Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора движения"
рабочая программа по обж

Погибелева Татьяна Борисовна

Программа внеурочной деятельности  «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 4-6 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Нормативно-правовой и документальной основой программы являются  Федеральный закон от 29.12.2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. № 1008,  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-з от 04.09.2014 г.) и план мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ № 729-р от 24.04.2015 г.).

Актуальность:

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Направленность программы внеурочной деятельности – социальная.

Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание существенно расширено наработками педагога и является практико-ориентированной: дети отрабатывают свои умения и навыки по соблюдению правил дорожного движения на практических занятиях на школьной транспортной площадке.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yuid_2022g.docx230.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

https://sun9-28.userapi.com/impf/9WOORohqQJaOFJ7v6o3v_PuB4mo8wB-u3Sb0YQ/z8r6zWykTag.jpg?size=0x0&quality=90&proxy=1&sign=07c534a2675df07ad18a511145103c2d&c_uniq_tag=wv4FxaF0KQfo6AkamwDcbbSy2KqYgGCGU1arAWpVs_8&type=video_thumb

Программа внеурочной деятельности

"Юные инспектора движения"

социальной направленности

Возраст обучающихся – 9- 13 лет

Срок реализации – 1 год

                                                                                                             Автор - составитель:

                                                                                                                 Погибелева Т.Б.

                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                 г. Радужный, 2022 год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 4-6 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Нормативно-правовой и документальной основой программы являются  Федеральный закон от 29.12.2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. № 1008,  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-з от 04.09.2014 г.) и план мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ № 729-р от 24.04.2015 г.).

Актуальность:

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Направленность программы внеурочной деятельности – социальная.

Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание существенно расширено наработками педагога и является практико-ориентированной: дети отрабатывают свои умения и навыки по соблюдению правил дорожного движения на практических занятиях на школьной транспортной площадке.  

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она направлена на обучение детей и подростков правилам дорожного движения, наблюдению и ориентированию на дорогах среди стремительно движущегося транспорта. И что очень важно, программа дает возможность обучающимся отрабатывать полученные умения и навыки на практических занятиях. Программа также предусматривает работу с общественностью. К совместной работе привлекаются юные инспектора дорожного движения района, Госавтоинспекция, автопредприятия города, родители обучающихся.

Отличительные особенности программы: Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

     В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.

Данная система включает в себя такие элементы, как:

  1. совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
  2. соответствующие организационные формы и методы обучения;
  3. закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

     Участниками программы являются члены  отряда ЮИД (4-6 класс) и учащиеся, проявляющие интерес и активность в изучении и пропаганде Правил дорожного движения, педагоги, родители. К проведению занятий привлекаются работники правоохранительных органов,  страховых компаний, медицинские работники.

Цель программы:

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Задачи:
Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знаний о значении важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части и  правилах движения на проезжей части;
  2. научить умению пользоваться общественным транспортом, пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика применять на практике полученные знания;

Развивающие:

  1. формировать и развивать у детей навыки безопасного поведения на улице;
  2. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  3. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
  2. воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения
  3.  воспитывать чувство ответственности, дисциплины; осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения

Категория обучающихся: 9-12 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий: Общее количество часов в год – 68 ч.  Количество часов в неделю – 2 часа. Периодичность занятий – 2 раза   в неделю по 1 часу.

           Формы и методы занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, встречи с инспекторами ГИБДД,

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • управлять велосипедом

Оценка результатов.

В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.

   Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, изготовление поделок.

Результативность и целесообразность работы по программе «ПДД» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в начале года проводится входная (стартовая) диагностическая работа (тестирование), в декабре месяце промежуточная диагностическая работа (тестирование), в конце года проводится итоговая аттестационная работа (итоговое тестирование), в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ, проектов  обучающихся. Проводятся выставки поделок. В течении года проводятся беседы в классах в виде устного журнала, акции по профилактике ДТТ.

Формы подведения итогов деятельности ЮИД:

  • выставки
  • викторины
  • праздники
  • театрализованные представления
  • соревнования
  • конкурсы
  • викторины
  • агитбригады

 Этапы и сроки реализации программы.

Название этапа

Содержание деятельности

Сроки реализации

1 этап

подготовительно-организационный

Набор учащихся, проявляющих интерес и активность в изучении и пропаганде Правил дорожного движения в отряд ЮИД. Данный отбор основывается на добровольном желании учащихся принять участие в работе по профилактике ДДТТ. Из числа заинтересованных формируется группа, с которой проводится организационное занятие с обозначением целей, задач и сути отряда ЮИД, направленного на пропаганду безопасного поведения на дорогах и улицах детей младшего и среднего возраста. Также на данном этапе проводится первичное тестирование членов отряда ЮИД для выявления уровня знаний учащихся о ПДД (приложение 2) или тестирование он-лайн на интернет-сайте «Всероссийского сообщества отрядов ЮИД» http://yuid.ru/materialy/tests

сентябрь

2 этап

основной

На данном этапе проводится как теоретическая подготовка самих членов отряда ЮИД, так и их самостоятельная практическая работа по профилактике ДДТТ. Проводятся занятия с обучением не реже одного раза в неделю. Целью занятий является теоретическая и практическая подготовка членов отряда внутри сформированной группы. Используются занятия-лекции, направленные на формирование знаний ПДД у самих членов отряда, а также игровые тренинги, ролевые игры, диспуты, агитбригады, конкурсы, викторины, соревнования и т.д.  по вопросам профилактики ДДТТ среди учащихся. Выбирается определенная тематика, проводится обучение, за которым следует самостоятельная работа членов отряда ЮИД среди учащихся в классах. Самостоятельная работа ЮИД проводится по мере готовности группы, не чаще одного раза в месяц

Сентябрь  – май

3 этап

заключительный

Подведение итогов. Члены отряда самостоятельно проводят анкетирование среди учащихся, направленное на выявление уровня знаний учащихся Правил дорожного движения после реализации программы. Данное анкетирование позволит провести сравнительный анализ с первичным обследованием и сделать вывод об успешности или недостатках при реализации программы. Также на данном этапе проводится рефлексия деятельности отряда ЮИД, самооценка  их личного вклада в коллективную работу. Целесообразно отметить наиболее активных членов отряда ЮИД (решение о том, кто достоин награды, принимается коллективно – всем отрядом)

май

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Из них  

Формы и методы контроля

теория

практика

1

Вводное занятие. Основные направления работа отряда. Права и обязанности юного ИД

1

1

2

История правил дорожного движения

1

0,5

0,5

Опрос

3-4

Правила дорожного движения. Основные термины и понятия Права и обязанности участников ДД. Решение карточек.Входная  (стартовая)диагностическая работа.

2

1

1

Тестирование

5

Основные направления работа отряда. Права и обязанности юного ИД

1

0,5

0,5

Групповая оценка работ.

6

Правила дорожного движения.Решение карточек

1

1

Опрос

7-9

Правила дорожного движения.Решение карточек

3

1

Зачёт

10-11

Знаки регулировщика

2

0,5

0,5

Тест

12-13

Правила дорожного движения.Решение карточек

2

0,5

0,5

Тест

14-15

Вопросы по регулировке.

2

0,5

0,5

Тест

16-17

Правила дорожного движения.Решение карточек

2

1

Групповая оценка работ.

18

ПДД для велосипедистов

1

1

Зачёт

19-20

Правила дорожного движения.Решение карточек

2

1

Групповая оценка работ.

21

ПДД для пассажиров

1

1

Тестирование. Рейд-патруль. Памятки, буклеты. Агитбригада

22

Правила дорожного движения.Решение карточек

1

1

Опрос

23-24

Дидактическая игра по ПДД

2

1

1

Групповая оценка работ.

25

Зачет по ПДД

1

1

Тестирование

26-28

Интерактивная игра по ПДД

3

1

1

Групповая оценка работ.

29

Встреча с инспектором ГИБДД

1

1

Групповая оценка работ.

30

Медицина. Раны. Вывихи. Переломы

1

1

Зачёт

31-32

Первая медицинская помощь. Виды кровотечений.

2

1

Опрос

33

Способы наложения повязок.

1

1

Опрос

34-36

Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи

3

1

Опрос

37

Езда на велосипеде. Изучение препятствий

1

1

Практическое задание. Экскурсия

38

Фигурная езда на велосипеде

1

1

39-41

Тест для велосипедиста. Проверка знаний правил

3

1

Тестирование

42

Понятие страхования. Случаи страхования. Условия страховых выплат

1

1

43

Страховой полис

1

1

44

Виды страхования

1

1

45

Проверка знаний по основам страхования

1

1

Тестирование

46-48

Подготовка к олимпиаде по ПДД

3

1

Тестирование. Рейд-патруль. Памятки, буклеты. Агитбригада

49-50

Проведение школьной олимпиады по ПДД

2

1

Тестирование

51

Подведение итогов олимпиады

1

1

52-54

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (

3

1

55-56

Проведение пятиминуток по Основам ПДД в начальных классах

2

57

Конкурс по решению кроссвордов.

1

Тестирование. Рейд-патруль. Памятки, буклеты. Агитбригада

58

Проведение дидактических игр по ПДД

1

59

Выпуск плакатов и памяток

1

60-63

Выступление агитбригады

4

64-66

Практическое занятие по вождению велосипеда

3

67-68

Итоговая аттестационная работа

2

1

Итоговое тестирование

Содержание курса

Тема № 1. Основные понятия и термины ПДД

Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

Тема № 2 Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

Тема № 3 Азбука дорожной безопасности

Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. Подготовка агитвыступления.

Тема № 4 ПДД – законы улиц и дорог

Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

Регулируемый перекрёсток.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

Нерегулируемый перекрёсток.

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

Тема № 5-6 Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!»

Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей

Тема № 7-8 Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации

Дорожные знаки – символы, устанавливаемые на дорогах для ориентирования участников дорожного движения в сложной обстановке. Группы дорожных знаков. Первые дорожные знаки. Современные дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, сервиса, информационно-указательные, дополнительной информации.

Тема № 9. Правила дорожного движения

Выполнение ПДД – долг каждого человека. Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированностью Повышение культуры – источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних нарушителей ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Тема № 10. Акция «Берегись автомобиля!»

Оформление выставки рисунков по ПДД

Тема № 11-12. Рейд на перекрёсток «За безопасность движения»

Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей

Тема № 13. Травмы. Виды травм, их классификация

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.

Тема № 14 Первая мед. помощь при ДТП

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Тема № 15. Для чего нужно знать статистику травматизма.

Наиболее распространенные виды ДТП с участием детей: переход в неустановленном месте неожиданный выход из-за предметов, закрывающих обзор пешехода и водителя; переход на запрещающий сигнал светофора, нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Разбор конкретных ДТП с участием детей и подростков.

Детский дорожно-транспортный травматизм. Экономические потери государства. Моральный ущерб, причиненный родителям, родственникам, друзьям. Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия ДТП – наступившая инвалидность, потеря зрения. Наиболее аварийное время. Разбор конкретных ДТП с использованием статистики ГИБДД региона проживания учащихся.

Тема № 16. Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?»

Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей

Тема № 17. Закрепление знаний о ПДД

Изучение типичных опасных дорожных ситуаций. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом – опасность для пешехода-нарушителя. Аварийные ситуации для пешеходов и транспортных средств. Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля.

Тема № 18. «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!»

Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок, гаражей.

Повторить о правилах поведения на дороге в зимний период

Тема № 19. Викторина «Кто лучше знает ПДД»

Повторение знаний по ПДД

Тема № 20. Правила дорожного движения – наши друзья

Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимым для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору.

Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зрения и носящих очки. Необходимость выработки компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностями зрения.

Яркая одежда и светоотражающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода.

Тема № 21. Рейд на перекрёсток

Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей

Тема № 22. Светофор – мой друг

Из истории создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Пешеходные светофоры. Светофор с мигающим желтым сигналом. Сколько стоит светофор. Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Сигналы регулировщика.

Тема № 23. Викторина «Светофор»

Повторить правила поведения на дороге

Тема № 24. Познавательная игра «Перейди улицу»

Повторить правила поведения на дороге

Тема № 25. Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД

Повторить правила поведения на дороге

Тема № 26. Рейд на перекрёсток « Вежливый водитель»

Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей

Тема № 27. Элементы улиц и дорог

Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители – как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Тема № 28. Правила пользования общественным транспортом

Для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая, как и для пешеходов, существуют особые обязанности, которые следует всегда помнить и выполнять. Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания прибытия общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Поведение в салоне. Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса.

Тема № 29. Значение дорожной размётки.

Познакомить с дорожной разметкой и её значением для пешеходов и водителей.

Тема № 30-32. Закрепление знаний о ПДД

Повторить правила поведения на дороге

Тема № 33. Подготовка агитбригады «Безопасное колесо»

Повторить правила поведения на дороге

Тема № 34-35. Практическое занятие по вождению велосипеда

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.

Препятствия:

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.

Тема № 36. Выступление ЮИД

Формы контроля

Формой подведения итогов реализации программы является участие в соревнованиях отрядов ЮИД или выступление агитбригад. Формы контроля за усвоением знаний: −теоретические (собеседование, доклады и выступления); −практические занятия проводятся после изучения каждого тематического блока по правилам поведения на дороге, по основным группам дорожных знаков, сигналов светофора, оказание доврачебной медицинской помощи (соревнование, слеты). Так же интересным решением подведения итогов программы может стать: обработка и оформление фото (видео) материала, отснятого во время теоретических и практических занятий.

Условия реализации программы:

- Материально-техническое обеспечение:

Перечень оборудования,  необходимого  для реализации Программы

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- плакаты по ПДД;

- интернет.

Методическое:

-  билеты по ПДД, страхованию, медицине.

-  рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

-  методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

-   методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах

- видео, компьютерные  игры по ПДД.

Формы аттестации:

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка по итогам деятельности объединения, грамоты, дипломы за участие и победу на городских  и окружных соревнованиях, конкурсах, выставках, слетах  ЮИД,  материалы тестирования, методическая разработка, фото, заметки на сайте школы, социальных сетях.

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

Оценочные материалы:

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: тестирование, онлайн- тестировнаие http://yuid.ru/materialy/tests, развитие умений и навыков, анкетирования, диагностики, проявление самостоятельности и творческой активности, количественные параметры проведенных мероприятий, количественные параметры занятых призовых мест на мероприятиях, олимпиад различного уровня, соревнованиях «Безопасное колесо». Важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, педагогов.

Методические материалы:

Методические разработки занятий

 План-график мероприятий

мероприятие

Сроки реализации

Партнерство

Подготовительно-организационный этап

1

Формирование отряда ЮИД. Разработка Положения о деятельности отряда ( приложение 1)

в течение сентября

2

Первичное тестирование среди учащихся 1-4 классов и членов отряда ЮИД (приложение 2) или он-лайн тестирование на интернет сайте «Всероссийское сообщество отрядов ЮИД» http://yuid.ru/materialy/tests

Сентябрь-октябрь

3

Организационные занятия

«Что такое отряд ЮИД»

«Деятельность отряда ЮИД»

сентябрь

Основной этап

4

Обучение отряда ЮИД:

Понятие ПДД. История ПДД. Изучение правил дорожного движения, оказание первой доврачебной медицинской помощи. Управление велосипедом. Устройство велосипеда.

В течение учебного года

Занятия проводятся 2 раза в неделю

5.

Оформление стенда «Безопасная дорога детства».

1 раз в месяц в течение года

6.

Индивидуальная работа с нарушителями Правил дорожного движения по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся  школы

По факту нарушения ПДД

7.

Агитбрига «В стране Светофории» для учащихся 1 классов, воспитанников Д/С № 5,4

сентябрь

Совместно с ДОУ № 5, 4

8.

Знакомство с работой  ГИБДД

октябрь

Совместно с ГИБДД

9.

Викторина «Дорожная азбука»

октябрь

10.

Праздник «Посвящение в пешеходы»

ноябрь

Совместно с ГИБДД

11.

Конкурсная программа «Мы правила все знаем и все их выполняем»

декабрь

12.

Участие в городских соревнованиях «Безопасное колесо»

декабрь

Совместно с ГИБДД

13.

Выступление агитбригады ЮИД «Планеты неправильных правил»

январь

14.

Разработка и реализация проекта «Письмо водителю»

Февраль-март

Совместно с ГИБДД

15.

Выступление агитбригады «Необычный город»

февраль

Совместно с ДОУ № 16, 5

16.

Игра путешествие «В городе дорожных наук»

март

17.

Викторина «Знаток ПДД»

Март-апрель

Совместно с ГИБДД

18.

Игровая программа «БезОпасная дорога»

май

Совместно с ДОУ №  4

19.

Спортивные соревнования «Фигурное вождение велосипеда»

май

20.

Участие в патрулировании, рейдах по микрорайону с целью выявления детей-нарушителей ПДД

В течение года (зимой при температурном режиме более

-20 градусов)

Родители

21.

Участие в городских акциях

В течение года

22.

Помощь учителям начальных классов в сопровождении, проведении экскурсий, классных часов

В течение года

23.

Изготовление наглядных пособий, листовок, брошюр по ПДД  для акций, мероприятий

В течение года

24.

Помощь детским садам в изготовлении наглядных пособий, светооражающих значков

В течение года

МА ДОУ ДС № 4, 16, 5

Заключительный этап

25.

Повторное анкетирование среди учащихся и членов отряда ЮИД, обработка и сравнительный анализ результатов

Май

26.

Итоговое заседание отряда. Подведение итогов работы, обсуждение результатов. Выводы о работе по реализации программы, как всего отряда, так и отдельных его членов и учащихся классов. Награждение отличившихся участников отряда.

Май

Работа с родителями

№ п/п

Название мероприятия

сроки

ответственные

1.

Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения

В течение года

Классные руководители

2.

Выступление инспектора ГИБДД - информирование родителей из сообщений ГИБДД о ДТП в городе, округе, о нарушениях ПДД учащимися школы на общешкольных родительских собраниях

1 раз в год

Директор

Классные руководители

3.

Проведение тематического родительского собрания «Соблюдение ПДД детьми и взрослыми»

1 раз в год

Классные руководители

4.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ослабленным вниманием и памятью

В течение года

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты работы

  • повышение правовой культуры участников дорожного движения;
  • предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД;
  • повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ);
  • освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения);
  • внедрение новых инновационных технологий профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
  •  расширение знаний учащихся об истории правил дорожного движения.

Основными показателями результативности программы являются активное участие детей и подростков в конкурсно-соревновательных мероприятиях, которые позволяют им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы деятельности отряда ЮИД, заинтересованность участников  в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде Правил дорожного движения.

 Организационно-правовые основы деятельности отрядов ЮИД

     Отряд ЮИД  создается на основании приказа директора, в котором определяется лицо, на которое возлагаются обязанности организатора работы с отрядом и основные направления его деятельности.

     Членами отряда ЮИД могут быть учащиеся, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда по пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

     Прием в члены отряда ЮИД проводится на основе письменного заявления обучающегося. Со всеми вновь принятыми членами руководитель отряда ЮИД проводит занятия в соответствии с календарным планом.

      Высшим органом управления ЮИД является собрание его членов. Общим голосованием юных инспекторов движения решаются наиболее ответственные вопросы в работе отряда.

      В начале учебного года на общем собрании отряда ЮИД проводятся выборы командира и заместителя командира отряда ЮИД.

Командир отряда юных инспекторов движения: 

  • возглавляет работу отряда;
  • составляет план работы отряда на месяц;
  • организует и контролирует работу отряда;
  • составляет график патрулирования членов ЮИД и осуществляет контроль за его выполнением;
  • инструктирует членов отряда ЮИД;

Заместитель командира:

  • ведет документацию (список отряда, протоколы заседаний штаба и т.д.) и дневник отряда о проделанной работе;
  • ведет учет проводимой работы.
  • вовлекает всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения.
  • руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью каждого члена группы.

Работа отряда ЮИД организуется по следующим направлениям деятельности:

Учебная работа:

  • проводят занятия по изучению Правил дорожного движения в дошкольных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ;
  • проводят беседы и практические занятия по безопасности дорожного движения;
  • проводят индивидуальную работу с нарушителями Правил дорожного движения, ведут работу по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся своей школы.

Информационная работа:

  • оформление уголка “Безопасная дорога детства”;
  • выпуск стенгазет и информационных листовок;
  • готовят информационные сообщения о деятельности отряда ЮИД для СМИ и Интернета.

Шефская помощь:

  • проведение мероприятий для воспитанников ДОУ;
  • изготовление наглядных пособий для дошкольников (знаки, светоотражающие значки  и т.д.);
  • помощь воспитателям в проведении экскурсий.

Патрульно-рейдовая  работа: 

  • участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах по соблюдению детьми и подростками Правил дорожного движения;
  • несение дежурства на дорогах перед школой до занятий и после занятий;
  • помощь учителям начальных классов в проведение экскурсий, .

Культурно-досуговая работа:

  • организует работу агитбригады;
  • проводит викторины, экскурсии, соревнования, конкурсы, КВНы, тематические утренники, спектакли и др. для учащихся школы и воспитанников детских садов.

Отряд юных инспекторов движения имеет информационный стенд, который отражает деятельность отряда ЮИД.

Примерный план расположения информации на стенде отряда ЮИД:

  • заставка или эмблема отряда;
  • девиз отряда;
  • список штаба отряда;
  • план работы на месяц;
  • вести из отряда (информация о работе отряда);
  • окно безопасности (сменная информация о правилах безопасного поведения на дороге)

     В ходе реализации программы деятельности отряда «ЮИД» руководитель может видоизменять её содержательную часть в зависимости от конкретных условий, не меняя идеологическую направленность, а также общие цели и задачи программы.

Структура организации деятельности


Краткое описание опыта и реализации программы

     В школе на протяжении ряда лет ведется систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях по Российской Федерации свидетельствуют о том, что необходимо более углублено работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения (ПДД).

     Большое внимание профилактике дорожно-транспортного травматизма уделяется на уроках ОБЖ (8, 10-11 классы) и окружающем мире (1-4 классы), где учащимся демонстрируются плакаты, тематические  видео и фотоматериалы, презентации. Так же на протяжение года в 1-11 классах проводятся классные часы, ежедневные пятиминутки-напоминания о соблюдении мер безопасности на улице.  Для занятий по профилактике ДДТТ оборудован уголок в кабинете ОБЖ, кабинет в начальной школе, рекреация начального звена 2 -го этажа, оборудованы уголки безопасности в классах, в фойе на первом этаже. На стенде при входе/выходе расположена контактная информация с ответственными работниками по ПДД, схема безопасного маршрута. В школе используется радиосвязь для оповещения информации для учащихся 1-11 классов, есть рубрика "Зеленый огонек" на школьном телевидении "Радуга ТВ-8".

      Из числа учащихся среднего звена организована работа отряда юных инспекторов дорожного движения "ДПС". Отряд ЮИД действует с 2012-2013 учебного года. В начале каждого учебного года программа корректируется в соответствии с тестированием учащихся, мониторингом знаний учащихся ПДД, совместным планом работы школы, ОГИБДД ОМВД, управления образования и молодежной политики.  

      Воспитанники отряда ежегодно принимают участие в городских, окружных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах и акциях. На протяжении нескольких лет команда МБОУ СОШ № 8 участвует и занимает призовые места в конкурсе-соревнованиях "Безопасное колесо" ( 2012-2013 уч.год - 3 место, 2013-2014 учебный год - 2 место; 2014-2015 учебный год - 2 место, 2015-2016 учебный год - 1 место; 2016-2017 - учебный год 1 место, 2017-2018 - 3 место. Для учащихся начальных классов и воспитанников д/с № 4, 5, 16 были проведены агитбригады «Планета неправильных правил», «В стране Светофории», «Безопасный город», "В городе дорожных наук",  акции «Стань ярче! Будь заметнее!», праздник «Посвящение в пешеходы» и другие мероприятия.

     Опрос учащихся занимающихся в отряде ЮИД показал, что для них участие в подготовке и проведении мероприятий по профилактике ДДТТ дало положительный результат:

- повышение их собственной грамотности по ПДД;

- умение передавать свои знания другим школьникам.

    Тестирование учащихся, для которых проводились различные мероприятия по профилактике ДДТТ на начало и окончание учебного года, позволило сделать вывод, что количество детей, знающих и соблюдающих правила дорожного движения увеличилось соответственно на 12 и на 14%.

   За время работы отряда ЮИД  учащиеся МБОУ СОШ № 8 не были участниками ДТП и нарушителями ПДД.  

Список используемой литературы

Нормативная база:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

Литература для учителя и учащихся

1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет.пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.

7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.

10.  Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.

17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.

18.  Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.

19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.

21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.

22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.

23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.

25. Журнал «Педсовет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»

Пояснительная записка           Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общ...

Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"

В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного трав...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» 1 – 4 класс

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» создана на основании программы В.А. Горского.Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.Задачи: познакомить школьников с...

Программа отряда юных инспекторов движения

Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...

Программа отряда юных инспекторов движения

Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»

Рабочая программапо социальному направлению внеурочной деятельности«Юные инспекторы движения»...

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) «Зелёный огонёк» на 2016-2017 гг.

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)«Зелёный огонёк»                              ...