Рабочие программы
календарно-тематическое планирование по обж

Дарбый Чингис Орланович

Рабочая программа к предмету ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_10.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ. При составлении программы была использована авторская программа под общей редакцией Ю.Л  Воробьева. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.

 Программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

Программа предусматривает использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох,  В.М. Юрьева ,Б.И. Мишин ; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г.

Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

          Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 10-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

  • освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и ЧС  природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;
  • воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни,
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;

   Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.

Место предмета в учебном плане.  

 

         Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю – 35 часов в год в соответствии с календарным графиком МБОУ Верхнесвечниковская СОШ и расписанием уроков на 2019-2020 учебный год, но 1 час приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 1 час. Итого 34 часа в год.

формы  обучения учащихся на уроке:  индивидуальная; 

Методы обучения: 

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
  3. Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Содержание  программы

Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

Глава 1. Основные направления национальной безопасности. 

Основные направления национальной безопасности России. Оборона государства. Стратегия национальной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз          Государственная и общественная безопасность. Понятия: «Военная политика», « крупномасштабная война»,  «военная угроза», « военный конфликт».

 Обеспечение национальной безопасности России. Совет ООН, НАТО, ЮНИДО.                  

Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности.

 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Глава 2. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны.

 Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

ГО, основные понятия и определения,  задачи ГО предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.                     Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты и профилактики.  Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Организация и основное содержание АСР, организация санитарной обработки людей после выхода из зоны заражения. Организация ГО в школах, её предназначение. План ГО школы. Обязанности обучаемых.

Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных    ситуациях.

Глава 3.  Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

 Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и несовершеннолетних. Виды наказаний. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия.

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера

Практическое занятие. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной    местности ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС.

 Раздел III . Здоровый образ жизни.

Глава 4. Основы Формирования здорового образа жизни.        

Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Алкоголизм и курение, их профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

               

Контрольно-измерительные материалы 10 класс ОБЖ

2019-2020 учебный год

Дата проведения

Вид работы

По теме

I четверть

25.10.2016

Контрольное тестирование

 Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

II четверть

20.12.2016

Контрольное тестирование

Средства индивидуальной защиты

III четверть

31.01.2017

Контрольная работа

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

21.03.2017

Тестовая работа

Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

IV четверть

23.05.2017

Контрольная работа

Здоровый образ жизни

Планируемые результаты

       У учащихся должны быть сформированы:

- Факторам, формирующим здоровье человека

 - основы культуры личной и коллективной безопасности

-  нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности

-  безопасности окружающих людей

- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.

 научиться:

- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

                                      

Тематическое планирование.

№п/п

Наименование

раздела и темы урока

Количество часов

Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

19

Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз.

  8

Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

11

Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

  7

Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

  7

Раздел IV. Здоровый образ жизни

  9

Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни

  9

Итого:     35 часов

                         

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- основные понятия ГО;

- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

- организацию гражданской обороны в школе.

- основные понятия и структуру ЗОЖ;

- роль питания как составляющей ЗОЖ;

- влияние двигательной активности на здоровье человека;

- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

- основные понятия, функции и показатели здоровья;

- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

- общие черты международного терроризма.

- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении.

Уметь:

- определить вид применённого оружия;

- пользоваться убежищем;

- подобрать противогаз и пользоваться им;

- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе

- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

- работать с правовыми документами.

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях.

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

По плану

Фактически

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

1

03.09

Введение

вводный урок

2

10.09

Основные направления национальной безопасности России

уроки первичного ознакомления с учебным материалом

3

17.09

Государственная и общественная безопасность

уроки образования понятий, установления законов и правил

4

24.09

Обеспечение национальной безопасности России на международной арене

уроки выработки навыков (тренировочные)

5

01.10

Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности

уроки выработки навыков (тренировочные)

6

08.10

Права и обязанности граждан РФ в области обороны

уроки повторения и обобщения

7

15.10

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

уроки применения полученных знаний на практике;

8

22.10

Повторительно-обобщающий урок.

Контрольная работа №1

уроки первичного ознакомления с учебным материалом

            Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

9

05.11

Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

уроки первичного ознакомления с учебным материалом

10

12.11

Современные средства поражения и их поражающие факторы

уроки образования понятий, установления законов и правил

11

19.11

Химическое и бактериологическое оружие

уроки выработки навыков (тренировочные)

12

26.11

Мероприятия по защите населения

уроки выработки навыков (тренировочные)

13

03.12

Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

уроки повторения и обобщения

14

10.12

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

уроки применения полученных знаний на практике;

15

17.12

Средства индивидуальной защиты Проверочный тест

уроки первичного ознакомления с учебным материалом

16

24.12

Средства защиты кожи, их назначения и правила пользования

уроки образования понятий, установления законов и правил

17

14.01

Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

уроки выработки навыков (тренировочные)

18

21.01

Эвакуация – основное мероприятие по защите людей

уроки выработки навыков (тренировочные)

19

28.01

Огранизация ГО в общеобразовательных учреждениях.

Контрольная работа №2

уроки повторения и обобщения

Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

20

04.02

Правила поведения в опасных ЧС социального характера

уроки первичного ознакомления с учебным материалом

21

11.02

Уголовный кодекс РФ об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

уроки образования понятий, установления законов и правил

22

18.02

Правила поведения, а условиях ЧС природного и техногенного характера

уроки выработки навыков (тренировочные)

23

25.02

Защита от ЧС техногенного характера

уроки выработки навыков (тренировочные)

24

03.03

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

уроки повторения и обобщения

25

10.03

Движение по азимуту

уроки применения полученных знаний на практике;

26

17.03

Повторительно - обобщающий урок.

Тестовая работа

уроки первичного ознакомления с учебным материалом

Раздел IV. Здоровый образ жизни

уроки образования понятий, установления законов и правил

Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни

уроки выработки навыков (тренировочные)

27

31.03

Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества

уроки выработки навыков (тренировочные)

28

07.04

Здоровье человека и его физическое развитие

уроки повторения и обобщения

29

14.04

 Культура питания

уроки выработки навыков (тренировочные)

30

21.04

Режим труда и отдыха

уроки повторения и обобщения

31

28.04

Составляющие ЗОЖ

уроки применения полученных знаний на практике;

32

05.05

Вредные привычки, их влияние на здоровье, профил. вредных привычек

уроки первичного ознакомления с учебным материалом

33

12.05

Контрольная работа № 3

уроки выработки навыков (тренировочные)

34

19.05

Духовно- нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России

уроки повторения и обобщения

35

26.05

 Итоговый урок

уроки повторения и обобщения

Всего: 35часов                                                             (35 ч)

Система оценки результатов обучения.

       Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

      Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

      Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

      Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- активного отдыха в природных условиях;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

- соблюдения норм здорового образа жизни

Особенности оценивания планируемых результатов

      Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 10 классе.  Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 10-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. ОБЖ: 10  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.Ю. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2014.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер.;
  3. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ;
  4. Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

Сайты, используемые при подготовке  уроков, сообщений, докладов и рефератов.

Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

1) Компьютер;

2) Мультимедиа проектор;

3) Аптечка;

4) Комплект плакатов

5) Использование видеороликов и презентаций