Моя копилка к урокам "Основы светской этики"
материал по орксэ
Работаю по модулю «Основы светской этики». Каждый год, начиная свою работу в новом классе, прихожу к выводу: невозможно провести одинаковые уроки по одному и тому же плану, учитывая уровень развития детей и т.д. Содержание уроков остается, меняется подача. Поэтому решила собирать материал по темам. Пока это притчи, сказки, рассказы, стихи, тесты. Используя этот материал можно построить любой урок. В дальнейшем планирую добавлять материалы созданные детьми: рисунки, стихи, сказки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 853.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»
МОЯ КОПИЛКА
Учитель начальных классов
Сахиева Л.К.
У. Тэгда 2016г.
Введение
Сложно говорить о результатах проведённых уроков по данному курсу, но можно уверенно сказать, что при изучении курса идет разностороннее обогащение детей.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Важно, что данный курс является связующим звеном между начальной школой и основной школой, предваряет изучение такого учебного предмета как история.
Таким образом, содержание курса помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.
Работаю третий год по модулю «Основы светской этики». Каждый год, начиная свою работу в новом классе, прихожу к выводу: невозможно провести одинаковые уроки по одному и тому же плану, учитывая уровень развития детей и т.д. Содержание уроков остается, меняется подача. Поэтому решила собирать материал по темам. Пока это притчи, сказки, рассказы, стихи, тесты. Используя этот материал можно построить любой урок. В дальнейшем планирую добавлять материалы созданные детьми: рисунки, стихи, сказки.
А сейчас представляю вашему вниманию свою копилку.
Тема: Россия- наша Родина
Тэгда
«В мире много прекрасных столиц, только не отыскать нигде
Столько добрых и ласковых лиц, как у нас в Тэгде.
Океаны, моря бороздил, и в великих заливах купался,
но тебя не забыл мой Хаил и всегда я к тебе возвращался.
Не забыть нипочем берега, что багулом весной пламенеют
Там, где с гор Абага и Нельга, свои воды несут Суналею
Здесь токуют весной косачи, на турнирах своих, на рассвете,
И орехом полны кедрачи, и гольцы в снежно – белом берете.
И куда б ни бросала судьба, Я к тебе возвращаюсь навстречу,
Серебристая речка Курба. Моей жизни и утро и вечер»
Молоков Г.П.
Москва
Имя нашей солнечной столицы
Слышно даже в шелесте листвы,
Золотая звездочка искрится
На груди прославленной Москвы!
Облака плывут неровным строем,
Загляделись окна в синеву...
С полным правом городом-героем
Весь народ зовет свою Москву.
В дни войны врага встречая смело,
Поднялась Москва на правый бой,
Победить и выстоять сумела,
Полземли закрыв от пуль собой.
И недаром люди всей планеты
Помнят этот подвиг боевой,
Посылают добрые приветы
И гордятся нашею Москвой.
Мирная красавица - столица
То в снегу, то в зелени листвы...
Золотая звездочка искрится
На груди прославленной Москвы.
М. Пляцковский
Только вдумайся, вслушайся
В имя «Россия»!
В нем и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы попросила,
Чтобы снова враги не пошли на Россию.
Ю. Друнина
Страна моя прекрасная,
Легко любить ее.
Да здравствует, да здравствует
Отечество мое!
На все четыре стороны
Весенний льется свет
Отечества,
Которого
Милей и краше нет.
А. Прокофьев
Над Родиной голубизна такая
И так светло, что больно мне смотреть,
И соловьи на зорьке, не смолкая,
Готовы бесконечно петь и петь.
И степь успела празднично прибраться:
Играя позолотой лепестков,
Стоят ряды молоденьких акаций
И грустных густолистных саженцев-дубков.
И в поле, в теплых солнечных полосках,
Согнувшиеся ивы у ручья.
И русские красавицы - березки...
Как ты красива, Родина моя!
Я. Старшинов
Над тобой белокрылые птицы царят,
Высоки небеса твои, Родина.
Родники твои жажду души утолят,
Слаще меда хлеба твои, Родина!
Если ты - океан, я - певунья-волна.
Ты меня добротой одарила сполна.
Я кровинка твоя, я тобой рождена,
Душу я отдаю тебе, Родина!
Расцветай у планеты большой на виду.
Я - зеленый побег в твоем пышном саду,
Коль в беде я на помощь к тебе не приду,
Недостойной считай меня, Родина.
Нам в прекрасное завтра открыты пути,
Наша слава, надежда, мечта - это ты.
Бьется верное сердце в дочерней груди.
Я с тобой. Я верна тебе, Родина!
С. Язова
(Композиция о российском трехцветном флаге.)
Сегодня мы, ребята, решили рассказать
И русскими словами точнее доказать,
Что флаг России нашей
Все поколения России:
От рода к роду, от сына к сыну
Передавали три колора,
Которым равных в мире нет.
Цвет белый - это чистота,
Как белый снег пушистый,
Как белый холст - крестьянки простота,
Как белый хлеб душистый.
Как молоко в подойнике
С белой сладкой пеной,
Герань на подоконнике
Сияет белой веткой.
Всем этим славилась страна,
И торговала с ним она.
И у сестрички милосердной
Халат, конечно, тоже белый,
И у невесты молодой
Цвет платья и фаты такой.
К лицу России белый цвет,
И чище, проще цвета нет.
А синий цвет - цвет моря,
Цвет глаз у россиян,
И васильки на поле,
И неба океан.
И если чистым будет тот синий небосклон,
От пороха, от дыма ничуть не затемнен,
То и туман реки, и лен на полосе
Извечно синим будет в своей нетронутой красе.
И самый яркий цвет у флага -
Цвет красный, как борьба, отвага.
Цвет алой крови всех земных людей,
Живущих рядышком на ней.
В России «красный» - самый лучший,
Ты эти фразы лишь послушай:
«Красна изба, но не углами,
Гостеприимством, пирогами».
Есть добрый молодец у нас,
И красна девица подчас
По Красной площади пройдет
И красным словом позовет.
И армия, мы знаем, Красной
Звалася и была прекрасной.
Диплом и аттестат краснеет
У тех, кто от других умнее.
Цвет красный, синий, белый -
Вот флаг России новой.
Когда его другим мы представляем,
Себя все больше уважаем.
И мы должны свой флаг любить,
Как мать, свою отчизну чтить,
Ведь эти три колора -
Нам в жизни всем опора
Притча о Родине и Солнечной Улыбке
В одной семье, что жила далеко на севере, родилась девочка. Она была младшенькой из троих детей и поэтому ее больше всех жалели и любили. А папа за ее золотистые волосы и мягкое сердце называл Солнышком. Она и,вправду, была очень доброй и отзывчивой девочкой и всегда улыбалась, даря всем свое тепло и Любовь. А когда стала взрослой, ее стали называть Солнечная Улыбка.
В детстве она много читала, увлекалась сказками и представляла себя то принцессой, то волшебницей. А папа ей рассказывал про синее море и горы, про диковинных зверей и про разные страны, где всегда тепло и солнечно. Ей так запомнились рассказы отца, что став взрослой, во что бы то ни стало захотелось повидать эти заморские страны и жить там, где всегда лето.
Но вы же сами понимаете, что когда человек чего-то очень хочет, то вся Вселенная ему помогает. И вот Солнечная Улыбка оказалась в стране, о которой мечтала с детства.
Она искренне радовалась солнцу, которое грело ее своими лучами, морю, что нежно ласкало ее своими прикосновениями, разным зверушкам и птицам, которых не было на ее родине, пробовала разные кушанья и сладости. Подружилась с жителями этой теплой страны и открывала для себя новые горизонты.
Постепенно, незаметно для себя, Солнечная Улыбка все чаще говорила на чужом языке, все реже общалась со своими родными и становилась похожей на этих людей.
И вот однажды, во сне, Солнечная Улыбка увидела всех своих родных. Они стояли плечом к плечу, крепко держась за руки и отбивались от Черного дракона, который изо всех сил нападал на них. Особенно выбирал место, где не хватало людей и из-за чего образовалась брешь. Силы у родных были почти на исходе. Черный дракон побеждал. И тут, собрав всю свою энергию, Солнечная улыбка перелетела через леса, моря и горы и закрыла собой эту пустоту, не дав Черному дракону проникнуть в дом родных. Дракон, увидев, что пришла помощь, отступил и исчез навсегда. Проснувшись, Солнечная улыбка ощутила такое щемящее чувство и тоску по Родине. Ей так захотелось поехать домой, обнять родных, поговорить на родном языке, погладить любимую березку, попробовать мамину стряпню…
Повернувшись к солнцу, она вспомнила как нежно называл ее отец Солнышком. Солнечные лучи прикоснулись к ее золотистым волосам и она воскликнула:"Я поняла, родная сторонушка, что нет на свете тебя милее и краше. И мои родные меня любят и ждут, они принимают меня такой, какая я есть и всегда придут на помощь".
И все, что еще недавно так радовало глаз и вдохновляло Солнечную улыбку, стало вдруг обыденным и безрадостным. И была радость только от того, что впереди была дорога ДОМОЙ, к Себе!
Жил Человеку там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
- «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают.
Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье,
которое не купишь ни за какие богатства мира.
Это был путь на Родину, дорога к себе самому!
Тема: Мораль
(автор- Татьяна Петухова)
Была у девочки мечта,
Чтоб в городе везде-везде
Была повсюду чистота,
Чтоб город благоухал цветами,
Чтоб мусор не валялся под ногами,
От этой грязи, шелухи
Не знаешь, куда деться,
Пусть приучают прямо с детства,
Что мусорить нельзя нигде,
Чтоб чистота была везде!
Мечтая, девочка гуляла,
Вздохнув, из сумочки достала
Конфетку вкусную она.
а урна далеко, отсюда не видна.
На кофточке подправив бантик,
Она небрежно смяла фантик
И бросила его в кусты,
Вот так рассыпались мечты
О том. что город свой родной
Гордиться будет чистотой!
ГОВОРУН
Целый день он говорил,
Больше слушать нет уж сил.
-Замолчи ты хоть на миг.
"прикуси" ты свой язык! -
Ему ребята говорят
Пошалить Егорка рад,
Свой язык он прикусил
и вот тут заголосил!
Слёзы льются по щекам.
Наказал себя он сам.
Молчаливым стал Егорка,
Научила поговорка!
НЕ ПРОСТО ПРАВДУ ГОВОРИТЬ!
Когда он в первый раз солгал,
Случайно, просто так.
Он от стыда весь запылал,
Весь красным сделался, как рак!
Но всё бывает в первый раз
И, к сожаленью, ученик
Не опускает больше глаз,
он лгать давно уже привык!
Придёт с прогулки с синяками
Насочиняет что-то маме.
Получит двойку? Ну и что ж!
Его опять спасает ложь.
Лгал постоянно, без конца.
Друзей обманет и отца.
Раз доверять ему нельзя
Его покинули друзья.
Когда остался без друзей
Всерьёз задумался тогда,
Боролся с ложью много дней.
Теперь не врёт он НИКОГДА!
Непросто ПРАВДУ говорить,
Но без неё нельзя нам жить!
Притча
«В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, на другом – дьявол, и каждый шепчет свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. О чем говорит это поверье? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но человек всегда наделен свободой выбора.»
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Обиды и Радости
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Тема: Добро и зло
Стихи о добре, доброте для детей
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
Но, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Автор: И. Романов
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
Автор: А. Лесных
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Автор: М. Лисянский
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ДОБРО
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
— Про доброе дело говори смело.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Худо жить без ласкового слова.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
— Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
— Добрые слова дороже богатства.
— В ком добра нет, в том и правды мало.
— Не ищи красоты, ищи доброты.
— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
— Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Автор: А. Дементьев
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
Кто уверенно в мире стоит,
Тот другого ни в чем не корит,
Добрый все обращает во благо,
Его сердце пылает отвагой.
Автор: Генрих Акулов
ДОБРОТА
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби сплеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
Автор: Асадов Эдуард
Маленькая быль о доброте.
Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока! И тот стакан — дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта! Минуло много лет… и доктором он стал. Вперед его жизнь потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта!… Квитанцию к оплате принесли, "Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам! От радости заплакала она! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло
О добре с умом
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем столько птиц? Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.
Cпор ветра с солнцем (притча-сказка для детей)
Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.
Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.
Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
Памятка
Познакомьтесь с памяткой “Как стать добрым человеком?”. Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее? Напишите свою памятку. Можете использовать в ней те правила, которые предложены в данной памятке.
Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
Будь добрым к людям!
Учись добру у добрых!
Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Не причиняя зла, добрей становишься!
Афоризмы
- Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский)
- Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л. Толстой)
- Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. (Р.П. Уоррен)
- Не уставайте делать добро. (А. Чехов)
- Наградой за доброе дело служит его совершение. (Сенека)
- Если вы можете научить человека добру и не делаете этого – вы теряете брата. (Восточная мудрость)
- Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)
- Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)
Пословицы и поговорки
- Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит. (Английская пословица)
- Добро – изнанка зла. (Японская пословица)
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет. (Русская пословица)
- Жизнь дана на добрые дела. (Русская пословица)
- Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (Башкирская пословица)
- От добра добра не ищут. (Русская пословица)
- Кто зло делает – для себя, кто добро делает – тоже для себя. (Абхазская пословица)
В записную книжку педагога и воспитателя
К. Гельвеций:
“Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей”.
П. Гольбах:
“Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений”.
Ж-Ж Руссо:
– Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
– Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.
– Всякая злость происходит от бессилия.
– Вся нравственность человека заключается в его намерениях.
– Дайте детству созреть в детстве.
– Доброе – это прекрасное в действии.
– Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
– Человек от природы добр.
Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: “Добро – то, что служит
сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”.
Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго – добро,
От злого – зло родится...
Д. Лихачев: ”Стремитесь ходить путями добра .так же просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно”.
Кант: “Доброта – это наша обязанность. Тот, кто часто исполняет ее и видит, как его добрые намерения осуществляются, в конце концов начинает действительно любить того, для кого сделал добро. Слова: «Люби ближнего своего, как самого себя» – не значат то, что ты должен сначала его полюбить и уже затем, как следствие своей любви, делать ему добро. Нет, ты должен делать добротвоему ближнему, и эта твоя деятельность зажжет в тебе любовь к человечеству, которая и будет последствием твоей деятельности, направленной на добро”.
А.Швейцер: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”.
Л. Толстой: “Усилие нужно для делания добра, но еще нужнее для воздержания от зла. Жизнь без нравственного усилия – это сон”.
А. Яковлев: “Каждое живое существо каждым своим действием обязательно содействует чему-то: либо добру, либо злу. «Нейтральных» поступков не бывает”.
Л.Толстой: “Чтобы поверить в добро, надо начать делать его”.
В. Бжещик: “Добро существует там, где его постоянно творят”.
А. Швейцер: “Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”.
Тема: Добродетель и порок
Притча
Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!
К.Д. Ушинского: Лошадь и осёл.
Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.
- Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.
СКАЗКА ПРО ЖАДНОСТЬ.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...
Сказка «Семь дочерей»
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
(В.А. Сухомлинский)
Тема: Свобода и ответствеенность
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
С. Михалкова «Находка»
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги.
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти. Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Моральный долг
Сделать на свете мы многое сможем –
В глубинах морских и в космических тоже.
К тундре придем, и пустыням горячим.
Даже погоду переиначим.
Дел и дорог будет в жизни не мало.
Спросим себя: “Ну а где их начало?”
Вот он ответ наш правильный самый:
Все начинается с МАМЫ!
Сердце матери
М.Скребцова
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу.» Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола.
Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол.
Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ
В.Сухомлинский
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному
лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю
воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет
по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, —
щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, —
промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.
Притча о гвоздях
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.
Справедливость
Притча «Справедливость»
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Пословицы о справедливости
1. Всяк правды ищет, да не всяк её творит.
2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
4. Правду, что шило в мешке не утаишь.
5. Говоришь правду-правду и делай.
Моральные правила справедливого человека
- Не унижай достоинство другого человека.
- Не обманывай его.
- Борись с недостатками, а не с конкретным человеком.
- Признавай правоту другого человека.
- Находи решение, которое устроит всех.
Сказка «Справедливый Ветерок»
Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, который иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, растить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иногда Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лесными зверями и птицами. В один ненастный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зверятами и полетел над деревьями, внимательно выискивая своих пушистых и пернатых приятелей.
Вскоре он увидел своего серого хвостатого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел догнать Бабочку и съесть её. Бабочка только недавно родилась и еще не умела хорошо и высоко летать.
Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а потом подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высокое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.
– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голодный и мама тебя не кормит дома мясом?
Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему стало, что он такой большой и зубастый хотел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.
Отрывок
Увидел вскоре Ветерок на краю лесной поляны около куста малины трех маленьких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелыми и сладкими ягодами малины, а третьего все время прогоняли от куста. Возмутился Ветерок такой несправедливостью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.
Ветерок, раскачав ветви куста, спрашивает медвежат:
– Почему вы, косолапые жадинки, бурого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?
– Он не наш братик, – ответили черные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.
Рассердился Ветерок и говорит:
– Разве это справедливо обижать другого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Ветерок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с ягодами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.
Отрывок
Полетел Ветерок дальше. Видит, дерутся два олененка, бодают друг друга маленькими рожками. Подлетел Ветерок и спрашивает их, почему они дерутся. А оленята ему и отвечают:
– Шли мы вместе по тропинке и одновременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.
А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.
– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.
– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я посчитаю считалку, и на ком она остановится, тот и начнет первым лизать соль и обязательно, потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили поступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солнце уже начало прятаться за лесом.
ПРИТЧА О СПРАВЕДЛИВОСТИ
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать.
СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ.
Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.
– Я же поделился и дал Жене его половину.
– Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.
– Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.
– Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.
– А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?
– А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...
УЖАСНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Аня была в гостях у Даши. Девочки долго играли в дочки-матери, а когда Аня ушла, то Даша обнаружила, что у нее пропало два платьица ее любимой куклы. Всю квартиру Даша осмотрела, а нарядов так и не нашла.
– Это уж точно Аня в карман себе положила и унесла, – заподозрила она. – Ну, я ей покажу.
Она выбежала во двор и, подойдя к Ане, громко сказала:
– Ты нечестная. Ты тихонько взяла и унесла платья моей куклы. Отдавай немедленно их назад!
– Я не брала у тебя ничего. Вот, можешь проверить, – сказала Аня и показала свои карманы.
– Ты уже успела где-нибудь их спрятать, – сказала Даша. – Я с тобой больше не дружу. Я всем расскажу, какая ты. С тобой никто играть не будет.
С того дня про Аню по двору поползли всякие слухи и сплетни. Девочки во дворе прятали от нее своих кукол и не хотели с ней играть.
Через месяц, убирая квартиру, Дашина мама нашла за диваном два платьица, те самые, которые Даша считала украденными. Стыдно стало Даше за свои несправедливые подозрения и обвинения в воровстве, но извиняться она не стала, побоялась сознаться и сказать всем девочкам, что ошиблась. Вот и получалось, что платья давно уже найдены, а с Аней по-прежнему никто не играл. Сначала Даша трусливо молчала, видя несправедливое отношение к Ане, а потом не выдержала. Она вынесла из дому свою любимую куклу со всеми нарядами и, протянув ее Ане, сказала:
– На, возьми, она твоя. Прости, я была неправа и несправедлива к тебе.
ПРИТЧА О ТОМ, КАКАЯ БЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.
Тогда старец приводил такой пример.
— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:
— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.
— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.
Тема: Дружба
Обиды и Радости
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Обиды и Радости
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Раны которые мы оставляем
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.
В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день:
Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.
Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам:
“Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!”
Никогда они уже не будут такими как раньше.
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи,
ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.
Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его,
Но всегда останется рана.
И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.
Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Притча о дружбе и любви
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:
«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Притча
Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? – спросил он.
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай- ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Тема: Семья
Притча о ладной семье
- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?
Учащиеся предлагают свои варианты.
- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
Загадки
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...(мама)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...(бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед).
ПРИТЧА О РОДИТЕЛЯХ .
Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за мудрым советом к старейшине племени.
Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:
- Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей матери?
Юноша был очень удивлён.
- Причём же здесь моя матушка? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение: своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу сказать, что люблю её.
Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:
- Что ж, я открою тебе самый главный секрет Любви. Счастье есть, и оно кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия в Любви посадил очень важный человек в твоей жизни. Твоя мама. И как ты относишься к ней, так и будешь относиться ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ женщины. Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех женщин. И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и мудрыми речами. Ты не будешь предубеждён против женщин. Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к Роду – мерило нашего счастья.
Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Отправившись в обратный путь, он услышал за своей спиной следующее:
- Да, и не забудь: ищи для Жизни ту девушку, которая будет любить и чтить своего отца!
Пословицы «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ ... »
1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.
2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.
3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.
4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.
5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.
7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.
8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.
10. ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ И ЗЕМЛЮ ПРЕВРАЩАЕТ В КЛАД.
«Памяти предков»
Мы часто предков забываем,
Как будто их у нас и нет.
И очень редко вспоминаем
Когда посмотрим на портрет.
Своей не знаем родословной
И в этом наша есть вина
Кем был твой дед, и кто был прадед
И где прабабка рождена.
Дорог на свете очень много
Но лишь одно ты твёрдо знай
Что главная твоя дорога
В дом, где ты рос
В твой отчий край.
(Любовь Вахрушева)
Тема: Золотое правило нравственности
Сказка
« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
«Чужая пятёрка»
Однажды Коля возвращался из школы домой счастливым. Обычно он получал по русскому языку только «тройки», но сегодня в его дневнике красовалась «пятерка». После ужина отец спросил его:
- Как у тебя сегодня дела в школе?
Коля взял дневник и, улыбаясь, протянул отцу со словами:
- Вчера мы диктант писали…
Отец увидел его «пятерку».
- Смотри-ка, что ты получил! Очень хорошо, сынок, обрадовал!
- Диктант, действительно, трудный был, – добавил Коля.
- Как ты научился писать без ошибок?
- Со мной теперь сидит Нина Сергеева. Она всегда пишет без ошибок.
- Вот оно что! Тогда ты сегодня не свою, а «чужую пятерку» принес.
Коля покраснел, а губы его шептали: «Чужая пятерка, чужая пятерка».
Тест по теме «Золотое правило нравственности.
1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
а) Потому что это закон государства.
б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.
в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
г) Все варианты верны.
3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
а) Задуматься о своих поступках. в) Все варианты верны.
б) Любить самого себя. г) любить людей как самого себя.
4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? а) Восторг. б) Страх. в) Уважение. г) Жалость.
5) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
а) Потому что даёт людям добро и радость
б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.
в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
6) Вставь пропущенное слово.
Как аукнется, так и … . Что … , то и пожнешь.
7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.
а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.
б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.
в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства окружающих.
Тема: Совесть
Притча
Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится.
ГРИШИНА МИЛОСТЫНЯ
Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка в черной дырявой кофточке...
- Подай милостыньку Христа ради! — робко проговорила она.
Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.
- Тебе хлеба надо? Да? — спросил он, зажимая камень в кулак. — Подставляй руку!
И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.
- На, бери! — крикнул шалун и положил ей в руку камень.
Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.
Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно — но Гриша и не смотрит на них... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.
Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, — девочки нет.
Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!..
Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!.. Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все — даже ружье и барабан!.. Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..
Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...
(П. Засодимский)
Притча об отце и сыне.
У доброго, всеми уважаемого отца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие несправедливые поступки совершал.
Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, и так каждый раз по гвоздю.
Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: «Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?»
Стыдно стало сыну, и он отвечает: «Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить». Так и повелось. Совершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, совершит другое – второй гвоздь долой, за ним третий и т.д. Быстро пролетело время. На доске не осталось ни одного гвоздя.
Гордый и довольный сын пришел к отцу и говорит: «Ну вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя». На это отец с грустью ответил: «Это так, сынок. Гвоздей в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее. Она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно».
(Из книги «Счастливыми не рождаются». М. 1983. Л.Жуховицкий)
Рассказа православного священника Александра Шмемана о его детстве.
Когда я был маленький, у меня был товарищ, с которым мы играли вместе почти каждый день. Самая наша любимая игра была в солдатики. У нас была целая армия оловянных солдатиков, палатки, автомобильчики, танки, пушечки... Часами мы расставляли их, строили мосты, дороги, передвигали наши войска. Однажды мне подарили маленький пулемет для моего войска. Из него можно было стрелять, и он был замечательно тонко сделан во всех подробностях. Пулемет был прикреплен на спину ослику, но его можно было снимать. Он мне так понравился, что я все время хвастался моим пулеметом и выцарапал на нем особый знак на подставке. Товарищу моему пулемет тоже очень понравился. Мы весело играли вместе, но когда стали убирать наши войска, пулемета больше не было. Я очень расстроился, всюду искал, всех спрашивал. Но пулемет исчез.
Когда через два дня мы опять играли вместе, я вдруг увидел пулемет в армии моего товарища. Я глазам своим не поверил.
- Это мой пулемет! — сказал я.
- Нет, мой, — ответил мой друг. - Мне тоже такой подарили.
Я ничего не мог сказать. Я видел на пулемете выцарапанный мною знак. Я знал, что это мой пулемет.
Мой друг молчал. Он знал, что я знал. Я тоже знал, что он знает, что я знаю...
Нам обоим вдруг стало скучно. Мы не знали, как играть вместе. На следующий день мой друг не пришел. Не приходил он и еще два или три дня. Вдруг он пришел опять. Он прямо посмотрел мне в глаза и сказал:
- Прости меня, Саша! Это я взял твой пулемет. Возьми его!
- Да не нужно мне пулемета. Пусть он будет общий, будем играть вместе! — закричал я.
Я был так счастлив, мне было так хорошо на душе. Как будто холодный, твердый комок у меня в сердце растаял. Стало весело, как на Пасхе.
Тест
- Полное название нашей страны –
А) Москва;
Б) Российская Федерация;
В) Россия.
- Почему нашу страну мы называем Отечеством?
А) это наш родной дом;
Б) наши деды, прадеды и их предки жили здесь, работали, защищали свою землю.
- Дай толкование слову Родина.
А) родная сторона;
Б) любимая сторона;
В) великая страна.
- Что вы вносите в понятие «народы России»?
А) все люди на Земле;
Б) люди всех национальностей, живущие в Москве;
В) люди, живущие в России.
- Что изучает этика?
А) правила поведения в обществе;
Б) правила орфографии;
В) правила дорожного движения.
6. Ответь на вопрос, ответ соедини с правильным ответом.
а) Как называется:
1) тот, кто ни с кем ничем не делится? а) лживый
2) тот, кто обманывает? б) гордый
3) тот, кто считает себя самым лучшим? в) жадный
б) Как называется:
1) тот, кто хвалит сам себя. а) неблагодарный
2) тот, кто не умеет прощать? б) злопамятный
3) тот, кто не ценит чужую помощь? в) хвастливый
7. В человеке может проявляться красота духовная-невидимая, когда он выбирает добро, а не зло. Подумай и выбери, в каких поступках эта красота проявляется.
Если человек :
а) - обижает младших,
б) - помогает старшим и больным
в) - просит прощения и прощает других
г) - благодарит людей за оказанное добро
д) - любит бездельничать
е)- ___________________________________
(свой ответ)
8. Какая добродетель находится между двумя пороками?
а) расточительность-…….-скупость,
б) вредность-……..-угодничество,
в) безрассудная отвага-……-трусость,
Слова для справок : дружелюбие, щедрость, мужество.
9.Соотниси понятие с их объяснением.
1.Этика | а) система норм и ценностей регулирующих поведение людей. |
2.Культура | б) наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми. |
3.Мораль | в) образованность. |
10. Выбери дела, за которые отвечаешь только ты:
1) выполнение домашнего задания,
2) стирка,
3) приготовление обеда,
4) покупка продуктов.
11. Найди лишнее в определении понятия «моральный выбор» - это:
а) выбор между разными способами поведения;
б) между нормами, которым следует человек;
в) между различными идеалами, к которым он стремится;
г) выбор дышать или не дышать;
д) выбор между добром и злом.
12. Кто из этих сказочных героев является альтруистом?
а) Золушка;
б) Карабас Барабас;
в) Герда
г) Сестрица Аленушка.
13. Восстанови слова детской песенки:
______ крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
______ в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Потому что настоящий, верный ______.
14. Закончить предложение.
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними – это __________.
Противоположность добра – это ___________________.
15. Как вы думаете, быть справедливым сложно? Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса
Модуль «Основы светской этики»
I вариант
1. Среди понятий отметь «Добродетель»:
а) дружелюбие
б) вредность
в) угодничество
2. Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
а) этика
б) культура
в) моральные нормы
3. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.
а) свобода б) моральный выбор
4. Преднамеренность - это.....
а) черта характера личности
б) когда какой-либо поступок совершается сознательно
в) когда человек отвечает только за свои поступки
5. Отметь все моральные обязанности человека
а) исполнять установленные в обществе моральные нормы
б) уважать других людей и их права
в) бескорыстная помощь
г) давать списывать на уроке
6. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением
Поступок должен быть оценён по заслугам
Соразмерность
Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения
Уравнивание
7. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом – это:
a) совесть
б) долг
в) мораль
8. Продолжите фразу:
Профессиональный долг – это обязанность_________________________
_______________________________________________________________
9. Собери пословицы
Живи для людей,
так и откликнется.
Как аукнется,
проживут и люди для тебя.
Большая душа, как большой костёр,
издалека видна.
10. Впиши слово, которое пропущено
Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия
11. Какой памятник Волгограда является символом семьи, любви, верности.
а) Ангелу-хранителю;
б) Петру и Февронии;
в) Подкове.
12. Какой год Указом Президента России объявлен Годом Семьи:
а) 2008;
б) 2003;
в) 2010.
13. Этика – это ________________________________________________
14. Где важно соблюдать правила этикета?
а) дома;
б) в школе;
в) на улице;
г) в транспорте;
д) везде.
15. Прочитай отрывок произведения А.Гайдара «Совесть» и ответь на вопрос: почему девочка плакала?
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Пояснительная записка к методической копилке «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса "ОРКСЭ"
В данном пособии приводятся примеры использования приема фишбоун на разных этапах уроков ОРКСЭ (4 класс)....





