Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"
рабочая программа (1 класс) на тему

Соленова Мария Михайловна

Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное                                        Утверждено

Общеобразовательное учреждение                                Приказом директора школы

Светловская  средняя                                        от «__»_______________2012 г. №_______

общеобразовательная школа                                _____________________Б. А. Соленов

Программа родительского клуба

«Школа заботливых родителей»

Автор: педагог-психолог

МБОУ Светловской СОШ

М. М. Соленова

п. Светлый

2012 г.

Данная программа является подпрограммой в рамках основной авторской развивающей программы адаптации первоклассников в рамках внедрения ФГОС НОО «ОБРУЧ»

Цель программы: обеспечение успешной адаптации первоклассников к школе через повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, создание условий для развития личностной зрелости родителей будущих и настоящих первоклассников.

Задачи:

  • Повышение компетентности родителей в области психического развития ребенка на этапе дошкольник-первоклассник;
  • Формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
  • Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

Срок реализации подпрограммы: 1 год

Направления деятельности программы

В подпрограмме родительского клуба «Школа заботливых родителей» сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория.

Тренинговое направление. 

Тренинги проводятся с группами родителей - это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тренингов основывается на следующих положениях:

- воспитание - это самовоспитание родителей;
- воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребёнка; 
- родители имеют право на равенство и защищённость;
- умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.

Совместные занятия родителей и детей.

Совместные занятия родителей и детей организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.

Структура проведения тренингов и совместных занятий детей и родителей.

1. Ритуал приветствия

  • Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия

2. Разминка

  • Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность

3. Основное содержание

  • Состоит из нескольких блоков  и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы

4. Рефлексия

  • Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
  • Эмоционально-смысловом (понравилось - не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо - было плохо, почему)
  • Эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния здесь и сейчас)

5. Ритуал прощания

  • Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе

Консультативное направление.

Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года.

Методическое направление.

Оформление документации:

- оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы; 
- анализ и обработка диагностических данных, оформление схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, планов - конспектов тренингов, лекций, семинаров, совместных занятий родителей и детей.

Изучение литературы.

Прогнозируемые результаты.

  • Повышение компетентности родителей в вопросах психологии развития и общения.
  • Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком.
  • Появление детско-взрослой развивающей общности.

М. М. Соленова – педагог-психолог

МБОУ Светловская СОШСтраница



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное                                        Утверждено

Общеобразовательное учреждение                                Приказом директора школы

Светловская  средняя                                        от «__»_______________2012 г. №_______

общеобразовательная школа                                _____________________Б. А. Соленов

Программа подготовки воспитанников подготовительных групп детского сада к обучению в школе

«Школа будущих первоклассников»

        

Автор: педагог-психолог

 М. М. Соленова

п. Светлый 2012 г.

Данная программа является разделом развивающей программы адаптации школьников в рамках внедрения ФГОС НОО «ОБРУЧ»

     Курс «Школы будущего первоклассника» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, готовящихся стать первоклассниками.

     

Цель:

 

•        создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной,  мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;

•        подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;

 

•        формирование положительного отношения к школе.

 

Задачи:

•        сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

•        развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

•        воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

•        формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;

•        укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  

•        воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

•        создавать необходимые условия, способствующие формированию      предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

 

Компетенции дошкольника.

В «Школе будущего первоклассника» начинается  формирование тех компетенций, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, таким образом, обеспечивается преемственность между предшкольной и начальной ступенями образования.

Компетенции, формирующиеся на предшкольной ступени образования:

  • учебно-познавательные - умение наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умение следовать инструкции, умение  умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать, умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты;
  • информационные – простейшие навыки приёма, переработки, выдачи информации, работы с носителями информации;
  • социально-трудовые – первичные навыки самообслуживания, умение получать радость от общения, оценивание своей деятельности и поведения
  • общекультурные - знания и опыт сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, навыки конструктивного общения, умения взаимодействовать со сверстниками

 

      Одно из важных условий успешной адаптации дошкольника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог  заниматься без излишнего физического и психического напряжения. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в школе.

Второе условие –  организация    воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

 При реализации программы педагоги используют технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанные на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам.  Также  реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

      Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.  Применяются  развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

     Среди задач, стоящих перед нашей школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.

Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке.

   

         Третье условие – открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей, которое происходит в рамках подпрограммы родительского клуба «Школа заботливых родителей».

Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:

•        активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к  основному виду деятельности – игре;

•        развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

•        активная деятельность специалистов (педагога-психолога, медицинского работника)

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет  реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

 

       Значимым в программе является соблюдение основных принципов организации  подготовки к обучению.

•        Принцип деятельностного подхода  (с учётом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву)

  • Принцип интегрированного характера занятий
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей   детей
  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий
  • Систематичность и последовательность занятий
  • Сознательность и творческая активность
  • Наглядность.
  • Доступность и достаточность.

 

     Разработанная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 8 занятий с психологом – 1 раз в 2 недели (с февраля по май) и 10 занятий с учителем начальной школы продолжительностью 30 минут.

 Личностные, метапредметные  (предпосылки) освоения программы.

     В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

-         определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

-         в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

-         при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;

-         понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

-         выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

-         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-         высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

-         объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками  к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе

Критерии оценки эффективности:

  • Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
  • Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;
  • Включение родителей в образовательный процесс через родительский клуб «Школа заботливых родителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО

Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...

Презентация портфолиоПортфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста   в рамках внедрения ФГОС

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста  в рамках внедрения ФГОС...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Комплексный подход к оценке результатов образования учащихся в рамках внедрения ФГОС НОО.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

Использование УМК "Brilliant" в начальной школе в рамках внедрения ФГОС

Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка  в начальной школе...

Презентация к родительскому собранию"Портфолио ученика начальной школы (в рамках внедрения ФГОС НОО)"

Портфолио-это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, успехах в учебной и внеурочной деятельности, об участии в жизни класса и школы, демонстриру...