технологическая карта урока по ОРКСЭ для 4 класса
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Охохонина Надежда Викторовна

технологическая карта урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока/класс

Чистый ручеёк нашей речи / 4 класс/модуль «Основы светской этики»

Тип урока:

изучение нового материала

Цели и задачи:

1) Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2)  Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

Планируемые результаты (предметные)

Правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Находить  и выделять из речи слова-сорняки. Обогащать речь ласковыми словами, образными выражениями.

Личностные

результаты        

Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; адекватно понимают

причины успешности / неуспешности учебной деятельности.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения. отрабатывать умения работать с различными источниками информации

Умение анализировать свои эмоциональные состояния. Планирование результата и контроль действий, ведущих к нему.

Познавательные:  Понимание и постановка задачи, которой хочешь достичь в результате приобретения знаний

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; предлагать помощь и сотрудничество; умение работать в паре.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная .Методы: проблемные «классические» и «сокращённые»;

словесные; наглядные; частично-поисковый.

Образовательные ресурсы

Учебник А.И. Шемшуриной « Основы светской этики».

карточки для индивидуальной работы.

Основные понятия и термины

Речь, слова-сорняки, слова-приветствия, слова- благодарности, слова-обращения, образные выражения.

Слова-прощания, слова- приветствия, слова-благодарности, слова-приветствия. Эмоциональная окраска.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.  Организационный момент. Психологический настрой.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – всё для вас!

Я желаю всем удачи,

В добрый путь и в добрый час!

Дети улыбнитесь друг другу.

Положительно настраиваются на работу на уроке.

Личностные: проявляют интерес, доброжелательность друг к другу.

2.  Мотивация познавательной деятельности.

-Как вы думаете, умеете ли вы хранить секреты?

 -Если умеете, то я вам предлагаю открыть тайное общество искателей золотых слов. Согласны? Тогда разрешите заседание нашего тайного общества считать открытым.

Высказывают предположения.

Коммуникативные: выслушивают мнение друг друга.

3.  Целеполагание.

-У меня на доске высказывание Аристотеля.

-Как вы его понимаете?

-О чём мы будем сегодня говорить? Составьте это слово на доске.

-Чем мы будем заниматься?

-С сегодняшнего дня мы с вами начнём добывать из массы слов, как из пустой породы, золотые слитки яркой выразительной речи.

«Приятная речь – для слуха своего рода музыка»

Составляют из букв слово «речь»

Высказывают предположения.

Регулятивные: определяют учебную задачу

4. Организация познавательной деятельности.

 Я предлагаю наше первое заседание провести в весеннем лесу. Ветерок шелестит листочками на деревьях, на полянке яркая зелёная травка и первые весенние цветы, рядом журчит вода в небольшой речушке. Послушаем её журчание.

Скажите, какое слово похоже на слово «речка»? Верно, речь-речка.

Что  в них общего?

Для речи так же, как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями. В этом её глубина и красота.

-Итак, начнём поиск золотых слов-слитков, но, чтобы их найти, нам нужно очистить нашу речь.

 Выполняют действия.

Слушают учителя.

Высказывают предположения

 Познавательные: извлекают необходимую информацию; устанавливают причинно-следственные связи, строят цепочку рассуждений

5 . Работа по теме урока.

Практикум.

-Течению реки часто мешают…что?

Верно препятствия (камни, мели), давайте подумаем, что мешает нашей речи.

- Конечно же – это грубые слова, слова-сорняки, которые засоряют нашу речь, мешают ей течь плавно, красиво.

- Молодцы!

-А теперь займёмся поиском золотосодержащих слов. Давайте сначала поищем ласковые слова, которыми обычно вас называют мамы.

- А теперь поиграем, поворачиваемся друг к другу лицом и говорим ласковое слово, сначала один, потом второй. Теперь повернитесь в другую сторону и проделайте то же самое.

-Смотрите, сколько золотых слов – слитков мы нашли.

Высказывание ребят.

Вывешивание камней

Грубые слова

Слова-сорняки

и золотых слитков.

Называют ласковые слова.

 Игра «Ласковое слово»

Регулятивные:   корректируют деятельность; выделяют то, что уже усвоено,

и то, что необходимо усвоить.

6. Физминутка

-Отдохнём от наших поисков, расслабимся.

Выполняют расслабляющие движения.

7. Проверка полученных результатов. Коррекция.

 -Продолжаем наши поиски. Сейчас я раздам каждой паре секретные материалы. А ваша задача – дополнить их , потом вы делитесь со всеми найденной информацией.

-Спасибо, ребята, посмотрите, сколько золотых слитков мы нашли. Но, чего- то ещё не хватает.

-Я хочу вам прочитать такое стихотворение.

-Понравилось стихотворение? Чем необычна поэтическая речь? Верно, поэт использует разные художественные образы. От таких образных выражений речь наша будет лучше, приятнее на слух? Значит, это ещё один слиток в нашу коллекцию.

- Посмотрите, чтобы наша речь была полной, красивой, приятной на слух, каких слов не должно быть в нашей речи? А чем мы будем обогащать её?

 Работа в парах.

Слова-приветствия

Слова-прощания

Слова-благодарности

Слова-обращения

Слушают стихотворение.

Образные выражения

Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают

в сотрудничестве как партнера, так и самого себя, не создают конфликтов.

Личностные: принимают

и осваивают социальную роль обучающегося; развивается самостоятельность, внимание, наблюдательность.

8.Работа с учебником.

-Откройте учебник, прочитайте рассказ.

-Почему бабушке хотелось помочь, а деду нет?

Значит, ещё важно, как произнесено слово, просьба, с каким настроением, эмоциями.

-Это ещё один слиток в нашу коллекцию.

А куда мы его поместим? Почему?

Читает подготовленный ученик.

Высказывают предположение.

Эмоциональная окраска

9. Обобщение и систематизация знаний.

 - Я предлагаю вам заполнить в наших секретных тетрадях табличку и сохранить все найденные золотые слова-слитки.

Что мешает нашей речи

Что помогает

Грубые, скверные слова, прозвища, насмешки, обидные слова

Слова-сорняки

Добрые слова, ласковые

«Ну», «это самое», «вот», «понимаешь», «как бы», «значит», «если» и т.д.

 Заполняют в тетрадях таблицу.

Регулятивные:

осознание уровня и качества усвоения материала, оценка результатов работы.

Познавательные: применить полученные знания в своей учебной деятельности.

10. Рефлексия.

Чем мы занимались на уроке?

Что узнали нового?

Что у вас получилось?

Что было самым интересным?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли.

11. Итог урока.

Домашнее задание:

 - На этом заседание нашего тайного общества искателей золотых слов считаю закрытым.

С.42-45, записать в таблицу найденные слова-слитки, слова-мусор.

Записывают домашнее задание.

Используемая литература

Учебник А.И. Шемшуриной « Основы светской этики».издательство «Просвещение»

Классные часы. Внеклассная работа. 1-4 классы. Составитель Козлова М.А. издательство «Экзамен»

Приложения

1.«Приятная речь для слуха – своего рода музыка»   Аристотель.

р

е

ч

ь

2.Таблица в тетрадь

Что мешает нашей речи

Что помогает        

3.Секретные материалы

Слова-приветствия

Слова-благодарности

Слова-прощания

Слова-обращения

4. Золотые слитки

Ласковые     слова

Образные выражения

 Слова-приветствия

Слова-благодарности

     Слова-прощания

Слова-обращения

 5.Слова-сорняки

Грубые слова

Прозвища

Насмешки

Эмоциональная окраска

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему "Чтобы быть коллективом"

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в рамках коллектива происходит формирование человека как личности, ведь человек - существо социальное. В коллективе человек имеет возмож...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие  и сострадание» как основу человеческих о...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс

Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Свобода и ответственность"

Технологическая карта и презентация к уроку по ОРКСЭ по теме "Свобода и ответственность".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление учащихся с новыми ...