Главные вкладки

    Рабочие программы
    календарно-тематическое планирование по обж

    Дарбый Чингис Орланович

    Рабочая программа к предмету ОБЖ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obzh_10.doc165.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ. При составлении программы была использована авторская программа под общей редакцией Ю.Л  Воробьева. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.

     Программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

    - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

    - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

    Программа предусматривает использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох,  В.М. Юрьева ,Б.И. Мишин ; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г.

    Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

              Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 10-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

    Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

    Задачи:

    • освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и ЧС  природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;
    • воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни,
    • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;
    • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;

       Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.

    Место предмета в учебном плане.  

     

             Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю – 35 часов в год в соответствии с календарным графиком МБОУ Верхнесвечниковская СОШ и расписанием уроков на 2019-2020 учебный год, но 1 час приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 1 час. Итого 34 часа в год.

    формы  обучения учащихся на уроке:  индивидуальная; 

    Методы обучения: 

    1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
    2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
    3. Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

    Содержание  программы

    Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

    Глава 1. Основные направления национальной безопасности. 

    Основные направления национальной безопасности России. Оборона государства. Стратегия национальной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз          Государственная и общественная безопасность. Понятия: «Военная политика», « крупномасштабная война»,  «военная угроза», « военный конфликт».

     Обеспечение национальной безопасности России. Совет ООН, НАТО, ЮНИДО.                  

    Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности.

     Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

    Глава 2. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны.

     Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

    ГО, основные понятия и определения,  задачи ГО предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

    Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО.

    Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.                     Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

    Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты и профилактики.  Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

    Организация и основное содержание АСР, организация санитарной обработки людей после выхода из зоны заражения. Организация ГО в школах, её предназначение. План ГО школы. Обязанности обучаемых.

    Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных    ситуациях.

    Глава 3.  Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

     Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

    Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

    Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и несовершеннолетних. Виды наказаний. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия.

    Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера

    Практическое занятие. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной    местности ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС.

     Раздел III . Здоровый образ жизни.

    Глава 4. Основы Формирования здорового образа жизни.        

    Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

    Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

    Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

    Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

    Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Алкоголизм и курение, их профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

                   

    Контрольно-измерительные материалы 10 класс ОБЖ

    2019-2020 учебный год

    Дата проведения

    Вид работы

    По теме

    I четверть

    25.10.2016

    Контрольное тестирование

     Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

    II четверть

    20.12.2016

    Контрольное тестирование

    Средства индивидуальной защиты

    III четверть

    31.01.2017

    Контрольная работа

    Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

    21.03.2017

    Тестовая работа

    Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

    IV четверть

    23.05.2017

    Контрольная работа

    Здоровый образ жизни

    Планируемые результаты

           У учащихся должны быть сформированы:

    - Факторам, формирующим здоровье человека

     - основы культуры личной и коллективной безопасности

    -  нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности

    -  безопасности окружающих людей

    - создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.

     научиться:

    - рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

    -  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

    - понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

    - понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

    - понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

    - формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

    - формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

    - понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

    - знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

    - знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

                                          

    Тематическое планирование.

    №п/п

    Наименование

    раздела и темы урока

    Количество часов

    Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

    19

    Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз.

      8

    Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

    11

    Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

      7

    Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

      7

    Раздел IV. Здоровый образ жизни

      9

    Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни

      9

    Итого:     35 часов

                             

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Знать:

    - основные понятия ГО;

    - современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

    - организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

    - организацию гражданской обороны в школе.

    - основные понятия и структуру ЗОЖ;

    - роль питания как составляющей ЗОЖ;

    - влияние двигательной активности на здоровье человека;

    - социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

    - основные понятия, функции и показатели здоровья;

    - признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

    - наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

    - правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

    - основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

    - особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

    - общие черты международного терроризма.

    - причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    - потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения;

    - потенциально опасные объекты в районе проживания.

    - правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

    - правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

    - правила поведения при захвате в заложники или похищении.

    Уметь:

    - определить вид применённого оружия;

    - пользоваться убежищем;

    - подобрать противогаз и пользоваться им;

    - действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе

    - вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

    - в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

    - обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

    - работать с правовыми документами.

    -различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

    - различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

    - устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

    - назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях.

    Календарно - тематическое планирование

    Дата

    Тема урока

    Тип урока

    По плану

    Фактически

    Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

    Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

    1

    03.09

    Введение

    вводный урок

    2

    10.09

    Основные направления национальной безопасности России

    уроки первичного ознакомления с учебным материалом

    3

    17.09

    Государственная и общественная безопасность

    уроки образования понятий, установления законов и правил

    4

    24.09

    Обеспечение национальной безопасности России на международной арене

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    5

    01.10

    Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    6

    08.10

    Права и обязанности граждан РФ в области обороны

    уроки повторения и обобщения

    7

    15.10

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    уроки применения полученных знаний на практике;

    8

    22.10

    Повторительно-обобщающий урок.

    Контрольная работа №1

    уроки первичного ознакомления с учебным материалом

                Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

    9

    05.11

    Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

    уроки первичного ознакомления с учебным материалом

    10

    12.11

    Современные средства поражения и их поражающие факторы

    уроки образования понятий, установления законов и правил

    11

    19.11

    Химическое и бактериологическое оружие

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    12

    26.11

    Мероприятия по защите населения

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    13

    03.12

    Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

    уроки повторения и обобщения

    14

    10.12

    Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

    уроки применения полученных знаний на практике;

    15

    17.12

    Средства индивидуальной защиты Проверочный тест

    уроки первичного ознакомления с учебным материалом

    16

    24.12

    Средства защиты кожи, их назначения и правила пользования

    уроки образования понятий, установления законов и правил

    17

    14.01

    Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    18

    21.01

    Эвакуация – основное мероприятие по защите людей

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    19

    28.01

    Огранизация ГО в общеобразовательных учреждениях.

    Контрольная работа №2

    уроки повторения и обобщения

    Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

    Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

    20

    04.02

    Правила поведения в опасных ЧС социального характера

    уроки первичного ознакомления с учебным материалом

    21

    11.02

    Уголовный кодекс РФ об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    уроки образования понятий, установления законов и правил

    22

    18.02

    Правила поведения, а условиях ЧС природного и техногенного характера

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    23

    25.02

    Защита от ЧС техногенного характера

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    24

    03.03

    Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

    уроки повторения и обобщения

    25

    10.03

    Движение по азимуту

    уроки применения полученных знаний на практике;

    26

    17.03

    Повторительно - обобщающий урок.

    Тестовая работа

    уроки первичного ознакомления с учебным материалом

    Раздел IV. Здоровый образ жизни

    уроки образования понятий, установления законов и правил

    Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    27

    31.03

    Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    28

    07.04

    Здоровье человека и его физическое развитие

    уроки повторения и обобщения

    29

    14.04

     Культура питания

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    30

    21.04

    Режим труда и отдыха

    уроки повторения и обобщения

    31

    28.04

    Составляющие ЗОЖ

    уроки применения полученных знаний на практике;

    32

    05.05

    Вредные привычки, их влияние на здоровье, профил. вредных привычек

    уроки первичного ознакомления с учебным материалом

    33

    12.05

    Контрольная работа № 3

    уроки выработки навыков (тренировочные)

    34

    19.05

    Духовно- нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России

    уроки повторения и обобщения

    35

    26.05

     Итоговый урок

    уроки повторения и обобщения

    Всего: 35часов                                                             (35 ч)

    Система оценки результатов обучения.

           Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

          Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

          Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

          Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

    Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    - активного отдыха в природных условиях;

    - оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

    - соблюдения норм здорового образа жизни

    Особенности оценивания планируемых результатов

          Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 10 классе.  Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 10-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

    1. ОБЖ: 10  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.Ю. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2014.
    2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер.;
    3. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ;
    4. Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

    Сайты, используемые при подготовке  уроков, сообщений, докладов и рефератов.

    Название сайта

    Электронный адрес

    МЧС России

    http://www.emercom.gov.ru

    Министерство природных ресурсов РФ

    http://www.mnr.gov.ru

    Энциклопедия безопасности

    http://www.opasno.net

    Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

    http://www.alleng.ru

    Федеральный российский общеобразовательный портал

    http://www.school.edu.ru

    Федеральный портал «Российское образование»

    http://www.edu.ru

    Портал компании «Кирилл и Мефодий»

    http://www.km.ru

    Образовательный портал «Учеба»

    http://www.uroki.ru

    Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

    1) Компьютер;

    2) Мультимедиа проектор;

    3) Аптечка;

    4) Комплект плакатов

    5) Использование видеороликов и презентаций

                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

    Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

    Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

    Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

    Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

    Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...