Рабочая программа по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
рабочая программа по обж (4 класс) на тему

Терёхина Наталия Александровна

Рабочая программа    по факультативному курсу    «Основы безопасности жизнедеятельности», 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОБЖ, 4 класс31.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа    по факультативному курсу    «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена  на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности»  Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В.Ивановой (Москва, «Просвещение»,2012),  на основе федерального компонента Государственного стандарта начального  общего    образования.

Цель предмета в области формирования системы знаний, умений:

сформировать у учащихся потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.

Задачи предмета в области формирования системы знаний, умений:

Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровье и здоровом образе жизни.

Овладение умениями и навыками  предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуации, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.

Воспитание  ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью.

Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

  2.Общая характеристика курса

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

3. Место курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

4. Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся 4 класса  и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях. Чтобы помочь ребенку не растеряться в сложившейся ситуации, помочь выбрать правильное решение и рассчитан данный курс. Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.        

6.Содержание курса ОБЖ.

Раздел 1. Основы здорового образа жизни

1. 1. Основные понятия — «здоровье» и «здоровый образ жизни» Входное тестирование.

Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа

жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика

переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи

инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста,

первая медицинская помощь Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы ,вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи.

2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой

медицинской помощи. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

Раздел 3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах материала). Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Полугодовое тестирование учащихся.

3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах).

Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

3.3. Безопасное поведение на природе

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон  

горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

3.4. Безопасное поведение на воде

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

 Раздел 4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде.

7. Учебно-тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Наименование раздела  

Кол-во часов

Практические занятия

Виды деятельности обучающихся

Опасные

ситуации, возникающие в

повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

1

Исследовать взаимодействие человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на человека.

Характеризовать опасные и безопасные ситуации.

Исследовать особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

Выработка навыков проведения игр,  соблюдение правила поведения.

Вести диалог: отчего может возникнуть пожар, что делать при пожаре. Умело действовать в чрезвычайных Объяснять лесные опасности. Работать с компасом. Закрепить навыки поведения при обращении с огнём.ситуациях.

Основы медицинских

знаний и оказание первой

медицинской помощи

9

3

Закрепить понятия «травма». Познакомиться с видами травм.

Основы здорового образа жизни

6

Усвоить  понятия о здоровом образе жизни.Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека. Мотивация на ЗОЖ. Познакомиться с понятием «закаливание», способами закаливания.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

3

1

Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде. Характеризовать действия человека в чрезвычайных ситуациях

Итого

34

В авторскую программу внесены изменения.

Так как авторская программа» Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 32 часа, а рабочая программа на 34 часа (по БУП), то 2 часа добавлены в раздел «Основы здорового образа жизни». Кроме того, раздел «Защита человека в чрезвычайных ситуациях» уплотнен на 3 часа,  так как темы этого раздела изучаются на протяжении всех четырех лет обучения и достаточно хорошо усвоены учащимися, поэтому  3 часа из данного раздела добавлены в раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература

1. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 кл.: учеб. пособие для  учащихся 3-4 кл. нач. шк. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.

Оборудование и приборы:

2. Мультимедийный проектор.

3. Персональный компьютер.

4. Экран.

5. Информационные ресурсы

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

• правила перехода дороги;

• правила движения на велосипедах;

• правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

• основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

• как ориентироваться на местности.

  • как организовать безопасную переправу через водную преграду;

• меры пожарной безопасности при разведении костра;

• когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;

• основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни».

Факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

• правильно переходить дорогу, перекресток;

• ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определить расстояние по карте и по местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;

• вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;

• оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

Критерии к оцениванию знаний и умений обучающихся:

Освоили программу

Не освоили программу

 50 – 70 % правильных ответов на вопросы теста

менее 50% правильных ответов

10. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Понятие здоровье. Факторы, влияющие на него. Основы здорового

образа жизни и безопасность человека. Вводное тестирование.

2

Режим дня (практическая работа). Как правильно есть?

3

Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений.

4

Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.

Профилактика инфекционных заболеваний. Тест «Пищевое отравление».

5

Курение и его влияние на состояние здоровья

6

Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

7

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.

Переломы, вывихи и растяжения связок.

8

Когда следует вызывать «Скорую помощь» и порядок ее вызова

9

Обобщение по теме. Проверь себя. Тест «Оказание первой медицинской помощи».

10

Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос - первая медицинская помощь.

11

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Тест «Укус насекомого».

12

Кровотечения из носа-оказание первой мед.помощи.

13

Практическая  работа: Первая медицинская помощь при наружном

кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

14

Практическая  работа: оказание первой медицинской помощи при

ожогах и обморожении. Тест «Травма холодом».

15

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного

аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). Практическая работа.

16

 Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных ситуаций в

быту. Тест «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи».

17

Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

18

Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Тест «Ты-пешеход».

19

Элементы дорог. Дорожная разметка.

20

Правила перехода дорог (практическая работа). Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

21

Соблюдение правил движения велосипедистами.

22

Причины дорожно-транспортного

23

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

( ГИБДД).

24

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Тест «Ты-пассажир».

25

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часами местным предметам.

26

Практическая работа: Ориентирование на местности (определить стороны горизонта по компасу и местным предметам; определить расстояние по карте и по местности). Тест « Ты заблудился в лесу».

27

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.

Практическая работа: безопасная переправа через небольшой ручей

или канаву.

28

Практическая работа: умение вязать узлы.

29

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Тест

«Костер в лесу»

30

Основные правила поведения на воде при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке.

31

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные

средства. Тест «Безопасность на воде».

32

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

33

Правила пожарной безопасности и средства защиты органов дыхания,

предназначенных для безопасной эвакуации людей при пожарах.

34

Инструктаж по технике безопасности учащихся на летние каникулы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...

Рабочая учебная программа факультативного курса " Основы культуры мышления"

Главное в программе - ориентация на познавательную и творческо-поисковую деятельность учащихся 2-4 классов...

Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"

Уроки ОБЖ позволяют решать основные задачи подготовки учащихся к социализации в обществе, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими, воспитание чувства ответственн...

Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса

Рабочая программа по предмету  «Основы безопасности жизнедеятельности»  для  4 класса  составлена   на основе авторской программы «Основы безопасности ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для    учащихся 4 классов составлена на основании:1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Росс...