Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Рабочая программа  по     «Основам религиозных культур и светской этики»
 (модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса

                                                             Составитель Фатихова Фарида Харисовна ,

учитель начальных классов  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_orkse.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “КУНГЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА” АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

 «РАCCМОТРЕНО»

    Руководитель МО

    __________/Валиуллина Р.Р./

    Протокол № 1

    «23» августа  2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

    Заместитель директора по УВР

    МБОУ “ Кунгерская СОШ”

    __________/Ахметова Л.К./

«25» августа  2018 г.

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                               Директор  МБОУ “Кунгерская СОШ”

 

_________ /Р.Ф.Сибгатуллин/                                                                                                                                                    

приказ  № 80- о/д   от                                                                                                                                                      

«26» августа  2018 г.

 

Рабочая программа  по     «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса

                                                             Составитель Фатихова Фарида Харисовна ,

учитель начальных классов  

УМК: М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений – М.: Русское слово, 2012г.

                                                                                                             2018-2019 учебный год

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

 Предметные результаты освоения обучающимися программы «Основы светской этики» .

Выпускник научится:

        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

                          Основное содержание   учебного предмета «Основы светской этики».

      Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».

Содержание учебного курса:

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

 Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.

 Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.

 Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время?

 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе

. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.                                                         

                                           

Содержание учебного предмета

№ п/п

                              Разделы

Количество часов

Контроль

знаний

1.

Введение. Россия – наша Родина.

2

 

2.

Основы  светской этики.

27

3.

Духовные традиции многонационального народа России

4

1

 

Итого

33

1

                           

Форма урока:

1. Структура урока усвоения новых знаний: (Освоения новых знаний ОНЗ)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

5. Структура урока контроля знаний и умений

 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

 7. Структура комбинированного урока.

Основные виды учебной деятельности:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: 
  2. Устного контроля и самоконтроля

                                    Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики» .

 4класс ( 34час. )

                     

№ урока

Коли-чество часов

Содержание темы

Календар.

 дата

Фактич.  

  дата  

Примечание

1.

1

Введение.

Россия -Родина моя.

6.09

2

1

Российская  Федерация.

Татарстан.

13.09

3

1

Этика һәм этикет.

Этика и ее значение в жизни человека. 

20.09

4

1

Государство и мораль гражданина..Нормы морали. Вежливость Культура и мораль

27.09

5

1

Вежливость.

Этикет приветствия

4.10

6

1

   Вежливость

Уважение ,тактичность

1.10

7

1

Добро и зло.Что значит быть нравственным в наше время? 

18.10

8

1

.Добро и зло.

Щедрость, доброта

25.10

9

1

Добродетель и порок

8.11

10

1

Дружба .

Роль доверия в укреплении дружбы

15.11

11

1

Дружба и порядочность

22.11

12

1.

Честность и искренность Что значит быть нравственным в наше время?.

29.11

13

1

Честность и искренность, правдивость.тактичность

6.12

14

1

Гордость и гордыня.

13.12

15

1

Гордость и гордыня.

Человечность и тщеславие.

20.12

16

1

Обычаи и обряды народов России Образцы нравственности в культуре Отечества. Образцы нравственности в культурах разных народов.

27.12

17

1.

Обычаи и обряды русского народа

Особенности бракосочетания в современной России. Праздники как одна из форм исторической памяти. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

10.01

18

1

Терпение и труд. Трудовая мораль.

17.01

19

1

Никита Демидов . Терпение и труд .Нравственные традиции предпринимательства

24.01

20

1.

Сочетание труда умственного и физического. Образование -как нравственная норма

31.01

21

1

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали

7.02

22

1

Род и семья.

 Родословная семьи

14.02

23

1

Семейные традиции.

Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

21.02

24

1

Сердце матери

28.02

25

1

 Рассказ Ю.Яковлева “Сердце матери”

 Сердце матери

Материнская любовь.

7.03

26

1

Правила твоей жизни.

Методика создания морального кодекса в школе.

14.03

27

1

Правила твоей жизни

Методы нравственного самосовершенствования

21.03

28

1.

Праздники народов России.Праздники как одна из форм исторической памяти.

4.04

29

1

Праздники народов России. Образцы нравственности в культурах разных народов

11.04

30

1

.Любовь и уважение к Отечеству

Защитники Отечества

18.04

31

1

Защитники Отечества. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

25.04

32

1

.Итоговая  контрольная работа

16.05

33.

1

Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия»

23.05

34

1

 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и Татарстана/ Итоговое повторение.)

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе   методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"

Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена на основе: 1.      Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...