОБУ СОШ №17 Пожарского муниципального района Приморского края», учебного плана начальных классов  МОБУ СОШ №17« » на 2018 – 2019 учебный год. Учебник «Основы  религиозной   культуры   светской этики» /  – учебник», 2012. В 2010 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Цели и задачи обучения по основам светской этики в 4 классе

Цели: формирование нравственных качеств личности

Задачи:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Межпредметные связи.

По месту в учебном плане и по своему содержанию  курс ОРКСЭ  служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, и предваряет начинающиеся в 5 классе изучение предмета «История». Помимо этого, содержание учебного предмета ОРКСЭ имеет многочисленные межпредметные связи с другими гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в начальной и основной школе: с русским языком, литературным чтением, в меньшей степени с географией с предметами художественно – эстетического цикла – живописью, музыкой с технологией

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение основ светской этики  в 4 классе отводится  35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель в 4 классе).

Общий объем данного учебного плана при пятидневной учебной неделе соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (п.10.5 СанПиН 2.4.2. 2821-10).

Данная программа обеспечена следующим комплектом: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» /М. Т, Студеникин.- 2 – е изд. – М. ООО «Русское слово – учебник», 2012

Особенности курса «Основы светской этики»

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по лученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему  думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое- либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие

 выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности.

                                           

                                           Содержание  программы

 

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.(1 ч)

 Приморье – наш родной край

Основы светской этики (22ч)

Светская этика и её значение в жизни человека.

Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов.(  Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться.

Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Духовные традиции многонационального народа России (9ч)

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль.

Нравственные традиции предпринимательства 

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Резерв-2ч

                      Планируемые результаты  освоения программы

 Ученик научится:

 сформирует основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

о становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

сформирует целостный, социально ориентированный взгляд  на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 о развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 будет готов к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

получит первоначальные представления о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

получит первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

поступать согласно своей совести, воспитание нравственности основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

 осознавать ценности человеческой жизни.

 Выпускник получит возможность:

освоит начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Календарно-тематическое планирование

по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

№  

Тема урока

Дано

Факт.

Примечание

  

Введение. Духовные ценности и нравственные  идеалы в жизни человека и общества (1ч.)

 

  1.  1

Россия  - наша Родина. Приморье - наш родной край.

 07.09    

 

Основы светской этики (22ч)

 

  1. 2

Что такое светская этика?

 14.09

  1. 3

Мораль и культура

 21.09

  1. 4

Особенности морали

 28.09

  1. 5

Добро и зло

 05.10

  1. 6

Добродетели и пороки

 12.10

  1. 7

Добродетели и пороки

 19.10

  1. 8

Свобода и моральный выбор человека

 26.10

  1. 9

Свобода и ответственность

 09.11

  1. 10

Моральный долг

 16.11

  1. 11

Справедливость

 23.11

  1. 12

Альтруизм и эгоизм

 30.11

  1. 13

Дружба

 07.12

  1. 14

Что значит быть моральным?

 14.12

  1. 15

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

 21.12

  1. 16

Нравственный поступок

 28.11

  1. 17

Золотое правило нравственности

 11.01

  1. 18

Стыд, вина и извинение

 18.01

  1. 19

Честь и достоинство

 25.01

  1. 20

Совесть

 01.02

  1. 21

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

 08.02

  1. 22

Джентльмен и леди

 15.02

  1. 23

Этикет

 22.02

 

Духовные традиции многонационального народа России ( 9ч)

 

  1. 24

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 01.03

  1. 25

Подготовка творческих проектов.

 15.03

  1. 26

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие»,

 22.03

  1. 27

«Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм»,

«Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?»,

05.04

  1. 28

 «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем    селе)»  

12.04

  1. 29

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

 19.04

  1. 30

 Выступление с творческими работами«С чего начинается Родина», «Герои России»,

26.04

  1. 31

 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

17.05

  1. 32

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

Презентация(народное творчество, стихи, песни, кухня народов России  .).

24.05

  1. 33

Резерв

 

  1. 34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...