Проект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Дружба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondarenko_s.v._proekt_uroka_po_orkse_4_klass.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала:

учитель начальных классов

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Бондаренко С.В.

Проект урока

Класс 4 

УМК «Школа России»

Тема урока: Дружба

Цель урока: формирование у детей понятий о дружбе и чертах дружбы.

Задачи урока:

 способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации;

 способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки через игры и игровые задания;

 содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.

Планируемые результаты: 

Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения

Предметные: знание, понимание и принятие учащимися ценности дружеских отношений

Метапредметные:

умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра

Ход урока

Учебные ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

1.

Целеполагание Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

- Приветствие. Эмоциональный настрой. Эффект «яркого пятна». На экране картинка солнышка.

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло? Пусть сегодня на уроке преобладают только тёплые отношения.

- Ребята, а какие отношения бывают между людьми?

- А как вы думаете, может ли быть одинок человек, обладающий такими отношениями?

Звучит запись песни о дружбе «Вот что значит настоящий, верный друг» (музыка Б.Савельева, слова М. Пляцковского).

Вопрос: о чём или о ком эта песня?

- Определите тему урока. (Дружба, дружеские отношения).

Приём «Кластер» Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения, учитель заполняет кластер на доске)

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения, учитель подводит к выводу, что если у человека нет друзей, он чувствует себя одиноко)

Фронтальная работа.

Дети слушают песню и определяют тему урока

Личностные УУД: положительный настрой на работу;

умение учитывать мнение одноклассников и выслушивать их

Регулятивные УУД: организация рабочего места

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания;

умение вступать с учителем в учебный диалог

2.

Создание проблемной ситуации. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

 Прочная дружба возможна только при соблюдении определённых правил. А вы знаете эти правила? Давайте поиграем в игру «Мяч по кругу передай, правило дружбы называй» (Приём «Круговой турнир»)

- Дружбу можно отличить от всех отношений, которые существуют между людьми.

Проблемный вопрос: «Как отличить дружбу от других человеческих отношений?»

Фронтальная работа. (Участники высказывают свои идеи, можно пропустить ход)

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения)

Личностные УУД: нравственно – этическое оценивание дружеских отношений, знание моральных норм, умение учитывать мнение партнера в совместной работе

Коммуникативные УУД: умение создавать правильные высказывания.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания

3.

Формирование понятий.

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа с учебником.

Чтение 2 абзаца о дружбе с.32. Проверьте, совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника. (1 вариант - находят в учебнике определение слова «дружба»,

2 вариант - в толковом словаре). Запишите определение слова «дружба» в свою тетрадь - словарик.

- А кто может быть другом? (Иллюстрация в учебнике). (Сверстник, взрослый, домашнее животное, игрушка…) Поднимите руки те, у кого есть друзья.

- А с кем дружите вы? Сейчас я раздам вам листочки, на которых нарисован цветок. Середина цветка – это каждый из вас, а лепестки – ваши друзья. Запишите на лепестках с кем вы дружите, и раскрасьте цветок. (На доске памятка: красный цвет – друг - сверстник, жёлтый – взрослый человек, зелёный – домашнее животное, любимая игрушка).

- А что значит «дружить»?

- Какие качества должен иметь друг?

На доске запись слова «друг». Дети называют качества, а учитель фиксирует их на доске.

Друг

Доброта

Смелость

Честность

Надёжность

Самостоятельная работа с учебником.

Работа со словарём.

Взаимопроверка.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение ориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий.

4.

Формирование способов деятельности. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

-Обсуждение и разъяснение каждой черты ДРУЖБЫ.

Как вы понимаете, что такое избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов?

Под музыку песни «Встаньте, дети, встаньте в круг» ученики встают в круг.

Игра «Шире круг, шире». Учащиеся вместе с учителем берутся за руки и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ученик говорит: «Спасибо» и подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…» Создание ситуации успеха.

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения или приводят примеры из текста)

Дети играют, создаётся ситуация успеха, эмоциональный настрой на выполнение следующих заданий.

Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог, учёт позиции других людей, партнёров по общению;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Групповая работа. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Комментирование ситуаций.

- А сейчас вы поработаете консультантами. Каждая группа получает конверт. В нём описание той или иной ситуации. Задача группы – прокомментировать её.

1 группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

2 группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

Групповая работа.

Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.

Личностные УУД:

знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

учёт позиции других, умение слушать и вступать в диалог

6.

Самоконтроль и самооценка. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Примером настоящей дружбы могут служить герои ваших любимых сказок, рассказов, которые мы читаем на уроках литературного чтения. Сейчас вы самостоятельно выполните задание «Кто с кем дружит, кто кому нужен», вспомнив героев мультфильмов, сказок, рассказов.

Дифференциация по уровню сложности, с учётом читательского опыта учеников.

- Соедините стрелочкой имена друзей левого и правого столбиков.

(Для ребят, чей читательский опыт невелик).

Малыш Герда

Крокодил Гена Карлсон

Кай Чебурашка

Винни - Пух Пятачок

Лунтик кузнечик Кузя

(Для ребят посильнее).

Том Сойер Коля Колокольчиков

Тимур Гек

Чук Гекльберри Финн

Васька Димка

Жиган Петька

- О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?

(Конкурс пословиц и поговорок)

Я предлагаю вам ещё вспомнить некоторые пословицы.

Игра «Собери пословицу»

Для этой игры мы объединимся в команды (группы), каждая группа получит пословицу, но она разрезана на слова. Вам нужно из слов собрать пословицу.

1. Сам погибай, а товарища выручай.

2. Старый друг, лучше новых двух.

3. Без друга – на душе вьюга.

4. Друг за друга стой – выиграешь бой.

Индивидуальная работа

Затруднений у учащихся не должно возникнуть, так как задание даётся им по силам, каждому дифференцированно, с учётом их жизненного и читательского опыта.

Самопроверка по ключу на доске.

Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста

Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные УУД: анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания. Учитывать мнение других, инициативное сотрудничество.

Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

7.

Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Синквейн «Дружба»

Подведение итогов.

Рефлексия. На ваших партах солнышки – это частички того солнышка, которое приветствовало нас в начале урока. Эти солнышки разные, одни весёлые, а другие грустные. Если вам понравился наш сегодняшний урок, покажите весёлое солнышко, а если не понравился – грустное.

Закончить песней «Когда мои друзья со мной» (м. В. Шаинского, сл. М. Танича).

Д/з: (дифференциация по уровню творчества)

- сочинение, стихотворение или рисунок

На тему «Настоящий друг»

Дети составляют синквейн по алгоритму.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к дружбе.

Познавательные УУД: самостоятельное выполнение творческого задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по ОРКСЭ

Проект урока по ОРКСЭ...

Проект урока по ОРКСЭ

Тема урока  Добро и зло.Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления знаний.Цель, задачиЦель: Создать условия для приобщения детей  к ценностям человеческих отношений; воспитания культуры...

Проект урока по ОРКСЭ "Христианин в труде"

На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда для человека....

Проект урока по ОРКСЭ. "Любовь и уважение к Отечеству."

Данный урок тридцатый в модуле "Основы православной культуры"...

проект урока по ОРКСЭ (ОПК)

Проект урока по ОРКСЭ (ОПК) .Тема "Икона"...

Проект урока по ОРКСЭ "Жизнь Будды", 4 класс

Проект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") 4 классТема "Жизнь Будды"...