КТП по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Юсупова Айгуль Халимулловна

В помощь учителю начальных классов .по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_orkse.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

I .Планируемые результаты освоения    модуля «Основы светской этики»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметные результаты:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;

4) становление внутренней установки личности поступать

согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

5) осознание ценности человеческой жизни.

II. Содержание учебного предмета

Содержание курса

Тематическое планирование

Введение

Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в

отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как

основа воспитанности.

Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.

Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.

Этика-наука о нравственной жизни человека.

Этика общения

Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики.

Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.

Основные понятия: добро, зло.

Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека.

Стремление к пониманию — главное в общении людей.

Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило

нравственности.

Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.

Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.

Основные понятия: доброта, красота.

Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Условия возникновения и сохранения дружбы.

Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

Добрым жить на белом свете веселей.

Правила общения для всех.

От добрых правил-добрые слова и поступки.

Каждый интересен.

Этикет

Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание.

Основные нормы этикета и их смысловые значения.

История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной

культуры. Привлекательность правил этикета.

Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность,точность.

Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета.

Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.

Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.

Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.

Основные понятия: слово, речь, образ.

Премудрости этикета

Красота этикета

Простые школьные и домашние правила этикета

Чистый ручеек нашей речи

Этика человеческих отношений

Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума

и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.

Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.

Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой

природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.

Основные понятия: природа, жизнь, человек.

Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной.

Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения

«Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм».

Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.

Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя —

одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми.

Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.

В развитии добрых чувств-творение души .

Природа- волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины.

Жизнь протекает среди людей .

Этика отношений в коллективе

Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений.

Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе.

Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.

Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях,

важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.

Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.

Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке

Основные понятия: помощь, поддержка, участие.

Чтобы быть коллективом.

Коллектив начинается с меня.

Мой класс-мои друзья.

Скажи себе сам.  Итоговое творческое сочинение.

Введение

Золотое правило этики — его сущность и содержание.

Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях.

Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей.

Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности.

Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие  ценности.

Ежели душевны вы и к этике не глухи…

Простые нравственные истины

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности.

Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.

Основные понятия: потребность, смысл, нравственный  закон.

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.

Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие»,«участие».

Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.

Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.

Конфликтные ситуации и их благоприятное решение.

Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.

Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.

Жизнь священна.

Человек рожден для добра.

Милосердие-закон жизни.

Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться

Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание.

Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках.

Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.

Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека.

Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых.

Бескорыстие как качество личности и основа достойной

жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.

Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.

Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека.

Гуманизм как этический принцип отношений.

Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы.

Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.

Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.

Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред

другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие

взаимодействия с людьми различных национальностей.

В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.

Основные понятия: этика поступков, нравственный

выбор, терпимость, дружелюбие.

Следовать нравственной установке.

Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить.

Простая этика поступков .

Посеешь поступок- пожнешь характер

Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение

становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?

Пути преодоления неприятных моментов общения в классе.

Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению.

Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.

Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения.

Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать

в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.

Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного

нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.

Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.

Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» —вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.

Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.

Общение и источники преодоления обид.

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение.

Действия с приставкой «со».

Судьба и Родина едины

Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.

Значение лада в семье. Простые правила его сохранения.

Вековой опыт человечества.

Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник.

Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.

Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин,гражданственность, любовь, служение, долг.

Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.

Мыслители о сути человека.

Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.

С чего начинается Родина.

В тебе рождается патриот и гражданин.

 Защита проекта.

Человек-чело века.

Слово, обращенное к себе.

Итоговое творческое сочинение.

№ п/п

Раздел программы

Всего часов

1

Введение.

2

2

Этика общения

4

3

Этикет

4

4

Этика человеческих отношений

4

5

Этика отношений в коллективе

4

6

Простые нравственные истины

4

7

Душа обязана трудиться

4

8

Посеешь поступок — пожнёшь характер

4

9

Судьба и Родина едины

5

ИТОГО

              35

III. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Введение -1 час

1

Этика-наука о нравственной жизни человека

1

01.09-03.09

Этика общения- 4 часа

2

Добрым жить на белом свете веселей

1

06.09-10.09

      3

Правила общения для всех

1

13.09-17.09

4

От добрых правил-добрые слова и поступки

1

20.09-24.09

5

Каждый интересен

1

27.09-1.10

Этикет- 4 часа

6

Премудрости этикета

1

04.10-08.10

7

Красота этикета

1

11.10-15.10

8

Простые школьные и домашние правила этикета

1

18.10-22.10

9

Чистый ручеек нашей речи

1

25.10-29.10

Этика человеческих отношений-4 часа

10

В развитии добрых чувств-творение души

1

08.11-12.11

11

Природа- волшебные двери к добру и доверию

1

15.11-19.11

12

Чувство Родины

1

22.11-26.11

13

Жизнь протекает среди людей

1

29.11-03.12

Этика отношений в коллективе-4 часа

14

Чтобы быть коллективом

1

06.12-10.12

15

Коллектив начинается с меня

1

13.12-17.12

16

Мой класс-мои друзья

1

20.12-24.12

27.12-28.12

17

Скажи себе сам.  Итоговое творческое сочинение

1

11.01-14.01

Ведение-1час

18

 Ежели душевны вы и к этике не глухи…

1

17.01-21.01

Простые нравственные истины-4 часа

19

Жизнь священна

1

24.01-28.01

20

Человек рожден для добра

1

31.01-04.02

21

Милосердие-закон жизни

1

07.02-11.02

22

Жить во благо себе и другим

1

14.02-18.02

Душа обязана трудиться- 4 часа

23

Следовать нравственной установке

1

21.02-25.02

24

Достойно жить среди людей

1

28.02-04.03

25

Уметь понять и простить

1

07.03-11.03

26

Простая этика поступков

1

14.03-18.03

Посеешь поступок-пожнешь характер-4 часа

27

Общение и источники преодоления обид

1

21.03-25.03

28

Ростки нравственного опыта поведения

1

06.04-08.04

29

Доброте сопутствует терпение

1

11.04-15.04

30

Действия с приставкой «со»

1

18.04-22.04

Судьба и Родина едины-5  часов

31

С чего начинается Родина

1

25.04-29.04

32

В тебе рождается патриот и гражданин

1

02.05-06.05

33

В тебе рождается патриот и гражданин. Защита проекта

1

09.05-13.05

34

Человек-чело века

1

16.05-20.05

35

Слово, обращенное к себе.

Итоговое творческое сочинение

1

23.05-27.05

30.05-31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...