Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов
рабочая программа по обж (1, 2, 3, 4 класс)

Кутепова Елена Сергеевна

Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: азбука дорожной безопасности, безопасность в быту, здоровье, безопасность в природе, безопасный Интернет, социальная безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti_1-4.docx83.58 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);
  • Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга;
  • Планом внеурочной деятельности на 2020 – 2021 учебный год ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга;
  • Календарным учебным графиком на 2020 – 2021 учебный год ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга;
  • Уставом ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы) в соответствии с планом внеурочной деятельности.  

Цель программы:  

Повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности  от внешних и внутренних угроз,  формирование у учащихся  навыков безопасного поведения в интернет пространстве, обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Задачи:

-развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

-стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений;

-выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.  

       Программа «Азбука безопасности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.

В настоящее время возрастает роль и ответственность   учреждений образования в   подготовке учащихся в области безопасности жизнедеятельности.   

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы,   развитие беспроводных коммуникаций, употребление несовершеннолетними психоактивных веществ   – все это создает предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого ученика стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».

2. Планируемые результаты

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение:

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый и безопасный образ жизни;

-социальная культура: ценностное отношение к значимым  нормам и правилам поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность;  

-осознание ответственности человека за общее благополучие,

-гуманистическое сознание,

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные

УУД

Общеучебные:

-использовать  общие приёмы решения задач;

-выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-ставить и формулировать проблемы;

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Информационные:

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);  обработка информации;  анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез, сравнение,  классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение.

Оценка:

-выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Саморегуляция:

-активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

-ставить вопросы,  обращаться за помощью,  формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество.

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;  задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания; строить монологичное высказывание;  вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

   Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» обучающийся  должен:

   Знать:

  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице,  транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  • правила поведения в Интернете, социальных сетях;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

   Уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • пользования Интернетом;
  • использования по назначению лекарственных препаратов;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
  • оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года.

 Формы и режим занятий: форма проведения – занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических социальных роликов и презентаций.

      На изучение курса  «Азбука безопасности» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана: 1 класс- 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа. 

Итоги занятий могут быть подведены в форме защиты творческих проектов, соревнований, викторин, конкурсов между учащимися с приглашением родителей (законных представителей),  социального педагога, медицинского работника, администрации школы,   инспектора по делам несовершеннолетних, инспекторов пожарной службы и МЧС.

3.  Содержание курса

Модуль 1.

Азбука дорожного движения

1 -4 год обучения: 7 часов

Модуль 2.

Безопасность в быту

1 -4 год обучения: 5 часов

Модуль 3.

Твое здоровье

1 -4 год обучения: 5 часов

Модуль 4.

Безопасность в природе

1 -4 год обучения: 5 часов

Модуль 5.

Безопасный Интернет

1 -4 год обучения: 5 часов

Модуль 6.

Социальная безопасность

1 год обучения: 6 часов

2 -4 год обучения: 7 часов

 

Итого:

1 класс 33 часа, 2-4 классы 34 часа

Азбука дорожного движения

Дорожное  движение  и  его  участники:  пешеходы,  пассажиры,  водители.

Причины  дорожно-транспортных  происшествий.  Правила  безопасного  поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу  и  из  школы.  Правила  безопасного  поведения  велосипедиста  на  дороге. Сигналы  регулирования  дорожного  движения.  Виды  перекрѐстков.  Знакомство  с дорожными  знаками.    Краткая  характеристика  современных  видов  транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.

Безопасность в быту

Выяснить,  как  могут  стать  опасными домашние  вещи.

Огонь  в  доме.  Детские  шалости  с  огнѐм.  Составление  маршрута  действий  при

обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную  службу.  

  Беседа  о  роли  лекарств  и  витаминов  в  жизни  человека.  Какие опасности

кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по

основным правилам безопасности в помещении. Безопасность

в разных жизненных ситуациях.

Твоё здоровье

Раскрыть понятие “здорового образа жизни”,его составляющих ,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения  твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей. Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья.

Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от  инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.

Безопасность в природе

Безопасность при отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с

животными.  Первая  помощь  при  укусах  насекомых,  домашних  и  диких  животных. Опасные растения Ленинградской области.

Безопасное поведение вблизи водоёмов.

Правила  общения  с  незнакомыми  людьми.  Заключительная  игра  с  движением  по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности

Безопасный Интернет

Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ. Формирование запросов в поисковых системах.

Противостояние угрозам из Интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах, социальных сетях, электронной почте. Интернет-этика поведения в Интернете. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи.

Профилактика Интернет - зависимости. Преодоление Интернет - зависимости у детей и подростков.

Социальная безопасность

Знакомство   с   возможными   опасностями   и возможностями  их  предвидеть.  Что  такое  чрезвычайная  ситуация?    Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

О вреде наркотиков и курения.

4. Календарно-тематическое планирование 1 класс

№п\п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемые результаты обучения (освоение предметных знаний)

Планируемые результаты обучения (УУД, метапредметные результаты)

Виды и формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

Азбука дорожного движения (7 часов)

1

Введение

Что такое безопасность?

ИНМ

а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний.

- природные опасности,

- техногенного происхождения,

- социальные опасности.

Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна.

Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

Усвоить общие правила безопасности жизни.

Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире.

ФБ

2

Для чего нужны правила дорожного движения.

ИНМ

Познакомить с историей появления ПДД. Формировать у школьников положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к изучению ПДД.

Знать краткую историю появления ПДД.

Понимать, что ПДД-  это реальная необходимость.   Понять причины дорожно-транспортных происшествий.

ФБ

3-4

Выйду я на улицу.

ИНМ

Диагностика уровня осведомлённости учащихся по ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД Объяснить опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте

Уметь выбирать безопасный маршрут. Ориентироваться в дорожной обстановке.

УО

5

Дорога в школу.

ЗИМ

Формировать у школьников представления об особенностях дорожного движения осенью в связи с повышением опасности ДДТП

Понимать что с наступлением холодного периода ухудшается ситуация на дороге ( туман, гололед, мокрый асфальт, темнота)

УО

6

Игры на улице.

ИНМ

Объяснить опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте. Определить места, где можно, а где нельзя играть.

Знать безопасные места для игр (детские площадки, велосипедные дорожки, двор)

ФБ

7

Как стать заметным на улице.

ИНМ

Объяснить необходимость использования светоотражательных элементов на одежде в тёмное время суток.

Понимать что с наступлением холодного периода ухудшается ситуация на дороге ( туман, гололед, темнота). Становится необходимо использовать светоотражатели на одежде.

УО

Безопасность в быту (5 часов)

8

Как человек огонь приручил.

ИНМ

Введение в курс по ПБ.  Знакомство с эволюцией человека и необходимости использования огня. Знакомство с произведениями худ. литры об огне.

Наличие интереса к предмету изучения. Понимание важности изучения ППБ.

ФБ

9

Огонь друг или враг.

ЗИМ

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем.

Уметь вызывать пожарных в случае необходимости (назвать точный адрес, что произошло).

УО

10

Опасные места дома.

ИНМ

Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте.

Знать какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать,

ФБ

11

Если вы остались дома одни.

ЗИМ

Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники.

 Система обеспечения безопасности жителей города.

 Правила личной безопасности.

Запомнить номера телефонов экстренных служб:

а) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Милицейская служба.

ФБ

12

С другом мы идем гулять.

ИНМ

 Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт.

 В каких местах нашего города  надо быть особенно внимательным.

Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.

Преступность, современная криминогенная обстановка.

Иметь представление как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью

Запомнить номера телефонов экстренных служб:

а) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Милицейская служба.

ФБ

Твоё здоровье (5 часов)

13

Забота о глазах

ИНМ

Познакомить детей с внешними  органами человека, воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности, формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вырабатывать навыки гигиены зрения, заботы о сохранении зрения.

ФБ

14

Уход за ушами

ИНМ

Дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие.

ФБ

15

Уход за зубами

ИНМ

Познакомить с видами зубов.

Сформировать у детей представление о причинах болезни зубов и важности правильного питания в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Научить детей правильно ухаживать за полостью рта.

ФБ

16

Уход за руками и ногами. Забота о коже

ИНМ

Знать, как правильно надо мыть руки и лицо. Гигиена рук и ног. Знать правила ухода за кожей.

ФБ

17

Как следует питаться

ИНМ

Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания.

ФБ

Безопасность в природе (5 часов)

18

Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека

ИНМ

Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды.

Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда.

УО

19

Правила поведения на водоёмах.

        

ИНМ

Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду.

Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения  на водоёмах в разные времена года. Средства спасения.. Осознавать влияние человека на природу.

ФБ

20

Правила поведения в лесу.

ИНМ

Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в лесу.

Познакомить учащихся с растениями, ягодами и грибами родного края.

Учить различать съедобные  и ядовитые грибы, ягоды.

Учить бережному отношению к природе; беречь лес, растения, животных, птиц.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения  в природе. Осознавать влияние человека на природу.

УО

21

Отдыхаем на природе. Подготовка к выходу на природу.

СЗУН

Как  люди  относятся  к природе?

Как  должно  вести  себя   разумное  существо  в  природе?

Научиться соблюдать правила безопасного поведения  в природе. Необходимые средства защиты на природе.

ПР

22

Обобщающее занятие. Викторина.

ЗОСЗ

Обобщение полученных знаний.

Знать и соблюдать правила безопасности в природе.

КРПР

Безопасный Интернет (5 часов)

23

Правила безопасного поведения в интернете

ИНМ

Научиться безопасному пользованию Интернет-ресурсами.

Уметь правильно вести себя в Интернет пространстве.

ФБ

24

Мошенничество в сети интернет

ИНМ

Узнать причины мошенничества в сети Интернет. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения в сети Интернет.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения  в сети Интернет.   Осознавать влияние Интернета на человека.

ФБ

25

Какие  опасности ждут школьника в сети Интернет

ИНМ

Сообщить учащимся о том, что ест опасные сайты.

Формировать навыки информационной безопасности.

Научиться соблюдать правила безопасного использования сети Интернет. Осознавать влияние Интернет-ресурсов на человека.

УО

26

Опасности в Интернете

ЗИМ

Обобщение полученных знаний.

Знать и соблюдать правила пользования Интернетом.

УО

27

Как не попасться в ловушку

СЗУН

Обобщение полученных знаний.

Знать и соблюдать правила пользования Интернетом.

УО

Социальная безопасность (6 часов)

28

Что такое опасное  вещество?

ИНМ

Развивать  становление активной отрицающей позиции по отношению к ПАВ.  

 Научить   устойчивому отрицательному отношению к «первой пробе» ПАВ.

ФБ

29

О вреде наркотиков

ИНМ

Узнать причины употребления наркотиков. Формировать потребности вести здоровый образ жизни  

Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.   Осознавать влияние наркотиков на здоровье человека.

ФБ

30

Профилактика табакокурения

ИНМ

Познакомить учащихся  с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни

Обучающимся знают о вредном влиянии табакокурения на организм и безопасных и интересных способах проведения досуга

УО

31

Опасные напитки

ИНМ

Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма

У учащихся выработано негативное отношение к алкоголю.

 

ФБ

32

Что такое ЗОЖ?

ИНМ

Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни

Соблюдать нормы ЗОЖ

УО

33

Опасные незнакомцы

ИНМ

Определить способы поведения на улице с незнакомыми людьми.

Уметь позвать на помощь при необходимости.

ФБ

5. Календарно-тематическое планирование 2 класс

№п\п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемые результаты обучения (освоение предметных знаний)

Планируемые результаты обучения (УУД, метапредметные результаты)

Виды и формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

Азбука дорожного движения (7 часов)

1-2

Как устроена дорога.

ИНМ

Путь сообщения и элементы дороги;     перекрестки

Отработка умений безопасного движения на улице , объективной оценки ситуации на дороге

Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Классифицировать дорогу с различными видами движения.

ФБ

3

Как устроена дорога.

ЗИМ

Экскурсионное занятие, разработка безопасного маршрута (разработать памятки для первоклассников)

Разработать план безопасного пути до школы.

УО

4-5

Участники дорожного движения.

ИНМ

а Кто относится к участникам дорожного движения.

Знать кто такие участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами.

ФБ

6

Дорожные знаки

ИНМ

Познакомить с видами дорожных знаков (разрешающие, запрещающие, предписывающие, предупреждающие)

Уметь различать дорожные знаки и уметь пользоваться знаками, предназначенными для пешеходов.

ФБ

7

Сигналы регулировщика

ИНМ

Познакомить с сигналами регулировщика.

Знать, что должен делать  пешеход, когда на дороге работает регулировщик.

ФБ

Безопасность в быту (5 часов)

8

Если пожар случился в школе.

ИНМ

Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; Понятие о пожарной профилактике.

Знать правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

ФБ

9

Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем.

ЗИМ

Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Знать и выполнять правила ПБ в быту. Понимать последствия игры с пожароопасными предметами. Знать причины возникновения пожара в доме. Уметь вызвать в случае необходимости пожарную охрану, правила поведения при пожаре.

УО

10

Опасные места на улице, во дворе.

ЗИМ

Усвоить несколько известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре.

Научиться избегать опасные места во время прогулки на улице.

ФБ

11

Запомните детки-таблетки не конфетки.

ИНМ

Каждый должен с юных лет заботиьтся о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму.

Лекарственные средства могут причинить человеку, не только пользу но и  вред, стать причиной травм и заболеваний

Как оказывать само- и взаимопомощь при  химических ожогах и отравлении.

Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

Уметь оказать самопомощь и первую медицинскую  помощь..

ФБ

12

Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.

ИНМ

 Особенности среды обитания человека. Влияния факторов среды на здоровье человека.

Система жизнеобеспечения  жителей города.

Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы  не нанести ущерб домашнему имуществу

Уметь экономно относится к воде, теплу .

Запомнить номера телефонов экстренных служб.

Знать об оказании первой медицинской  помощьи

ФБ

Твоё здоровье (5 часов)

13

Почему мы болеем

ИНМ

О причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье.

Научить заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни.

ФБ

14

Прививки от болезней

ИНМ

Что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства.

Своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки.

УО

15

Как избежать отравлений

ЗИМ

Признаки лекарственных и пищевых отравлений.

Уметь оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях

УО

16

Безопасность при любой погоде

ЗИМ

Правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза. Признаки перегревания и теплового удара

Соблюдать правила поведения при разной погоде.

Научить помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

ФБ

17

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

ИНМ

Какие бывают травмы.

Научиться оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;

оказать первую помощь при укусах насекомых;

оказать себе первую помощь, если укусила собака.

ФБ

Безопасность в природе (5 часов)

18

Опасные растения

ИНМ

Познакомить в каких случаях человеку приходится защищаться от природы.

Научить распознавать ядовитые растения и грибы. Избегать опасности при встречах и общении с опасными насекомыми и животными.

закрепить знания о природных явлениях окружающего мира, о правилах безопасности во время опасных природных явлениях;

- научить практическим действиям;

- формировать понимание опасности природных явлений для жизнедеятельности человека.

Познакомятся с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу.

Познакомятся с правилами безопасного обращения с ядовитыми растениями леса.

Научатся видеть в окружающем мире растения, которые могут быть опасными для жизни человека.

ФБ

19

Опасные грибы

ИНМ

Расширят представления о грибах;

Познакомятся с ядовитыми и несъедобными видами грибов;

Сформулируют правила сбора грибов.

ФБ

20

Опасные насекомые

ИНМ

Познакомятся с группой опасных животных и насекомых.

Научатся правилам защиты от опасных животных и насекомых.

ФБ

21

Опасные животные

ИНМ

ФБ

22

Опасные явления природы.

ЗИМ

Закрепят правила безопасного поведения во время опасных природных явлений.

Знать влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде, наиболее характерные признаки ухудшения погоды.

Уметь обеспечить свою защиту в природных условиях.

УО

Безопасный Интернет (5часов)

23

Правила безопасного поведения в Интернете

ИНМ

Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером. Избегать опасности при встречах и общении с посторонними людьми в социальных сайтах.

Формировать понимание опасности  некоторых сайтов для жизнедеятельности человека.

Познакомятся с положительными и негативными сторонами в работе с компьютером.

Познакомятся с опасностями при встречах и общении с посторонними людьми в социальных сайтах.

Научатся  понимать, какие опасности тат в себе Инернет-пространство.

ФБ

24

Мошенничество в сети интернет

ЗИМ

Закрепить правила безопасного поведения в  сети Интернет.

Знать влияние опасных сайтов   на безопасное пребывание человека  в Интернете.

Уметь обеспечить свою защиту в сети Интернет.

УО

25

Какие  опасности ждут школьника в сети Интернет

ЗИМ

УО

УО

26

Опасности в Интернете

ЗИМ

УО

27

Как правильно пользоваться сетью Интернет.

СЗУН

Практическое применение правил работы в сети Интернет.

ПР

Социальная безопасность (7 часов)

28

Кто и почему употребляет психоактивные вещества

ИНМ

Развивать умение видеть   негативные стороны в употреблении психоактивных веществ, табака, алкоголя.  Формировать понимание опасности  употребления ПАВ, табака, алкоголя для жизнедеятельности человека.

Познакомятся с опасностями употребления ПАВ, табака, алкоголя.

Научатся  понимать, какие опасности таят в себе психоактивные вещества, табак, алкоголь

 

ФБ

29

Профилактика употребления СПАЙСА

ЗИМ

ФБ

30

Профилактика табакокурения

ЗИМ

ФБ

ФБ

31

Алгоколь и здоровье

ЗИМ

ФБ

32

Мы за здоровый образ жизни

СЗУН

Обобщающее занятие

Формируется потребность вести здоровый образ жизни.

ПР

33-34

Презентация творческих работ учащихся

ЗОСЗ

Обобщающее занятие

Формируется потребность вести здоровый образ жизни.

КРПР

6. Календарно-тематическое планирование 3 класс

№п\п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемые результаты обучения (освоение предметных знаний)

Планируемые результаты обучения (УУД, метапредметные результаты)

Виды и формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

Азбука дорожного движения (7 часов)

1

Берегись автомобиля .

Виды транспорта.

ИНМ

Различать транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе.

а) Уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах,

б) правильно, пользоваться различными видами транспорта.

ФБ

2-3

Движение пешеходов по улице и дороге .

ИНМ

а) Правила дорожного движения.

б) Как правильно перейти проезжую часть.

в) Правила пешехода.

а) Повысить свою безопасность в условиях интенсивного дорожного движения.

ФБ

4

Движение пешеходов в непогоду и темноте.

ИНМ

Транспортная культура поведения.

Актуализировать потребность в безопасности через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте

а)Понять причины дорожно-транспортных происшествий.

б) Не создавать опасные ситуации, находясь на улице

УО

5

Движение пешеходов по загородной дороге

ИНМ

Особенности передвижения за городом

Уметь выполнять требования ПДД при движении за городом, понимать их различие с правилами дорожного движения в черте города.

ФБ

6

Безопасность на железной дороге.

ИНМ

Актуализировать потребность в безопасности через фиксацию внимания на железнодорожных путях, как особом объекте

Научить правильно переходить железнодорожные пути для обеспечения безопасности

ФБ

7

Моделирование дорожных ситуаций.

СЗУН

Актуализировать потребность в безопасности на дороге, как особом объекте.

а) Повысить свою безопасность в условиях интенсивного дорожного движения.

УО

Безопасность в быту (5 часов)

8

Правила поведения с незнакомцами.

ИНМ

Уметь правильно действовать при встрече с незнакомцами.

Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых.

Вспомнить, как избежать беды при встрече с незнакомцами.

ФБ

9

Наступает Новый год.

ЗИМ

Знать причины возникновения пожаров в период НГ праздников.

Понимать правила проведения эвакуации при угрозе жизни.

Уметь ориентироваться при выборе способа эвакуации при  проведении утренников и концертов.

Различать причины возникновения пожара. Знать назначение огнетушителя, область их применения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки. Выполнять инструкцию по эвакуации.

УО

10

Как обращаться с электроприборами.

ИНМ

Причиной пожара могут быть нарушения пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка .Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.

 Уметь предвидеть  причину пожара. Знать основные правила пользования бытовыми приборами..

Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

Оказание первой помощи пострадавшим.

ФБ

11

Правила безопасности на льду

ИНМ

Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья. Но необходимо соблюдать правила безопасности.

 Причины несчастных случаев на природе.

 Правила личной безопасности при нахождении на природе.

 Первая медицинская помощь при переохлаждении и обморожении.

а) Какое влияние оказывают различные природные факторы на здоровье человека.

б) Должны знать какие опасности подстерегают человека в природе.

в) Что нужно соблюдать для того, чтобы природа не приносила вреда  здоровью.

Представлять как можно оказать первую медицинскую помощь.

ФБ

12

Огонь, вода и газ.

ЗИМ

Знакомство с действиями при пожаре.

Уметь правильно действовать при аварии водопровода.

Действия при утечке газа.

Как правильно потушить пламя.

Как перекрыть вентили подачи воды.

Что делать, если почувствовал в квартире запах газа.

ФБ

Твоё здоровье (5 часов)

13

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

ЗИМ

Научить общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации.

Узнают, как воспитать в себе сдержанность.

Научатся оценивать свои поступки, за которые получили наказание, быть ответственным за своё поведение.

ФБ

14

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

ЗИМ

Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни.

Обсуждение проблемы вредных привычек в классе.

Познакомятся, как отучить себя от вредных привычек.

Выработают рекомендации по борьбе с вредными привычками.

УО

15

Как нужно одеваться

ЗИМ

Показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года.

Формировать представления детей об одежде, ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве.

Узнают, как одеваться по ситуации, по погоде. Как правильно выбрать одежду.

.УО

16-17

Как вести себя за столом.  Как вести себя в гостях.     Как вести себя в общественных местах.

СЗУН

Научить сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг.

Узнают, как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения

УО

Безопасность в природе (5 часов)

18

Как вести себя во время грозы.

ИНМ

Познакомить учащихся с явлениями природы – грозой, молнией, громом; о роли этих явлений природы в жизни человека, о правилах поведения во время грозы.

Научатся защитить себя во время грозы.

ФБ

19

Осторожно, гололёд!

ИНМ

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице, схода снега с крыш

Расширят представления о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге, о возможных опасностях при сходе снега с крыш, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.

ФБ

20

Опасность схода снега с крыш.

ИНМ

ФБ

21-22

Метели, снежные бури, снегопады и сильные мороз.

ЗИМ

Формировать безопасное поведение в зимнее время, умения действовать в случае пребывания на морозе.

Систематизируют знания о безопасных действиях при сильных морозах, метелях, снежных бурях и снегопадах.

Научатся оказывать первую помощь при обморожении.

УО

Безопасный Интернет (5 часов)

23

Компьютер-враг, друг, помощник?

ИНМ

Познакомить с  положительными и негативными сторонами в работе с компьютером.

Научатся культуре общения в сети Интернет.

ФБ

24

Компьютер и здоровье

ЗИМ

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при работе за компьютером.

Познакомить с понятиями «полезные и вредные игры»

Расширят представления о способах безопасного поведения   в   Интерне т, о возможных опасностях для здоровья  при работе в сети Интернет, способах  сохранения здоровья при работе с компьютером.

Узнают, что сидячее положение в течение длительного времени вредит здоровью, что компьютер дает электромагнитное излучение, перегружает  суставов кистей рук, повышает нагрузка на зрение.  

ФБ

25

Компьютер и компьютерные игры

ЗИМ

УО

26-27

Путешествие в страну «Безопасный интернет»

СЗУН

Формировать  представления учащихся о тех угрозах, с которыми они могут встретиться, подключаясь к сети Интернет.

Дать рекомендации, которые помогут повысить информированность детей о безопасном использовании онлайновых технологий.

Привить культуру общения в сети.

Систематизируют знания об угрозах, с которыми  могут встречаться, подключаясь к сети Интернет.

Научатся  культуре общения в сети Интернет.

УО

Социальная безопасность (7 часов)

28

Профилактика табакокурения

ИНМ

Информирование учащихся о вреде курения для здоровья. Показать последствия табакокурения на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность.

Расширят представления о   вредном воздействии табакокурения на организм человека

ФБ

29

Наркотики - беда

ИНМ

Формирование   объективной, соответствующей возрасту информации о  наркотиках, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркотиками.

Расширят представления о  наркотиках, СПАЙСе.

Сформируется  у негативное отношение к употреблению наркотиков, СПАЙСу.

ФБ

30

О вреде употребления СПАЙСа

ИНМ

ФБ

31

Алкоголь и алкоголизм

ИНМ

Сформировать у учащихся  чёткие знания о влиянии алкоголя  на здоровье человека.

Выработано негативное отношение к алкоголю. Знают о последствиях употребления и злоупотребления алкоголем

УО

32

Жизнь без наркотиков и алкоголя

ЗИМ

Продолжать формировать понятие здорового образа жизни.

Научатся  делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

УО

33-34

Презентация творческих работ учащихся.

ЗОСЗ

Продолжать формировать понятие здорового образа жизни.

Научатся  делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

УО

7. Календарно-тематическое планирование 4 класс

№п\п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемые результаты обучения (освоение предметных знаний)

Планируемые результаты обучения (УУД, метапредметные результаты)

Виды и формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

Азбука дорожного движения (7 часов)

1-3

Правила перехода дороги                           1-нерегулируемые переходы;   2-регуруемые переходы;                    3-виды светофоров.

ИНМ

Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге.  Научить различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов)

Закрепить понятие дорог с односторонним и двусторонним движением, регулируемый и нерегулируемый переход. Научить пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части

ФБ

4-5

Мы пассажиры.

ИНМ

Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить автобус и автомобиль.

а) Транспортная культура поведения.

б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.

Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

а) Понять причины дорожно-транспортных происшествий.

б) Не создавать опасные ситуации, находясь на улице или в транспортном средстве.

ФБ

6-7

Опасные ситуации на дороге

ЗОСЗ

Разбор опасных ситуаций дорожного движения, действия пассажиров и пешеходов.

Отработка навыков решения проблемных ситуаций.

ФБ

УО

Безопасность в быту (5 часов)

8

Профессия пожарный.

ИНМ

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

Осознавать важность профессии пожарного. Знать краткую историю возникновения пожарного дела. Различать пожарную технику по её функциональным особенностям.

ФБ

9

Пожар в лесу и на даче.

ИНМ

Причины возникновения пожаров в лесу и на даче. Последствия таких пожаров. Правила поведения при ЧС на природе. Порядок разведения костров  на природе. Средства защиты и эвакуации.

Уметь предвидеть причины возникновения пожара. Уметь известить о пожаре службы МЧС. Знать правила разведения костра. Осознавать ответственность за шалость с огнем.

ФБ

10-11

Правила поведения в толпе.

ИНМ

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта.

Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

 Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.

  Преступность, современная криминогенная обстановка.

а) Научиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице.

б) Усвоить несколько правил поведения если оказался заложником.

В) Уметь обратиться за помощью

Г)Знать как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью

ФБ

12

Правила поведения с животными.

ЗИМ

Меры предосторожности при общении с животными,

Соблюдение и выполнение определённых правил с дикими и домашними животными.

Избегать опасности при встречах и общении с животными.

УО

Твоё здоровье (5 часов)

13

Злые волшебники (табак, алкоголь)

ИНМ

Почему некоторые привычки называются вредными.

.

Сделают вывод о том, что каждый несёт ответственность за себя и окружающих;

Узнают почему дышать табачным дымом опасно для здоровья;

ФБ

14

Добрые волшебники (витамины)

ИНМ

Какие витамины содержатся в различных продуктах питания и как они влияют на организм человека.

Как правильно составить свой рацион питания.

ФБ

15

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

ИНМ

Познакомить с тем, как солнце, воздух и вода благотворно влияют на организм человека. Как правильно закаливать свой организм. Что делать, чтобы как можно реже болеть.

Контролировать своё здоровье как? Делать зарядку, закаливаться, гулять.

ФБ

16-17

Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества.

СЗУН

Познакомить с видами различных спортивных соревнований.

Сформировать разницу в понятиях «физическая культура» и «Спорт».

Подвести к итогу, что занятия физкультурой и спортом доступны каждому.

Развитие двигательной активности учащихся, воспитание культуры общения учащихся, укрепление дружеских связей.

ПР

Опасность в природе (5 часов)

18

Опасный лёд

ИНМ

Закрепить знания о правилах соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду;

Сформируют правила поведения на льду; рассмотрят вопросы, связанные с последствиями нарушений этих правил; познакомятся с советами спасателей на случай возникновения этих явлений.

ФБ

19

Если ты заблудился в лесу.

ИНМ

Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности в экстремальных ситуациях в природной среде: человек заблудился в лесу; научить ориентироваться с помощью компаса.

Познакомятся с правилами поведения в условиях автономного существования в природной среде.

УО

20

Опасности отдыха на природе.

ЗИМ

Информировать об основных опасностях отдыха на природе, профилактике укусов и отравлений.

Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при отдыхе на природе.

Познакомятся с видами активного отдыха на природе;

Определят общие правила безопасности во время активного отдыха на природе;

Выявят последовательность действий в экстремальной ситуации в природе.

УО

21

Экологическая безопасность.

ИНМ

Формирование экологической культуры, культуры поведения на природе.

Научатся защищаться от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды, соблюдать правила экологической безопасности.

ФБ

22

Обобщающее занятие. Викторина.

ЗОСЗ

Что узнали, чему научились.

Знать и соблюдать правила безопасности в природе.

УО

Безопасный Интернет (5 часов)

23

Правила поведения в сети Интернет

ИНМ

Закрепить четкое представление о правилах поведения в сети Интернет.

Сформируют  представления о правилах поведения в сети Интернет.

ФБ

24

Твоя безопасность в Интернете

ЗИМ

Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности при посещении сайтов Интернет- сети.

Закрепят правила  поведения в пространстве Интернет.

УО

25

Социальные сети в моей жизни

СЗУН

Информировать об основных опасностях социальных сетей.

Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при посещении социальных сетей.

Познакомятся с основными опасностях социальных сетей.

Определят общие правила безопасности во время посещения социальных сетей.

 

УО

26-27

Обобщающее занятие. Викторина.

СЗУН

Что узнали, чему научились.

Знать и соблюдать правила безопасности в сети Интернет.

УО

Социальная безопасность (7 часов)

28

Профилактика табакокурения

ЗИМ

Закрепить четкое представление о правилах поведения в сети Интернет.

Сформируют  представления о правилах поведения в сети Интернет.

ФБ

29

Профилактика алкоголизма  

ЗИМ

Формировать у подростков негативное отношение к употреблению пива.

Закрепят  знания о влиянии  употребления пива на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность.

ФБ

30

Причины употребления наркотиков и ПАВ

ЗИМ

Информировать об основных опасностях  употребления наркотиков и ПАВ, о причинах их употребления.  

Познакомятся с основными опасностях употребления наркотиков и ПАВ. Знают причины их употребления.

ФБ

31

Шаг в пропасть (наркотики)

ЗИМ

Формирование знаний о наркотических веществах, об их влиянии на организм человека, изучение причин и последствий употребления наркотиков.

Знают, что наркомания – это поражение личности, которое сопровождается осложнением физического и психического здоровья.

ФБ

32

Обобщающее занятие. Викторина.

ЗОСЗ

Что узнали, чему научились.

 Закрепляют знания о причинах  и последствиях употребления наркотиков, ПАВ, алкоголя, табакокурения.

УО

33-34

Презентация творческих проектов учащихся

ЗОСЗ

Что узнали, чему научились.

Закрепляют знания о причинах  и последствиях употребления наркотиков, ПАВ, алкоголя, табакокурения.

УО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС

Программа поможет в организации  внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я исследователь» 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование курса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка"3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка" 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Радуга творчества" 4 класс

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС , содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа направлена на формирование творческих способност...