РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Рабочая Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kelina_orkse.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №691

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ  

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «НЕВСКАЯ ШКОЛА»


СОГЛАСОВАНО

на заседании

Педагогического совета ГБОУ школы №691

с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа»

Протокол № 1 от «27» августа  2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа»

____________________ И.Л.Карпицкая

 Приказ № 15-од от    «27» августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

для  4  класса

2018-2019 учебный год

Составитель:Келина Ю.А.,

Учитель

Санкт-Петербург

2018

  1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы

Рабочая Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», реализующая ФГОС НОО (далее по тексту – Рабочая программа) составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении  в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357);
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10)
  5. Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 об учебниках, входящих в ФПУ;
  6. Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
  7. Письмом Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
  8. Рабочей программой по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» автора А.И.Шемшурина.
  9. Уставом ГБОУ  школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга;
  10. Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ  школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга;
  11. Положением о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга (Принято на общем собрании № 1от 01.01.2018 г.)
  12. Учебным календарным планом-графиком ГБОУ школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

  1. .  Цели изучения учебного предмета

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) познакомить  обучающихся с основами  религиозных культур и светской этики;

2) развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3) обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4) развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

1.3.Общая характеристика учебного предмета

               Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане 

На изучение в 4 классе предмета  «Основы религиозных культур и светской этики »  выделяется  34 часа в год (1 час  в  неделю).                                                          

  1. Основное содержание учебного курса

2.1. Содержание учебного курса по «Основы религиозных культур и светской этики»

              В соответствии с учебным планом школы №691 учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

     Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»

2.2. Планируемые результаты изучения учебного курса

Освоение курса «Основы религиозных культур и светской этики»» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1.  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2.  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;        
  6. развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики » играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;
  4. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  5. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  6. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  7. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

При изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики » достигаются следующие предметные результаты:

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  4. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

2.3. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная и итоговая аттестация осуществляется в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов ГБОУ средней общеобразовательной школы №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга.

Текущий контроль успеваемости обучающихся четвертого класса по предмету ОРКСЭ в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок.

Четверть

Количество

проверочных

контрольных

I

---

---

II

----

----

III

----

----

IV

----

----

год

----

-----

2.4. Информация об используемом учебно-методическом комплекте


III Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Шемшурина А.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем

Специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения;

Рабочее место учащегося включает в себя столы ученические одноместные в комплекте со стульями с соответствующей цветовой маркировкой;

Раковина-мойка, установленная в зоне правого переднего угла кабинета;

Персональный компьютер учителя с монитором ЖК с предварительно установленным необходимым программным обеспечением, с выходом в Интернет и школьную сеть;

Стационарно закрепленная проекционная аппаратура;

Интерактивная доска, связанная с компьютером, позволяющая демонстрировать учебные материалы и управлять компьютером прямо с поверхности интерактивной доски, делать рукописные записи, аннотации и комментарии «поверх» приложений и открытых документов;

Акустическая система;

Многофункциональное устройство со сканером;

Комплект программного обеспечения;

Современная комбинированная доска, выполняющая функции меловой и маркерной – 3 шт.



IV.   Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Формы и виды деятельности

Основные термины и понятия

Дата проведения

План

     Факт

1

Россия  - наша Родина

Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге

Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

2-3

Культура и религия.

Понятие религии. Первобытные верования. Древние религии. Национальные и мировые религии. Традиционные религии России. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру.

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная  работа с источником

Культура, мораль,

4-5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Первые религии. Многобожие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

6-7

Священные книги религий мира.

 Что такое священные книги. Священная книга буддизма — Трипитака (Три корзины мудрости). Священные книги иудаизма и христианства. Священная книга ислама — Коран. Священные книги как обязательная часть любой религии.

 

8

Хранители предания в религиях мира.

Необходимость хранителя предания для любой религии. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

9-10

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния.

Представление о происхождении добра и зла в разных религиях. Понятия греха и раскаяния в разных религиях. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях.

.

11

Человек в религиозных традициях мира

Действия верующего человека для общения с Богом. Христианские таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма. Молитва в разных религиозных традициях

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

12-13

Священные сооружения.

.

Предназначение священных сооружений. Необходимость священных сооружений для любой религии. Священные здания иудаизма. Христианские храмы. Мечети. Буддийские священные сооружения.

,

14-15

Искусство в религиозной культуре.

 

Связь искусства и религии. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры

.

16, 17

Творческие работы учащихся.

Cодержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

18-19

История религий в России

Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

.

20-21

История религий в России

Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России.

22

Паломничества и святыни

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

.

23-24

Праздники и календари

Религиозные праздники. Праздники иудаизма. Праздники христианства. Праздники ислама. Праздники буддизма

.

Раздел 4 Этика отношений в коллективе

25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

.

Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Милосердие в различных религиях. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Формы выражения милосердия в исламе. Сострадание к живым существам как основа буддизма

28

Семья

Роль семьи в жизни человека. Семья как школа любви в христианстве. Брак как обязанность человека в исламе. Назначение семьи в буддизме. Уважительное отношение к родителям — часть любого религиозного вероучения

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

29

Долг, свобода, ответственность, труд

Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями)

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

31

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.

Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий. Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»).

32

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.

33

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи

Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе.

Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо

,

34

Отношение к труду и природе в провославии,исламе ,буддизме,иудаизме,светской этики.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» для 4 класса создана к УМК Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Ур...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")

Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика") ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...