Программа "Школа для родителей".
рабочая программа по теме

Пазарацкас Елена Анатольевна

Рекомендуется для использования в коррекционных школах – интернатах.

Коррекция личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья, посредством  активного привлечения  его родителей к процессу воспитания делает работу психолога значительно эффективнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pazarackas_e.a._programma._shkola_dlya_roditeley.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа

«ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ».

Рекомендуется для использования в коррекционных школах – интернатах.

Автор:

 педагог – психолог

Пазарацкас Елена Анатольевна.

ГБОУ школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

2012

Актуальность.

Коррекция личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья, посредством  активного привлечения  его родителей к процессу воспитания делает работу психолога значительно эффективнее.

Формирование личности начинается в семье, первому  опыту  общения ребенок  учится у своих родителей, или у взрослых их замещающих. Этот опыт формирует определенные модели взаимодействия, закрепляется и становится частью личности ребенка.  Дети из социально неблагополучных семей, растущие в эмоциональной депривации, имеют большие трудности в формировании системы отношений, которая формируется в процессе индивидуального развития  под воздействием  различных факторов, важнейшим из которых являются взаимоотношения в семье.  Работая с психологическими проблемами  детей, каждый психолог неизбежно приходит к выводу, что основная задача  – психологическая коррекционная работа с   родителями.  Работая с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,  в случае, когда это социальная, психологическая, педагогическая  запущенность, психолог имеет дело с родителями, которые чаще сами незрелые личности, ведущие асоциальный образ жизни. Эта реальность усложняет психологическую коррекцию детей, но не делает ее невозможной.

 Родителям, которые являясь ближайшим окружением детей,  оказывая  на детей влияние  во всех сферах жизни,  важно  осознавать свою  роль  в формировании личности своего ребенка и это осознание, возможно, пережить в групповом взаимодействии, создавая в процессе работы группы различные игровые  модели взаимоотношений, родитель- ребенок.  В групповом взаимодействии, при  использовании  психологом  различных методов психокоррекции, родителям удается более свободно вербализовать  свои эмоции связанные с процессом воспитания своих детей,  познакомиться с чужим опытом воспитания, вспомнить свой период детства, и в игровом взаимодействии  лучше осознать проблематику своих детей. Важным процессом работы группы является возможность обмена мнениями,

ощущение своей значимости в роли родителя и повышения в этой сфере

своей самооценки, что способствует улучшению эмоционального состояния родителей и в дальнейшем   положительно отражается на эмоциональных отношениях родитель- ребенок.  Важным процессом в группе является познавательное научение, которое происходит через информирование родителей о стилях воспитания, об особенностях  развития ребенка в разные возрастные периоды и т.д.. В процессе работы группы родители получают домашние задания, что доставляет радость творческого взаимодействия с родителями  детям и является одновременно коррекционным занятием.          

 Форм взаимодействия психолог – родители много и в их  основе лежит цель -  формирование у родителей большей ответственности  за процесс воспитания своих детей и оказание им поддержки в этом процессе, что неизбежно положительно отразится на формировании личности ребенка.

Школьный психолог, конечно, не должен ожидать, что  положительные результаты наступят быстро (в некоторых случаях они вообще не будут заметны), но то, что эта работа полезна и эффективна, показывает наблюдение и опрос детей, родителей и педагогов.  

 Опыт, полученный в школе – интернате, с родителями детей, имеющих задержку психического развития, показал, что чаще  имеют  низкую мотивацию на  тесный контакт со школой, при этом среди них многие закончили такую же школу. Для повышения мотивации психологу  на первом этапе  необходимо провести «агитацию» в хорошем понимании этого слова, с каждым родителем отдельно. Желательно записать их в группу, хотя группы остаются открытыми и затем еженедельно напоминать о встрече, так как  групповые занятия проводятся один раз в неделю, по пятницам, когда родители приходят забирать своих детей на выходные.  Необходимо еженедельно напоминать и учителям о проводимой работе, поддерживая их мотивацию на углубление контактов с  родителями.

Цель: повышение эффективности в оказании психологической помощи, учащимся начальной коррекционной  школы - интерната, через формирование у родителей большей мотивации направленной на развитие личности ребенка.  

Задачи:

1.Проведение индивидуального консультирования родителей.

2. Проведение групповых  развивающих занятий с родителями детей.

3. Выступления на родительских собраниях.

 

Примеры групповых занятий.

Первое  групповое  занятие.

1.Знакомство и  вводная часть,  поясняющая цели и задачи встреч.

2. Проясняем запрос самих родителей.

3. Информация психолога в виде не большого  теоретического материала, например, о проблемах в воспитании детей.

4. Обмен мнениями.

Встреча не должна быть слишком продолжительной и не должна быть директивной.  В конце встречи каждый из родителей получил домашнее задание, содержание которого, например, представлено в 4 -5 вопросах, способствующих общению родителей со своими детьми и лучшему узнаванию интересов друг друга.

Второе  групповое  занятие. 

1.Приветствие. Обмен мнениями, разговор о домашнем задании.

2.Не  большой по объему теоретический материал, тема  «Коммуникации с детьми».

3. Ролевая игра, которая помогаем родителям лучше понять поведение своих детей.

4. Обмен мнениями.

5.  Родителям  дается  домашнее задание, которое  предполагает их совместную деятельность с ребенком. Задание должно быть не сложным, на первый взгляд даже чрезмерно простым.   Наша задача усадить родителей рядом с детьми, хоть недолго,  и дать детям минуты счастливого взаимодействия, а не развитие, художественных способностей, например,  когда вы даете задание совместного рисования родителя с ребенком на одном листе бумаги, на заданную психологом тему.

 Все занятия проходят по плану психолога, с учетом особенностей учебного заведения в котором они проводятся. Групповые встречи должны быть регулярными. Это способствует положительной динамике в достижении поставленных психологом задач,  формированию осознанного, серьезного отношения к ним родителей и педагогического коллектива,  а сам психолог получает гораздо большее удовлетворение от своей работы.

Заключение: групповая работа  школьного психолога с родителями требует хорошей подготовки к занятиям, понимания целесообразности этих встреч, творческого подхода к ним, тогда  работа с родителями в  группах даст возможность оказать качественную психологическую помощь гораздо большему количеству детей в масштабе школьного  психологического сопровождения.

Анализ собственной  работы с родителями детей показал следующее:

в «Школе для родителей»  прошли психологические групповые и индивидуальные встречи с родителями, где затрагивались такие темы, как  «Коммуникации», «Сказка, в чем ее обучение», «Добро и зло», «Агрессия в нашем обществе и как она проявляется», «Как мы знаем своих детей» и т.д..

Родителям давались домашние задания, способствующие более тесным контактам с детьми, например, нарисовать «Праздник», «Наш дом».

Вся работа была направлена на улучшение коммуникаций родителей с детьми  и их активизацию.  В обратной связи родители высказывали свои наболевшие проблемы и говорили о необходимости встреч.

Родители детей начальной школы нуждаются в консультациях школьного психолога  и идут на контакт охотно. При этом, посетив кабинет психолога и почувствовав собственную ответственность за своего ребенка несколько острее, чем раньше могут избегать дальнейших контактов. При правильном, не директивном, консультировании, они приходят на повторные консультации и начинают проявлять заинтересованность в них. В рамках общешкольных родительских собраний, на родительских собраниях  была  предложена информация по темам:  «Рекомендации по улучшению коммуникаций с детьми» и «Инструкция – школьные умения ребенка».

Работа школьного психолога  с родителями детей имеет первостепенную важность в  оказании психологической помощи детям. Помогая родителям лучше понять поступки их  детей, их чувства, потребности мы помогаем детям, создавая для них более глубокие эмоциональные контакты с их родителями.  

Литература.

1.Карвасарский Б.Д.,  С. Ледер  «Групповая психотерапия», Москва, «Медицина», 1990, стр.93.

2. Мамайчук И.И., «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии», Санкт- Петербург, «Речь»,  2006.

3. Марковская И. М., «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», Санкт- Петербург, «Речь»,  2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Учимся по программе "Школа 2100"

Данная презентация знакомит родителей с особенностями учебно-методического комплекта "Школа 2100"...

Программа по взаимодействию школы и родителей учащихся "СемьЯ"

Программа детско-родительских отношений...

Программа "Школа для родителей"

Программа взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии и родителей...

Проект "Школа молодого родителя" (для родителей будущих первоклассников).Тема 2."Психологическая подготовка детей к школе"

В рамках проекта "Школа молодого родителя" предлагается занятие на тему "Психологическая подготовка детей к школе". Основной целью данного занятия является просвещение родителей будущих первоклассника...

Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)

Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала об­щества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются ка­чеством формирования ценностных ориентации де...

Программа "Школа приемных родителей"

СодержаниеПояснительная записка………………………………………&helli...

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...