Главные вкладки

    Урок по теме "Зачем творить добро" по предмету ОРКСЭ
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    Опалева Светлана Семёновна

    Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики»,

    модуль «Основы православной культуры»        

     Класс - 4

     Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21        

     Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во    

     Просвещение, 2010 г

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx73.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Гнездовская средняя  школа

    Смоленского района Смоленской области

    school099.gif

    Учитель начальных классов:

    Опалева Светлана Семёновна

    2018

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
    «Зачем творить добро?»

     

    Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики»,

    модуль «Основы православной культуры»        

     Класс - 4

     Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21        

     Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во    

     Просвещение, 2010 г

     

    Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

            

    Задачи:

    - личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

     развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

    -метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

    овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

    -предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

    Тип урока - комбинированный.

    Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, творческая работа,  участие в учебном диалоге.

    Техническое оборудование - компьютер, проектор.

    Раздаточный материал:  карточки, портреты, лучи, лепестки.

    І. Организационный момент: 

                     Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу

                     Улыбки подарим гостям!

                     К уроку готовы?

                     Тогда  за работу!

                     Удачи желаю всем нам!

          -  Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

    II. Проверка ДЗ.

    Рассказать о подвиге своих близких и о святых

    ІІІ. Актуализация знаний

    Послушайте стихотворение и попробуем сформулировать тему урока.

    Добро  творить спеши , мой друг,

    И для друзей и для подруг,

    Порою им бывает худо,

    Добро твоё им будет чудом.

    Добро, как божья благодать,

    Спасеньем в жизни может стать,

    О чем это стихотворение? Какая тема нашего урока? ДОБРО.

    А зачем творить добро? …….

    Тема нашего урока: «Зачем творить добро?»

    Пользуясь опорными словами, попробуем сформулировать

    Цели нашего урока:

    ПОЗНАКОМИМСЯ:

                                                                ВЫЯСНИТЬ:

    Мы узнаем: Чему радуются христиане и как подражают Христу.

    IV.Новый материал.

     ДОБРО

     1.Игра «Ассоциации»  РАБОТА В ГРУППАХ

    Какие  ассоциации у вас  возникают, когда  вы  слышите  слово «добро»?

    Работаем по группам.

    В конверте  карточки  со  словами. Выберите  те  слова, которые  ассоциируются  со  словом «добро».

    (конверты со словами – ключи (подсказки))

    (Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, помощь.) Прикрепляют лучики. Называют по одному и прикрепляют.

    Работа над понятием ЗЛО

    Какие слова  у вас остались? Прочитайте.

    С  каким  словом  у вас  ассоциируются  остальные  слова ?

    (со  злом)(противоположность добра)

     (Зависть, ревность. Обман, жадность, грубость, предательство, война, ссора, ложь, ненависть, коварство, грех, эгоизм, беда, досада, несчастье, равнодушие)

    Что же такое добро?..

    Что же такое зло?..

    Работа по словарю.  В это  время - 2 ребёнка  работают со словарём.

    1 ребёнок - Добро – (нечто  положительное, хорошее, полезное, противоположное  злу)

    2 ребёнок - Зло – (нечто  дурное, вредное, противоположное  добру.)

    Сейчас мы с вами смогли услышать ваши мнения. Убедимся в том, что вы правильно понимаете, что такое добро и зло.

    (ДЕТИ зачитывает правила)

    Что совершать легче добро или зло?

    Физминутка

     Хотите, я научу — как не попасть в сети зла? Поднимите руку вот так.

    - Вот пять пальцев. Зло начинается с малого. Возьмитесь за самый маленький пальчик…Вы впустили его в себя.(загибаем мизинец).

    Зло начинает расти внутри вас. Это – второй пальчик. (Загибаем безымянный)

    Постепенно зло достигает  вершины. (загибаем средний палец)

    А дальше все быстро - стремительное падение человека. (Сжать пальцы в кулак.)

    Зло стало управлять вами. Видите, какой грозный кулак! И вот вы уже во власти зла…

     — Разожмите кулачок!

    — Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло?

    (В самом начале, на мизинце.)

    Все люди согласны с золотым правилом этикета «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. 

    Кого мы называем эгоистами?

    ЭГОИСТ – это человек, думающий только о себе, о своей  выгоде.

    Первая причина - БЛАГОДАРНОСТЬ за подвиг Христа.

    2. Работа по учебнику.

    Откройте  учебник с. 68 начинаем читать с 3 абзаца до конца страницы.

    Работа с текстом.

    Что за странник встретился Петру?

    Что спросил Петр у Христа?

    Что ответил Христос?

    Почему Петр содрогнулся от слов Христа?

    Апостолы подрожали Христу. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.

    Вторая причина по которой христиане стремятся творить добро – необычные внутренние переживания духовной радости, т.е. они испытывают радость оттого, что помогают людям.

    А кого мы называем Святым?

    Святой – добрый человек, в сердце котором родился духовный опыт.

    Послушаем сообщение о некоторых из них.

    3.Сообщения готовят дети

    (Блаженная МАТРОНА, Николая Чудотворца, апостол Андрей)

    Николай Чудотворец.

    Был такой Николай Чудотворец

    В те далекие наши года,

    Старец мирный, Святой богомолец,

    Помогал он народу всегда.

    Он дары свои, словно подарки,

    Не скупясь от души раздавал.

    Строг был очень, и словом, как палкой

    Подлецов и лжецов побивал. 

    Обездоленным всем и убогим

    Святой старец всегда помогал!

    Стал он первым помощником Бога

    Для людей он Угодником стал.

    Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

    Святой апостол Андрей Первозванный отправился во многие города и страны проповедовать Христову веру и в каждом городе принял много скорбей и страданий, но он терпел все скорби с радостью.

    Проповедовал святой апостол Андрей и в нашей стране. Придя на место, где теперь стоит город Киев, он благословил русскую землю и водрузил крест.

     После этого святой апостол Андрей, пройдя ещё многие страны, пришёл в греческий город Патры и всех его жителей обратил ко Христу, совершив при этом много чудесных исцелений. Но местный правитель ненавидел Господа Иисуса Христа и, схватив апостола, стал его мучить, заставляя отречься от Спасителя.

            Тогда правитель повелел распять его на косом кресте, привязав за руки и за ноги. Но святой Андрей и с креста поучал народ.

    Имя апостола Андрея всегда почиталось на Руси, а косой Андреевский крест изображен на военно – морском флаге Российской Федерации. Его называют Андреевский стяг.

       СПАСИБО!

    4. Работа с иллюстрацией.

    Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

    -Как на иконе изображен апостол Андрей?

    (Андрей стоит на фоне косого креста.)

    -Какие художественные детали и подробности отражены художником? (Крест, книга, рука)

     -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

    Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ  знания, рука, лежащая, на груди показывает, что всё идёт от сердца.

    На каком знамени изображён Андреевский крест?

    (Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.)

    5.Просмотр видеоролика «Окна»

    Марк Твен  говорил:  «Доброта – это  то, что  может  услышать  глухой  и  увидеть  слепой»

    Работа над притчей.

    -Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал,                                                                                                                                                                          что видел  лес, речку, облака, людей?

    (хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)

    -Что можно сказать о слепом человеке?

    ( добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

         -Что можно сказать о больном, который лежал у дверей?

     Какими качествами характера он обладал?

    (зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

    -Какое самое страшное  его качество привело к несчастному случаю?

    Никто не пожалел этого   человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками?

    - Попробуйте понять и простить зло.

    Творческая работа

    Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притчу?   (Работа в группах) 

    V. Домашнее задание.   Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока

    -Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.

    -Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите делать добро”.

    -Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

    VI.Итог:

    Цветок  добрых дел. На листочках напишите и прикрепите к цветку. Мы проводили акцию милосердия в дом малютки, который находится в Красном Бору. Фото.

    VII.Рефлексия

    Закончи предложение:

    Мне на уроке понравилось…

    Мне было интересно….

    Я понял, что..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

    Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

    Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

    Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

    ОРКСЭ. Урок по теме " Твори Добро"

    Учить детей нравственным понятиям: доброта, отзывчивость, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим, развивать творческие возможности детей.     ...

    Урок в 4 классе по предмету ОРКСЭ на тему: "Милосердие"

    Урок проведен в 4 классе. В данном уроке содержится презентация по соответствующей теме....

    Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»

    Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»...

    Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие

    Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека...