Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Кротенко Ирина Леонидовна

Рабочая программа по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  Основы религиозных культур и светской этики для 4 классов общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюк, Москва, «Просвещение». 

Целью прохождения настоящего курса является  заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Курс направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

а) образовательная – формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России,
  • педагогического согласования системы базовых ценностей,
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного крса, а также между ними и модулями учебного курса,
  • ориентация учебного содержания на совмесивное осмысление актуальных проблем развития личностной, ценностно-смыслоыой сферы младших подростков.

б) развивающая – развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

в) воспитывающая – формирование честного, порядочного, достойного гражданина.

г) практическая - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Основное её содержание сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

 

Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом 4 класса. Курс  носит  культурологическую  направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса Основы религиозных культур и светской этики открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения такие как знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основа культурных традиций многонационального народа России;

  • Знакомит с основами светской и религиозной морали,  с пониманием их морали, с пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирует первоначальное представление о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории соременности России.
  • Направляет на  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Данилюк Александра Ярославовича, изд-во Просвещение.

УМК состоит из:

  1. учебник: А.Я. Данилюк: «Основы светской этики», Москва, изд. Просвещение, 2012 год
  2. программа: А.Я. Данилюк: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, Москва, Просвещение, 2010 год.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

            Рабочая программа входит в состав УМК «Школа России», разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентиована  на планируемые результаты  освоения основной образовательной программы начального общего образования.

            Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

        Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

Обоснование.

         В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для  начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г. о. Жуковский на изучение Основ религиозных культур и светской этики  в 4 классе отводится 1 час в неделю,  36  часов в год. Часы выделены из Федерального компонента учебного плана.

        Система контроля по курсу Основы религиозных культур и светской этики включает проведение  4 часа проектов,  1 исследование.

      .

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок открытия новых знаний 20 часов.

Урок обобщения 5 часов.

Урок комбинированный 5 часов.

Урок-проект 4 часа.

        Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итогового проекта.

             В результате прохождения программного материала обучающийся должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.

            У учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

Литература и средства обучения

1. Основная литература:

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [  Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение.

2. Дополнительная литература:

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение.

3. Учебно-методическая литература:

Тематическое планирование  на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение.

4. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение».

Формы контроля

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Дата

Дата

по плану

фактически

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

04.09-08.09

2.

Основы религиозных культур и светской этики.           

28

11.09-27.04

3.

Духовные традиции многонационального народа России.

5

30.04-31.05

ВСЕГО

34ч

Содержание

Тема 1.   Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Тема 2.   Основы религиозных культур и светской этики.            (28 часов)

Тема 3.   Духовные традиции многонационального народа России.   ( 5  часов)


Поурочное  планирование по Основам религиозных культур и светской этике, 4 классы

(1 час в неделю, всего 34  часа), УМК   А.Я. Данилюк.

п/п

Дата

по плану

Дата фактически

Тема

урока

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

1

1 нед.

Россия – наша Родина.

Основы религиозных культур и светской этики. (28ч.)

2/1

2 нед.

Что такое светская этика.

3/2

3 нед.

Культура и мораль.

4/3

4 нед.

Особенности морали.

5/4

5 нед.

  Добро и зло.  

6/7

6 нед.

Добро и зло.

7/8

7 нед.

Добродетель и порок.

8/9

8 нед.

Добродетель и порок.

9/10

9 нед.

Свобода и моральный выбор человека.

10/9

10 нед.

Свобода и ответственность.

11/10

11 нед.

Моральный долг.

12/11

12 нед.

Справедливость.

13/12

13 нед.

Альтруизм и эгоизм.

14/13

14 нед.

Дружба.

15/14

15 нед.

Что значит быть моральным.

16/15

16 нед.

Подведение итогов. Проект «Дружба»

17/16

17нед.

Подведение итогов.

18/17

18 нед.

Род и семья-исток нравственных отношений.

19/18

19 нед.

Нравственный поступок.

20/19

20 нед.

Золотое правило нравственности.

21/20

21 нед.

Стыд, вина и извинение.

22/21

22 нед.

Честь и достоинство.

23/22

23 нед.

Совесть.

24/23

24 нед.

Нравственные идеалы.

25/24

25 нед.

Нравственные идеалы.

26/25

26 нед.

Образцы нравственности  в культуре  Отечества.

27/26

27 нед.

Этикет.

28/27

28 нед.

Семейные праздники. Проект «Семейные праздники»

29/28

29 нед.

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Духовные традиции многонационального народа России. (5ч.)

30/1

30 нед.

Любовь и уважение к Отечеству.

31/2

31 нед.

Подведение итогов.

32/3

32 нед.

Подведение итогов.

33/4

33 нед.

Проект «С чего начинается Родина».

34/5

34 нед.

Проект «Вклад моей семьи в развитие и процветание Отечества»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                  «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания №1                                                         Зам.директора по УМР

ШМО учителей начальных классов

От ________________.                                                            ______________(Фокина Е.В.)

_____________(Рамина Е.Е.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....