Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Православный храм!
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    Аксёнова Светлана Владимировна

    Цель:  Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

    Задачи:

    1. Познакомить с понятием «православный храм».
    2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
    3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
    4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
    5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kursu_orkse.doc121 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА  ПО КУРСУ ОРКСЭ

    Об авторе

    Фамилия, имя, отчество

    Аксёнова Светлана Владимировна

    Район

    город  Саров

    Место работы

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №11  

    Должность

    учитель начальных классов

    Общие сведения

    Модуль

    Основы православной культуры

    УМК

    «Школа России» Основы православной культуры А. В. Кураев Просвещение 2011 год

    Тема урока

    Православный храм

    Тип урока

    Изучение нового материала

    Цель, задачи

    Цель:  Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

    Задачи:

    1. Познакомить с понятием «православный храм».
    2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
    3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
    4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
    5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Необходимое оборудование

    Учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер

    Дидактическое  обеспечение

    Творческие работы учащихся сообщения о храмах города Сарова, карточки с заданиями.

    Планируемые результаты урока

    Личностные

    Формируется ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию; изменение психических свойств учащихся и поведения.

    Предметные

    Познакомятся с понятиями православный храм, с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

    Метапредметные

    Обогатится и активизируется историко-культурный словарь учащихся.

    Формы контроля и диагностики достижения результатов

    Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урок;  составление синквейна по изученному материалу по подгруппам.

    План проведения занятия  с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

    Этап урока

    Деятельность учителя, применяемые им методы и приемы работы.

    Деятельность обучающихся с указанием форм организации

    Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

    1. Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

    1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

    1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

        Приветствие.

         Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными.

    - Какое за окном время года?

    - Покажите, что идёт дождь.

    - Покажите, как кружатся и опадают листья.

    -А теперь покажите, что вам холодно, и вы замёрзли.

    - А теперь отогрелись и расслабились.

    Молодцы!

    - Какое у Вас настроение? (слайд)

    С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на нашем  уроке.

    Мы начинаем наш урок

    И пусть сегодня

    Он пойдёт нам впрок.

    Осень.        

    Дети хлопают себя по бокам.

    Дети показывают.

     

    Дети  выбирают и показывают человечков.

    Коммуникативные УУД (развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.)

    Регулятивное УУД: (понимать цель выполняемых действий)

     

    2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализацию знаний, умений, и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемых ими самими.

      Сообщение темы (слайд)

    Воды тихой речки отражают

    Окруженный деревцами Храм.

    Годы и столетья пролетают –

    Каждый день молитвы слышны там.

    Свечи здесь пылают и лампады,

    Блики их на образах горят,

    Девы Пресвятой святые взгляды

    Прямо в душу ласково глядят.

    Так отрадно плакать и молиться,

    И так близко Небо там к земле,

    Что потом печально возвратиться

    В грешный мир, лежащий весь во зле.

    Но душа опять будет вновь стремиться

    В чудный мир, обратно, к тишине,

    В мир святой, где может возродиться

    Та любовь, что спит еще во мне.

         Ребята, как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

        Что такое храм?

         Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и правила поведения в храме. (слайд)

         Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

    Предполагаемые ответы детей

    Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания)

     

    Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

    3.  Выявление места и причины затруднения. Этот этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний и умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

      Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (слайды)

    -  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. (слайд)

    - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

    - В храме много икон.

        Зачем люди посещают  храмы?

    - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

    Знаете ли вы как устроен храм?

    А что ещё нового мы можем узнать про храм?

    учащиеся дают определения слову «храм»

    Предполагаемые ответы детей

    Регулятивные УУД:

    (привлечение детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала; получение возможности научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

    4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

    На  уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма.

    Вы узнаете как вести себя в храме.

    Чтобы лучше это запомнить надо составить памятку «Как правильно себя вести в храме».  

    Формулируют задачи урока:

    1. Устройство православного храма.
    2. Правила поведения в храме.

    Регулятивные УУД:

    (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию)

    5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

         Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

          Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. (слайд)

        Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

    - У него есть купол, на котором находится крест.

        Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

         Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. (слайд)

         Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. (слайд)

         Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (слайд)

         Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  (слайд)

        Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

    - Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. (слайд)

         Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

        Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

    (предположения детей)

    -две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

    -три главы (три Лица Святой Троицы);

    -семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

     Иногда строят и большее количество глав.

         Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

        Как вы думаете, зачем нужны колокола?

         Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

    Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

    Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

    Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

        Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

    Прослушивание фрагментов колокольных звонов. (аудиозапись)

         Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

    - Мысли о храме, церкви, России…

    Изучение устройства храма.

         Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

         Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

         Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  (слайды)

         Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

         В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

         Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.

         Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

       Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

    Прочитаем об устройстве храма в учебнике на стр.50-51. Рассмотрим картинку иконостаса стр. 51.

    Физкультминутка

    Сейчас мы немного расслабимся и отдохнём. (слайд)

    Слушая спокойную музыку закроем глазки и представим, что мы в храме, мы слышим звон колоколов нам хорошо.

    Творческие работы учащихся.

        А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Сарова.

    Часто ли вы бываете в храме?

           Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

    Предполагаемые ответы детей

    предположения детей

     

    Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

    ответы детей

    - Мысли о храме, церкви, России…

    предположения детей

    Под руководством учителя читают тест учебника

    Дети закрывают  глаза,

    отдыхают, расслабляются, представляя себя в храме.

    Зачитывание сообщений, подготовленных учащимися

    предположения детей

    Регулятивные УУД:

    (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию)

    Познавательные УУД:

    (способность принимать то или иное знание, учитывая как оно пригодиться в жизни)

    Познавательные УУД:

    (умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной  форме)

    Познавательные УУД:

    (научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты)

    Личностные УУД:

    ( ученики получат возможность для формирования

    учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи)

    Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

    Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

    Познавательные УУД:

    (научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; получат возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

           Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

    (слайды)

    Памятка мальчику:

           Прежде чем зайти в собор,

           Головной сними убор,

           Злые мысли отгони:

           Не нужны тебе они...

    Памятка девочке:

            Скромную надень одежду,

            В брюках в храм идёт невежда,

            Голову платком покрой

            И тихонько в храме стой.

    Мальчику и девочке:

             Никого не осуждай,

             Помощь нищему подай,

             Поставь свечку и потом

             Осени себя крестом.

             Богомыслие храни,

             Лень подальше прогони,

             Душой с Богом примирись,

             И со всеми ты молись.

              Богомольцев не толкай,

              К чину в храме привыкай.

              Не гляди по сторонам —

              Неполезно это нам...

              Хоть старушка, хоть девица

              Не посматривай на лица,

              Глазки в землю опусти,

              О грехах своих грусти.

      Учитель:        

             И скажу я от души:

             Выйти с храма не спеши,

             Стой на службе до конца,

             Слушай проповедь отца.

            Приложись потом к кресту,

            Обещание дай Христу,

            Что исправиться намерен,

            Слову своему будь верен.

            Даром время не губи,

            Службу Божию полюби.

            Воскресенья подожди,

            На молитву приходи.

    Фронтальный опрос:

    1. Выполнение заданий на карточках:

    Дай понятие:

    Храм это - …………

    Алтарь это -………….

    Иконостас это - ……….

    Престол это - ………….

    1. Ответьте на вопросы по правилам поведения в храме:

    О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

    Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

    Как мы заходим в храм?

    Как мы стоим во время богослужения?

    Как оканчивается божественная литургия?

    Учащиеся читают стихотворение по ролям

    Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

    Алтарь это место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

    Иконостас это стена из икон.

    Престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи.

    Ответы детей

    Познавательные УУД:

    (умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме)

    Коммуникативные УУД:

    (умение слушать ответы товарищей)

    Личностные УУД:

    (ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение)

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания  с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

    Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

    Сейчас вы объединитесь в группы по 4 человека и самостоятельно составите памятки «Как правильно себя вести в храме».  

    Дети работают самостоятельно над составлением памятки, По окончании работы на экране появляется памятка

    Коммуникативные УУД:

     (умение договариваться, находить общее, умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество)

    Регулятивные УУД:

    (умение ребёнка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом)

    8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

    Давайте организуем пары и составим синквейн на тему нашего урока.

    Прочитаем, что у вас получилось.

    Например: (слайд)

    1. Храм
    2. Величественный, красивый
    3. Молиться. Общаться с богом, совершать обряды
    4. Нужен всем нам!

    Коммуникативные УУД:

     (умение договариваться, находить общее, умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество)

    Развитие

    творческих способностей

    9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

    Рефлексия-«Ресурсный круг» 

    Ребята, давайте  встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь передадим тепло и доброту наших сердец друг другу  и подведём итог нашего занятия.

    Общее:

    - рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

    - узнать, какие храмы есть в нашем городе

    - прочитать стр.48-51 учебника

    - ответить на вопросы стр.51

    Индивидуальное:

    -  нарисовать храм вашей мечты

    -  подобрать  и выучить стихотворение о храме

    - Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!

    Мне понравилось…

    Я узнал…

    Меня удивило…

    Мне кажется…

    Я надеюсь…

    Я стал…

    Я уверен…

    Регулятивные УУД:

     (участие детей в процессе оценивания своей работы; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по кубановедению: « Свято-Покровский храм города Апшеронска».

    Цель:- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма.  Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательн...

    Конспект урока по ОПК "Храмы Москвы"

    Основы Православной культуры...

    Конспект урока по ОРКСЭ "Храм

    Урок знакомит учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем....

    Конспект урока "Экскурсия по храму"

    Заочная экскурсия по храмам. Применима на уроках ОРКСЭ и во внеурочной работе....

    Конспект урока. Тема: «Православный храм» Основы православной культуры. 4 класс.

    Разработка урока по курсу ОРКСЭ.Модуль «Основы православной культуры»   4 классТема: «Православный храм»...

    Конспект урока по теме "Храм"

    Материал содержит конспект урока по теме "Храм", рабочий лист к уроку, памятки о поведении в храме для мальчика и для девочки...