Конспект урока по ОРКСЭ Тема: «Добро и зло »
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Давыдова Ю.А.

Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не допустить зла и боролись с ним.Наша задача раскрытие значения понятий "добра» и «зла».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Добро и зло »

Цель: раскрытие значения основных категорий христианской этики «добро» и «зло».

Задачи:

  • Обучающие: формировать знания о понятиях «добро»  и «зло»  с позиций православия; формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
  • Коррекционно-развивающие: создать условия для активизации интеллектуальных действий (анализа, синтеза, обобщения); развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу.
  • Воспитательные: содействовать духовно-нравственному воспитанию.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия. Формирование начальных нравственных представлений, знакомство с нравственными понятиями: «Что такое добрый поступок?»

Форма занятия: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки с пословицами, иллюстрации с героями русских народных сказок, указатели дорог, цветочки (красные, жёлтые, оранжевые).

Ход урока

I. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

 Доброе утро приветливым лицам!

II.  Сообщение темы.

- Ребята, о чем эти строки? (ответы детей)

-А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово? Предположите тему нашего занятия? (ответы детей)

Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)

Сегодня вы узнаете:

Что такое добро.

Что такое зло.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

III. Работа по теме

1. Беседа.

- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

 - Как вы понимаете слово добро?

(ответы детей)

- Как вы понимаете слово зло?

(ответы детей)

В священной истории рассказано, что кроме того мира, который видит человек, Бог создал и мир невидимый. В нем живут существа невидимые. Они называются ангелами.

Ангелов Бог создал добрыми. Они любили Бога, были Ему послушны. Но один из них возгордился, захотел стать равным с Богом. Он перестал слушаться Бога, стал злым и гордым (диаволом). Его примеру последовала часть других ангелов. За непослушание они были отвержены от Бога, лишены Божией любви. С тех пор существуют добрые и злые ангелы.

2. Словарная работа.

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». (слайд 2)

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

(слайд 3)

3. Послушайте притчу. (слайд 4)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

- Ребята, как вы понимаете слова старика? Чему нас учит притча?

(Ответы детей)

-Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

4. Практическая работа в парах.

Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.

-А чему мы должны научиться на нашем занятии?

-Различать добро и зло.

- Ребята, как можно определить злой человек или добрый.

(Ответы детей)

-Напишите в тетради в первый столбик поступки добрых людей, а во второй столбик поступки злых людей. Затем поменяйтесь тетрадью с соседом и обсудите с ним варианты. (слайд 5)

5. Работа со сказками.

- А теперь поработаем в группах.

-Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой».

-На столах у вас лежат иллюстрации с героями русских народных сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Змей Горыныч, Колдун, Ведьма, Морозко, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Снегурочка, Садко, Леший, Гуси-лебеди, Мачеха, Разбойник).

-Одна группа учеников будет собирать добрых героев сказок, а вторая – злых.

- Каких героев выбрала 1 группа? Почему? Из каких сказок герои?

Вывод: Хорошие – это те, кто творит добро.

-Вторая группа? Почему?

Вывод: Отрицательные герои - это те, которые делают людям зло, покушаются на их жизнь.

-На какого героя вы хотели быть похожим? Почему

А сейчас посмотрите на экран и ответьте на вопрос. (слайд 6)

«Как в этих сказках награждается добро и наказывается зло?»

6. Работа с пословицами.    

- Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой  чему-то научают

И от беды нас берегут. (слайд 7)

- Познакомимся с некоторыми из них.

У вас на парте лежат карточки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. (слайд 8)

  • Доброе слово лечит,   а злое калечит.
  • Доброе слово человеку,  что дождь в засуху.
  • Кто любит добрые дела,   тому и жизнь мила.
  • Худо тому,  кто добра не делает никому.
  • Добро помни,  а  зло  забывай.

Проверка выполненной работы.

IV. Физминутка (песня Барбариков «Доброта») (слайд 9)

V. Закрепление (чтение стихотворения). (слайд 10)

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта — не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети. 

-Ребята, какие правила доброты мы можем для  себя определить? (Обсуждение и принятие общих правил) (слайды 11-16)

VI. Подведение итогов урока. (слайд 17)

-  Что нового узнали о добре и зле?

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

 - Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

VII. Домашнее задание ( по выбору). (слайд 18)

а) Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.

 б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.

VIII. Рефлексия

Ребята, у вас впереди целая жизнь. Посмотрите, перед вами несколько дорог.

На доске 3 указателя дорог: 1-я «Жить - богатым быть».

                                                 2-я «Жить – награду получить».

                                                 3-я «Жить – добро творить».

-1-я дорога ведёт к наградам и почестям, 2-я – к богатству, 3-я – самая трудная, по ней идти, значит, добро людям нести. По какой дороге вы пойдёте? У вас на партах цветочки 3-х цветов: красные, жёлтые, оранжевые. Выберете для себя соответствующий цветок и прикрепите его на ту дорогу, которую выбрали.

Цвета обозначают: (слайд 19)

красный цвет - занятие было интересным и полезным, я думал, активно работал на занятии и унёс в своей душе много хорошего;

жёлтый цвет – занятие понравилось, но иногда было неинтересно и скучно, хотя на душе стало немного светлее;

оранжевый цвет – занятие было неинтересно и ничего хорошего, доброго в своей душе с занятия не унёс.

Закончить наше занятие мне хотелось бы такими строчками ребята

 (слайды 20-21)

Добрые слова – корни

Добрые мысли – цветы

Добрые дела – плоды

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! (слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: Царство Божие внутри нас. Завет Христа

Урок  ОРКСЭ  ( основы православной культуры) в 4 классе по теме " Проповедь Христа"  по учебнику " Основы православной культуры" , автор А. В. Кураев...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: «Милосердие»

Целью этого урока является формирование осмысления понятия «милосердие» как основы человеческих отношений, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества....

Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Дружба"

Разработка урока по ОРКСЭ. Тема урока : "Дружба"...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...

Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....

Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших."

Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших", целью которого является донести детям основу учения Иисуса Христа: любовь к Богу и к ближнему....