ОПК Методическая разработка урока по теме "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Черных Наталья Валентиновна

Предметные результаты

Знания о назначении и устройстве православного храма, о «церковном. этикете», храмовых предметах.

Личностные УУД:

осмысление нравственных ценностей  и высказывание собственного суждения; воспитание бережного отношения к наследию предков; воспитание уважительного отношения к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; знания о правилах поведения в храме.

Метапредметные результаты: 

Познавательные: ориентирование  в системе знаний; поиск ответов на вопросы; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составление ответов на вопросы. 

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формирование умений совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: изученного нового материала.

Форма работы: фронтальная работа, индивидуальная работа,  работа в группах с источниками информации, самостоятельная работа, слушание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_hram.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Черных Наталья Валентиновна

МБОУ «СОШ №30 имени М. К. Янгеля»

города Братска, Иркутской области

Основы православной культуры

Тема: «Храм»

Цель:  формировать предметные, личностных и метапредметные  результаты

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Знания о назначении и устройстве православного храма, о «церковном. этикете», храмовых предметах.

Личностные УУД:

осмысление нравственных ценностей  и высказывание собственного суждения; воспитание бережного отношения к наследию предков; воспитание уважительного отношения к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; знания о правилах поведения в храме.

Метапредметные результаты:  

Познавательные: ориентирование  в системе знаний; поиск ответов на вопросы; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составление ответов на вопросы.  

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формирование умений совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: изученного нового материала.

Форма работы: фронтальная работа, индивидуальная работа,  работа в группах с источниками информации, самостоятельная работа, слушание.

Ход занятия

Оргмомент

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Мы не можем расслабляться,

Пора в работу нам включаться.

Актуализация

У: Ребята, прочитайте  стихотворение на слайде.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

 Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне (показ слайда)

(Учитель проводит фронтальную беседу с учащимися).

У: О чём это стихотворение? О любви к кому говорит автор стихотворения?

 Приходилось ли вам бывать в храме? Какие чувства вы испытывали, находясь в нём?  Что больше всего запомнилось?  Что такое храм? Какие храмы вы знаете? Что вы знаете об устройстве храма? (показ слайда)

У: Прочитайте ключевые слова на слайде:

Лампада                                 Свеча  

Храм                                      Священник                          

Кадило                                   Каждение

Икона                                      Алтарь

Ладан                                      Купол                      

Богоматерь                          Богослужение Крест                

Панихидный    столик           Амвон                        

Таинство                                     Царские     врата                    

Колокол            

Работа с таблицей. «З-Х_-У»

У: Запишите в таблицу те слова, значения которых вам известны.        

У: Прочитайте слова, которые вы    записали в первый столбец. Во второй столбец запишите понятия, о которых вы бы  хотели узнать на уроке.                                    

Прочитайте их.   Что может объединять все эти слова?

Определите тему урока.  (Организует формулирование темы урока учащимися.)

У: Какие бы цели  вы поставили  перед собой на нашем уроке?

А работать будем по группам. У каждой группы свой пакет с заданиями.

Исследовательская работа учащихся.

            (1 группа).

1)        Выяснить, используя текст дополнительной литературы и словарь Ожегова значения слова храм.

Д:  Храм-

 …здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором».

…это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем

… «дом Божий», где невидимо присутствует Сам Бог.

Работая с учебником

2)Как в старину называли храм? Почему?

Д:  Храм называли «лечебницей души».

У: А вы согласны с этим высказыванием?

3)Зачем люди посещают храм?

Д: Потому что в храме, как нигде в другом месте, рядом с нами, близко – близко, незримо пребывает  Сам Бог. А там, где Бог, там мир и покой.

4)Где строились храмы на Руси?

Д :  Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом ).

 (2 группа)

Задания второй группы:

Исследовать  внешнее устройство храма  по плану:

1)В форме чего строились и строятся храмы?

Д: Если храм строился в виде корабля – это означало, что мир – бурное, житейское море, а храм – корабль, спасительный Ноев ковчег, на котором можно его переплыть. Храм в виде звезды означал, что мир – пустыня, а храм – путеводная звезда в ней. Если храм строился в виде креста – это свидетельствовало о том, что Церковь получила свое начало и силу через Крест Христов, а если в виде круга – вечность и неодолимость Святой Церкви.

2) Какие части выделяют у православного храма?

3)Что символизирует купол?

Д: Купол храма напоминает нам о небе.

4) Что символизирует  крест?

Д: Крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе .  

Фронтальная работа

Исследовать внутренне строение храма,  используя учебник и дополнительную литературу по плану.

Физкультминутка

Работа с учебником

 Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа учащихся

 ( задание по выбору) .

У: Составим синквейн на тему нашего урока.

 1строка - название, тема - обычно существительное.

2 строка - описание темы, 2 прилагательных.

3 строка - действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.

4 строка - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.

5 строка - повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно сущ.

Кому трудно, работает с кроссвордом

Прочитаем, что у вас получилось.

Пример:

  1. Храмы
  2. Величественные, строгие
  3. Защищают, воспитывают, оберегают
  4. Храм для  православных людей необходим.
  5. Душа человека.

Давайте подведём  итог.

У: Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…….

Сегодня на уроке я почувствовал…..

Сегодня я достиг…..

Мне хочется….

Домашнее задание:    (по выбору)

 - сообщение «Православные храмы нашего города» (узнать, какие храмы есть в Братске, какие события истории с ними связаны)

-  нарисовать храм

-  составить презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...