"Мир вокруг нас"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

СИДОРЕНКО ОЛЕСЯ

тематическое планирование занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematiches_plan_zanyatiy_mir_vokrug_nas.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ  «МИР ВОКРУГ НАС»

Цель: формирование общих мыслительных способностей у младших школьников (1-2 класса)

Занятия строятся по следующим направлениям:

I Ознакомление с природой.

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

Умственное развитие.

Речевое развитие.

Данные занятия направлены на восполнение пробелов их предшествующего развития. Основными задачами являются: формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, о расположении их в пространстве; дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка; повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Развитие пространственного восприятия

Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины.

Развитие пространственного восприятия

Умственное развитие

Учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака, по полной аналогии, по неполной аналогии, по нескольким признакам

Учить детей выделять части в предмете, указывая цвет, форму, величину каждой части, расположение одной части по отношению к другой; узнавать и называть целый предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками.

Учить проводить соотносительный анализ признаков у сравниваемых предметов

Учить группировать конкретные предметы (их изображения), используя обобщающие слова.

Учить определять причины наблюдаемых явлений и событий, приходить к выводам, суждениям, умозаключениям.

Речевое развитие

- строить высказывание из трех-четырех предложений, следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;

- распространять и сокращать предложение, строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин;

- составлять индивидуальные словесные отчеты по видам деятельности, планировать этапы выполнения работы,  рассказывая о предстоящем действии.

Подготовка к обучению технике письма

развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза:

узнавание отдельных предметов;

узнавание реалистических изображений (в различном положении);

узнавание контурных изображений;

узнавание перечеркнутых контурных изображений;

выделение контурных изображений, наложенных друг на друга;

узнавание недорисованных контурных изображений, дорисовывание до целого;

узнавание изображения предмета по его части;

выделение фигуры, замаскированной в другой, более сложной структуры;

выбор недостающего фрагмента изображения;

нахождение сходства и различия в изображениях;

развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй...»);

развитие ориентировки в пространстве:

ориентирование на листе бумаги

Анализ и письмо элементов букв (буквы не называются)

нахождение одинаковых элементов букв, данных изолированно;

письмо коротких и длинных наклонных линий

письмо коротких палочек с закруглением внизу

нахождение письменных букв с заданным элементом;

письмо палочек с закруглением вверху

письмо длинных и коротких палочек с закруглением внизу

письмо овалов

нахождение буквы, в которой данный элемент отсутствует;

нахождение заданного элемента     / в фигурах сложной конфигурации;

письмо полуовалов

письмо палочек с закруглением вверху и внизу

нахождение изменений в ряду элементов букв

нахождение всех букв письменного алфавита с заданным элементом;

письмо элементов букв по памяти

Развитие элементарных математических представлений

Выявление уровня элементарных математических представлений детей

Выявление знаний детей по математике.

Умение считать по одному, соотносить числительное с соответствующим количеством предметов, обозначать количество соответствующим числом. Выявление знания цифр, соотнесения числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов.

Действия с группами предметов. Геометрические фигуры

Простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Размер предметов

Количество и счет

Название и обозначение чисел от / до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние соседних чисел, предыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, между, перед, за.

Соотнесение цифры, числа и количества. Сравнение чисел (равные, больше, меньше на несколько единиц). Число О и его обозначение.

Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти порядковых числительных. Определение порядкового места предмета. Нахождение предмета по занимаемому порядковому месту.

Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках.

Сложение и вычитание в пределах 10

Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям.

Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. Вычитание чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 (в пределах 10).

Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами. Запись решения задачи в виде примера. Задачи на нахождение суммы и остатка.

Тематическое планирование занятий  «Мир вокруг нас»

1 класс

Месяц, неделя

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

октябрь

1 неделя

Занятие 1

1.Развитие зрительного восприятия

2.совершенствование навыков счета

3.развитие мышления и речи

4.развитие внимания и памяти

5. развитие общей и мелкой моторики

6.совершенствование навыков общения

Обучение навыкам счету в пределах 10.

Изучение геометрических фигур.

Упражнение «Сравни» (формирование логической операции мышления - сравнение).

Упражнение «Колобки» (найти одинаковые картинки).

Упражнение «10 СЛОВ» (тренировка кратковременной слуховой памяти).

2 неделя

Занятие 2

1.Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма)

2.развитие целенаправленного внимания

3.развитие мышления и речи

4.воспитание нравственно-волевых качеств

5. развитие общей и мелкой моторики

6.совершенствование навыков общения

Изучение геометрической фигуры «прямоугольник».

Упражнение «Расставь медведей по росту» (классификация по величине)

Упражнение «Какой предмет лишний» (исключение лишнего понятия и обобщение понятий).

Упражнение «Продолжи ряд»


3 неделя

Занятие 3

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и наблюдательности.

3.развитие мышления и речи

4.развитие памяти

5. развитие общей и мелкой моторики

6.совершенствование навыков общения

Изучение деревьев.

Упражнение «Листья» (учит детей различать листья разных деревьев)

Упражнение «Осенние листья» (развитие цветового восприятия).

Автоматизация звука «Ш»

Разучивание стихотворения (слуховая память)

Игра «Что изменилось» (развитие наблюдательности)

Последовательность событий «Озорной котенок»

4 неделя

Занятие 4

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4.развитие двигательных навыков

5. совершенствование навыков общения

Обогащение словаря по темам «Овощи. Фрукты».

Изучение времени года «Осень»

Упражнение «Найди отличия»

Игра «Осенние приметы»

Игра «Угадай»

5 неделя

Занятие 5

1.Развитие зрительного и тактильного  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4.развитие воображения и творческого потенциала

5. развитие общей и мелкой моторики

6.совершенствование навыков общения

Обогащение словаря по теме «Игрушки».

Игра – стихотворение «Мишки».

Упражнение «Что где лежит?»

Упражнение «Дорисуй круги»

Упражнение «Дорисуй овалы»

Игра «Запомни»

Игра «Наоборот»

 ноябрь

1 неделя

Занятие 6

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Изучение частей суток

Упражнение «Повтори фигуру» (складывание фигур из счетных палочек по образцу)

Игра «Запомни картинки»

Игра «Ам»

2 неделя

Занятие 7

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Игра со счетными палочками

Игра «Ты-мое зеркало»

Упражнение «Чего не хватает»

Упражнение «Вспомни» (с опорой на рисунки)

 3 неделя

Занятие 8

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Упражнение «Найди и зачеркни»

Последовательность сюжетных картинок «Осень»

Игра «Листопад»

Упражнение «Вспомни» (с опорой на рисунки

4 неделя

Занятие 9

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Изучение времени года «Зима»

Игра «Зимний лес» (составление рассказа по картинкам)

Изучение зимующих птиц

Упражнение «Геометрические фигуры»

Упражнение «Дорисуй предметы»

Упражнение «Полоски» (расположить полоски по возрастанию и убыванию)

Декабрь

1 неделя

Занятие 10

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Описание сюжетной картинки «Зимний лес»

Упражнение «Вспомни фигуры»

Упражнение «Что сначала, что потом»

Классификация геометрических фигур по форме, по величине, по цвету.

Игра «Наоборот»

2 неделя

Занятие 11

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Последовательность событий «Части суток»

Классификация по форме

Упражнение «Запомни фигуру» (выкладывание фигуры из палочек по памяти)

3 неделя

Занятие 12

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Счет от 1 до 10.

Сравнение чисел

Упражнение «4-ый лишний»

Последовательность событий «Находчивый котенок»

Упражнение «Снежинки»

4 неделя

Занятие 13

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Решение задачек.

Изучение диких животных на примере стихотворения.

Упражнение «Кто лишний»

Упражнение «Кто где живет»

Январь

1 неделя

Занятие 14

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Последовательность событий «Котенок»

Упражнение «Что это»

Упражнение «Меньше-больше»

Игра «Где мы были»

2 неделя

Занятие 15

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Упражнение «Каких фигур больше»

Упражнение «Запомни предметы»

Классификация овощей и фруктов

Упражнение «Разложи по возрастанию и убыванию»

Игра «Замри»

3 неделя

Занятие 16

1.Развитие зрительного и слухового  восприятия.

2.развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи

4. развитие общей и мелкой моторики

5.совершенствование навыков общения

Изучение времен года.

Упражнение «4-ый лишний»

Упражнение «Нарисуй подходящий предмет»

Упражнение «Нарисуй подходящую фигуру»

Упражнение «Раскрась картинку»

Игра «Зеркало»

Тематическое планирование занятий 2 класс

Месяц, неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Сентябрь

1 неделя

Занятие 1

Упражнение на развитие слуховой, зрительной памяти.

Упражнение на развитие внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических  представлений. Обучение грамоте.

Сентябрь

2 неделя

Занятие 2

Упражнение на развитие слуховой, зрительной памяти.

Упражнение на развитие внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических представлений (счет, геометрические фигуры). Обучение грамоте.

Сентябрь

3 неделя

Занятие 3

Упражнение на развитие слуховой, зрительной памяти.

Упражнение на развитие внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Сентябрь

4 неделя

Занятие 4

Упражнение на развитие слуховой, зрительной памяти.

Упражнение на развитие умения проводить ассоциации в процессе запоминания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Октябрь

1 неделя

Занятие 5

Упражнение на развитие осязательной памяти.

Упражнение на сенсомоторики. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Октябрь

2 неделя

Занятие 6

Упражнение на развитие  памяти.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Октябрь

3 неделя

Занятие 7

Упражнение на развитие осязательной памяти.

Упражнение на сенсомоторики. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Октябрь

4 неделя

Занятие 8

Упражнение на развитие логического запоминания.

Упражнение на развитие активного внимания. Упражнение на развитие пространственной ориентировки.  Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Октябрь

5 неделя

Занятие 9

Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Упражнение на пространственной ориентировки. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Ноябрь

1 неделя

Занятие 10

Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Ноябрь

2 неделя

Занятие 11

Упражнение на развитие смысловой памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Ноябрь

3 неделя

Занятие 12

Упражнение на развитие смысловой памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Ноябрь

4 неделя

Занятие 13

Упражнение на развитие  зрительно-логической памяти.

Упражнение на развитие внимательности и наблюдательности. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Декабрь

1 неделя

Занятие 14

Упражнение на развитие  ассоциативной  памяти.

Упражнение на развитие внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления и речи. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Декабрь

2 неделя

Занятие 15

Упражнение на развитие  воображения.

Упражнение на развитие внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления и речи. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Декабрь

3 неделя

Занятие 16

Упражнение на развитие  зрительной опосредованной   памяти.

Упражнение на развитие внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления и речи. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Декабрь

4 неделя

Занятие 17

Упражнение на развитие  ассоциативной  памяти.

Упражнение на развитие внимания. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие вербального мышления и речи, умения классифицировать. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Январь

1 неделя

Занятие 18

Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.

Упражнения на развитие мышления. Упражнения на развития воображения. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Январь

2 неделя

Занятие 19

Упражнение на развитие смысловой  памяти.

Упражнения на развитие логического мышления. Упражнения на развития сообразительности. Упражнение на развитие речи «Назови детенышей». Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Январь

3 неделя

Занятие 20

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

Упражнения на развитие мышления и речи.  Упражнения на развития внимания. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Январь

4 неделя

Занятие 21

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

Упражнения на развитие вербального мышления и речи. Упражнения на развития внимания. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Февраль

1 неделя

Занятие 22

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

Упражнения на развитие скорости мышления. Упражнения на развития воображения. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Февраль

2 неделя

Занятие 23

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов.

Упражнения на развитие мышления и речи. Упражнения на развития внимания. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Февраль

3 неделя

Занятие 24

Упражнение на развитие ассоциативного запоминания.

Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развития речи и вербального мышления. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Февраль

4 неделя

Занятие 25

Упражнение на развитие слуховой и зрительно-ассоциативной памяти.

Упражнения на развитие мышления, речи и воображения. Упражнения на развития внимания. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Март

1 неделя

Занятие 26

Упражнение на развитие внимания и пространственного воображения.

Упражнения на развитие зрительно-ассоциативной памяти. Упражнения на развития мыслительной операции «Сравнение». Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Март

2 неделя

Занятие 27

Упражнение на развитие внимания.

Упражнения на обучение приемам образного запоминания слов. Упражнения на развития мыслительной операции «Сравнение». Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Март

3 неделя

Занятие 28

Упражнение на развитие внимания.

Упражнения на развитие  приемов последовательного запоминания слов. Упражнения на развития мыслительной операции «Определи понятие». Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Март

4 неделя

Занятие 29

Упражнение на развитие внимания.

Упражнения на развитие  опосредованного запоминания на материале стихов. Упражнения на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире. Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Апрель

1 неделя

Занятие 30

Упражнение на развитие внимания.

Упражнения на развитие  приемов последовательного запоминания слов. Упражнения на развития мыслительной операции «Определи понятие». Развитие графических навыков. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Апрель

2 неделя

Занятие 31

Упражнение на развитие смысловой памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Апрель

3 неделя

Занятие 32

Упражнение на развитие памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Апрель

4 неделя

Занятие 33

Упражнение на развитие памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Май

1 неделя

Занятие 34

Упражнение на развитие памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Май

2 неделя

Занятие 35

Упражнение на развитие памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Май

3 неделя

Занятие 36

Упражнение на развитие памяти.

Упражнение на речи. Развитие графических навыков. Упражнение на развитие логического мышления. Формирование элементарных математических навыков. Обучение грамоте.

Май

4 неделя

Занятие 37

Итоговая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...