• «Основы религиозных культур и светской этики»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кондыба Наталья Фёдоровна

Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, развить чувства уважения, любви, почитания своих предков; воспитание интереса к семейным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx145.2 КБ

Предварительный просмотр:

  • Открытый урок
  • «Основы религиозных культур и светской этики»

Кондыба Натальи Фёдоровны учителя начальных классов

Технологическая карта

Предметная область

Основы религиозных культур и светской этики

Учебный предмет

ОРКСЭ

Класс

4

Учебный модуль

Основы мировых религиозных культур

Тема урока

Семья

Тип урока

изучение  нового материала

Планируемые образовательные результаты

личностные

метапредметные

предметные

  • понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям;
  • использовать знания, полученные на уроках, для осмысления семейных ценностей в светской и религиозной традиции

  • формирование интереса к учению через раскрытие новых знаний,
  • определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 
  • перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса .
  • развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения.

  • познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях,  
  • формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям,
  • воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»,
  • продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Цель урока

Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, развить чувства уважения, любви, почитания своих предков; воспитание интереса к семейным традициям.

Задачи урока

  • сформировать представление о важности семейных ценностей для каждого человека;
  • учить находить ответы на проблемные вопросы;
  • учить соотносить полученную информацию с имеющимися знаниями

Основные понятия, изучаемые на уроке

Семья, семейные ценности, доброта, любовь, традиции

Средства ИКТ, используемые на уроке

  • мультимедиа проектор
  • компьютер

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

  • учебник  А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур»,
  • раздаточный материал
  • презентация «Семья»

Технология

  • Технология критического мышления (кластер, игра «Ассоциации», кубик Блума, «Тонкие и толстые вопросы»), презентация «Семья», интегрированное обучение и средств оптимизации процесса обучения.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Педагог организует класс на работу

Слайд 3

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

И тему вы определите!

Дети:

Отгадывают ребус

Все вместе читают стихотворение.

Слайд 4

Коммуникативные

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Называет тему урока и предлагает ответить, о каких духовных ценностях пойдёт речь; каким словом можно назвать людей, живущих рядом; какими качествами должны обладать люди, живущие в семье

Слайд 5

Мы узнаем:

-  что такое семья?

 - что объединяет членов семьи?

 - чем семья отличается от другой группы людей?

Коммуникативные

Актуализация необходимых знаний

Включаются в беседу, говорят, что будут размышлять о семейных ценностях, о взаимоотношениях детей, родителей, братьев, сестёр, о том, что живущие в семье люди должны проявлять любовь, терпение и заботу друг к другу.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

20 минут

Мотивация на позитивный настрой:

Ты мой друг, я твой друг – вместе мы семья,

То что не смогу один – сможем ты и я.

Игра «Ассоциации».

Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья.

Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:

«Семья – это…»

Слайды 6

«Семья» - мы слышим это слово каждый день и настолько к нему привыкли, что порой не задумываемся, что оно обозначает.

А где мы можем уточнить значение слова?

Словарь Ожегова С.И.: 

1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

«Большая советская энциклопедия.»

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Толковый словарь.

Семья – это группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами”.

Для чего мне семья?

 Ну, конечно- для  счастья!
Там я нужен всегда, там добро и участие.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

А чтобы семья была счастливой как надо относится к друг другу?

Слайд 7

Да, нужно придерживаться этих качеств:

доброта, забота, любовь, доверие, понимание, уважение.

Кластер

 Слайд 8,9,10

Обобщим материал:

- Найдите в учебнике место и прочитайте, как к браку и семье относятся в Христианстве?

-Как к семье относится Иудейская религия?

-Как относятся к семье и браку мусульмане?

-Что значит семья для буддистов?

-Ребята, расскажите, как традиционные религии относятся к семье?

Слайд 11

Сейчас мы поработаем  в парах, перед работой повторим правила работы в парах  (на слайде записаны правила работы в парах).  

Слайд 12

На ваших партах тест, посовещайтесь и ответьте совместно на вопросы теста:

1)В христианстве брак - это школа…. (любви)

2)В иудаизме брак -  одна  из главнейших заповедей.

3) В исламе – обязанность.

4)в буддизме – ответственность.

Физминутка 

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

 О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом  нам расскажет  календарь праздников.  А какие  семейные праздники вы знаете?

Слайд 13 15 мая -Международный день семей,

Слайд 14   1 июня  - День защиты детей,

Слайд 15   1 октября - Международный День пожилых людей,

Слайд 16 первое воскресенье ноября – День матери,

Слайд 17

В  России  существует Всероссийский день семьи – 8 июля.

-православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Они были мужем и женой. А вот как они жили и почему их приравняли к лику Святых, вы сможете узнать, посмотрев

Слайд 18      мультфильм.

Слайд 19

Символом праздника стала ромашка (Собирают пословицу)

(символ любви на Руси). ( звучит песня о Петре и Февронии)

 

Регулятивные:

Развитие умения принимать смысл поставленной задачи.

Личностные УУД:

- развитие интереса к родному языку, осознание семейных ценностей.

 Работа со словарем,

с книгой

формирование интереса к учению через раскрытие новых знаний,

Познавательные:

Развитие познавательной активности;

Развитие способности анализировать и систематизировать материал.

Коммуникативные УУД:

развитие умения работать в коллективе, принимать высказывания других.

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

3 минуты

У вас на партах лежат конверты, на уроках технологии  мы с вами изготовили ромашки. Запишите на лепестках ценности, которые должны укреплять семью. Записывают на ромашке ценности.

http://www.velikol.ru/dostc/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0%3A+%C2%AB7%D1%8F+%E2%80%93+%D0%BC%D0%BE%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%C2%BBc/1365205_html_469f33ba.pngпесня семьи

Личностные

перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

Где любовь да совет, там и горя …

Где мир и лад, не нужен и …

В гостях хорошо, а дома …

В своем доме и стены …

Доброе братство лучше ….

В семье разлад, так и дому не …

Вся семья вместе, так и душа …

Давайте вернёмся к целям нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира?

Какое значение имеет семья для христианина?

Какую семью можно назвать счастливой?

-Как вы думаете, наш класс можно назвать семьей?

Слайд 27

Рефлексия «Дерево чувств»

-интересно

-скучно

-безразлично

Каждый выбирает своего человечка и раскрашивает.

Коммуникативные УУД: 

форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

Написать синквейн на тему «Семья»

Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...