Патриотическое воспитание младших подростков в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"
статья по орксэ (4 класс) на тему

Невзорова Оксана Геннадьевна

В статье рассказывается о патриотическом воспитании младших подростков в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ped_chteniya.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Патриотическое воспитание школьников: опыт, проблемы»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ   ВОСПИТАНИЕ   МЛАДШИХ   ПОДРОСТКОВ

В   РАМКАХ   УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ   РЕЛИГИОЗНЫХ   КУЛЬТУР   И   СВЕТСКОЙ   ЭТИКИ»

Номинация: Роль урочной  деятельности обучающихся

в формировании патриотических чувств и гражданского сознания,

повышение воспитательного потенциала учебных предметов

Невзорова Оксана Геннадьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Красноярская ООШ»

Ленинск – Кузнецкий район

2012г.

      Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач  школы, ведь детство и юность -  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии.

      Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей,  разрушению вековые устоев традиционной русской семьи. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма

      В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.

      Сегодня в нашей стране делается попытка сформировать новую общественную идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Стали появляться новые, современные определения патриотизма. Патриотизм – это:

-   чувство привязанности к стране рождения и проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;

-   одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается его гибель;

-   способность восстановить страну как мировую державу;

-   олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющие духовно- нравственную основу личности, формирующие её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования.

      Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно - нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

      Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Представления же учащихся - подростков становятся гораздо шире и глубже и по многим вопросам находятся на уровне моральных понятий. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения и развивается их патриотическое сознание.  

        По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

       Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

      Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина — строителя и защитника  Отечества.  Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.  Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки.  При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

      Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1)Отечество, 2) Семья и 3) Культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

     В каждый модуль включены материалы по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

      Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.

       Содержание патриотического воспитания детей младшего школьного возраста:

- Россия – наша Родина, символы государства (в комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну), историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории;

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;  

- знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями

      Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма. Какие же виды деятельности используются в этом направлении?

      Нами  были разработаны различные виды домашних заданий к каждому уроку (эссе; иллюстрации; задания для фотографов; составление кроссвордов, викторин, тестовых заданий; проведение интервью; подбор информации и многое другое). Задания предлагались на выбор, ребенок сам решал, что он выполнит.

       После первых уроков появилась необходимость опубликовать самые интересные творческие работы, так на свет «родился» журнал  «Я живу в России». (см. электронное приложение)

      В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу. Ученики готовят доклады, небольшие сообщения об этих людях. Важное условие формирования любого качества у человека – активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явлений жизни.

     

      Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.  Предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей младшего подросткового возраста через познание Родины-России.

      Слова Леонова «Большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живешь, в полной мере раскрывают проблему патриотического воспитания учащихся. Невозможно без любви к своему краю, родному дому, родителям, школе, поселку воспитать большое широкое чувство – любовь к своему Отечеству. Именно над этим сейчас мы и работаем. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  •  Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
  •  Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  •  Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  •  Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.
  •  Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
  • Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание

школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.

      9. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен,      

2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном...

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...

Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся в условиях реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

Выступление на городской творческой лаборатории начальных классов "Патриотическое воспитание на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Из опыта работы"

В данном материале содержится анализ работы по воспитанию гражданина, потриота своей страны на примерах великих православных людей России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...