План конспект урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Деятельность Сергия Радонежского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergiy_radonezhskiy.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деятельность Сергия Радонежского.

Класс: 4

Количество часов проведения урока: 1

Цель: познакомить учащихся с многогранной личностью Сергия Радонежского. Вызвать живой интерес к истории русской культуры и русской церкви.

Задачи:

Обучающая:  обратиться к примеру жизни и деятельности Сергия Радонежского, совершившего нравственный подвиг как к важнейшему воспитательному источнику традиции для новых поколений русских людей.

Воспитывающая:  воспитывать патриотические чувства к родной земле.

Развивающая: развивать эмоциональную, образную речь, формировать коммуникативные способности, обогащать словарную память

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ по теме, иллюстрированный материал, работа в группах, участие в диалоге.

Основные понятия и термины:  общечеловеческие ценности, нравственный подвиг, житие, смирение, игумен, инок, келья.

Средства наглядности: презентация к уроку, фонограмма колокольного звона, лампада, карточки с индивидуальными заданиями.

Оборудование: 

 С. И. Ожегов «Толковый словарь»,

А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыканов « Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2017г.

Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. М. Из-во «Центр поддержки»,2012

Житие Сергия Радонежского

Ионина Н.А. Православные святыни. М. Из-во «Рооса», 2011

А. Нартов «Православные святыни Карачаево – Черкесии», 2018г.

Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать первоначальное представление об религиозно- культурном наследии  как духовно-ценностное наследие России.

Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: развивать уважение и доверие, доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость.

Ход урока

1.Организационный момент (Приветствие, организация внимания, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию)

2. Актуализация знаний

Звучит колокольный звон, на его фоне учитель читает стихотворение (В это время на экране - фотографии соборов, храмов)

“Лесной ручей бежал, журча. 
Благоухала сныть-трава, 
Кругом раскинув кружева.
И в нежном пении ручья
Звучали мудрые слова:
“Ищите к Господу дорогу,
Любите и хвалите Бога!”
Весенний ветерок живой
Шептал, слегка шурша листвой:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”
Небес сияла синева, и золотом лились слова:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”

-Что такое подвиг? (ответы учащихся)

-И как вы понимаете выражение “нравственный подвиг?” (ответы учащихся)

3. Постановка перед учащимися учебной проблемы:

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем состоит жизненный подвиг С. Радонежского? Можем ли мы его считать образцом для подражания?

4.Формулировка цели и задачи изучения темы.

Слова учителя: “Во все времена русская земля славилась духовными наставниками народа. Это и игумен земли русской, создатель жемчужины Православия- Троице-Сергиевой Лавры- преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и патриарх Московский и всея Руси Сергий. Люди разных сословий и званий со всего государства Российского стремились к ним за советами и наставлениями. (Слайд 1)

- учащиеся определяют тему и цели урока (познакомиться с жизнью и деятельностью Сергия Радонежского. Определить, какие духовные качества помогали ему в трудные минуты жизни).

5. Работа с новыми терминами

Что такое «житие»? (Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых) (Слайд 2)

6. Изучение нового материала

Давайте теперь обратимся к самому житию Сергия Радонежского.

  1. Детство, юность.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес».  «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. (Слайд3).Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом (Слайд 4). Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу (Слайд 5). Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия (Слайд 6).

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Святой Троицы (Слайд 7). Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного (Слайд 8). 

  1. Основание монастыря.

Для Сергия начался период тяжелых испытаний (Слайд 9). Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки (Слайд 10). Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом. Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Сергий рубил кельи, Таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему (Слайд 11). Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил выполнить эту работу. Даниил испугался, Что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые уже есть нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил  «изнес ему решето хлебов гнилых». 11 апреля 1919 г.Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси (Слайд 12). Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа (Слайд 13).

7. Физминутка

8. Продолжение работы по теме урока.

  1. Религиозная деятельность

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли русской  (Слайд 14) . Он основал Троице- Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский стал первым русским духовным мыслителем (Слайд 15). Память о Сергии особенно почитаема  в России. Именно этот монах- подвижник благословил Дмитрия Московского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

Сергий Радонежский: учил: « Спасутся все добрые».

  1. О чудесах святого Сергия Радонежского

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его (приводятся примеры чудотворных исцелений) (Слайд 16).

  1. 25 сентября 1555г. в день памяти Преподобного Сергия, пришла помолиться некая женщина, по имени Доминикия, слепая; два года она болела и не видела свет, но со слезами просила чудотворца об исцелении. И дивный в чудесах Преподобный помог ей- она стала здоровой, как будто и никогда не болела.
  2. Вокруг обители святого, рядом с монастырской стеной, люди копали ров. В полуденное время они решили лечь и отдохнуть около Пятницкой башни, рядом со рвом. И вот внезапно один из них вскочил и закричал:    « Башня упадет, вставайте». Услышав это все проснулись и отбежали, и вскоре башня рухнула. Люди стали спрашивать пробудившего, кто сообщил ему о падении башни. На что услышали такой ответ: « Что явился ему седой черноризец и велел встать,  разбудить всех и отбежать от этого места». Это и был Преподобный Сергий.
  3.  Однажды Сергий воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
  1. Почитание памяти.

Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован(Слайд 17). Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более  никогда  не повторявшийся. Через  30 лет, 5 июля 1422 г.,  были  обретены нетленными  его мощи. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого (Слайд 18).

В память о Преподобном  Сергии, к 700-летию от рождества, 28 сентября 2008г в  городе Черкесске был построен и освещен храм Сергия Радонежского (Слайд).

9. Закрепление изученного материала (Слайд 23)

Почему так почитают Сергия Радонежского?

Какие качества характера Преподобного Сергия Радонежского каждый из вас может взять себе на вооружение?

Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Преподобного Сергия?

10. Рефлексия.

Прежде чем вы запишите в дневники домашнее задание, я предлагаю  вам, используя смайлики, оценить свое эмоциональное состояние - «Скучно», «Скорее в библиотеку!», «Ничего нового», «Класс!»

11. Подведение итогов урока (Слайд 24)

 Какую цель мы планировали осуществить?

Как вы считаете, достигли ли мы этой цели?

12. Домашнее задание

Собрать дополнительную информацию о Сергии Радонежском.

Примечание: по ходу урока выступление учителя сопровождалось иллюстративным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...