коррекционно-развивающая программа
рабочая программа (1 класс) по теме

Слипченко Ольга Александровна

развитие и коррекция нравственной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno-razvivayushchaya_programma.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Пояснительная записка

        Воспитание, развитие детей с ограниченными возможностями – сложная  задача для семьи и специалистов, взаимодействующих с ребёнком.  У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются нарушение психического здоровья, нервно-психические расстройства, нарушения опорно-двигательного аппарата. Повышенная уязвимость самого ребенка, потребность в уходе обуславливает огромные усилия, заботу и страхи семьи, что в последствии приводит к психической травматизации детей, различным нарушениям в развитии их характера и формировании личности.        Все эти факторы, по отдельности, или все сразу, могут пагубно влиять на психологическое развитие детей, на их позитивный взгляд на окружающий мир и людей.  

        В связи с этим существует необходимость в коррекции и развитии эмоциональной сферы ребёнка.

        Актуальность вышеизложенной проблемы эмоционального здоровья  и поиски путей оказания помощи детям привели к созданию данной коррекционно- развивающей программы, реализация которой проходит в игровой форме, направленной на развитие нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы детей и навыков межличностного взаимодействия с окружающими.

        Игра – средство  многостороннее:

- самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности;

- средство сплочения детского коллектива;

- способ общения: она выступает как специфическая детская форма познания окружающего мира;

- интеллектуальное развитие – дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, различать по признакам, развивая тем самым умственные операции.

        Данная программа составлена для детей с отклонениями в развитии в возрасте от 3 до 8 лет на основе пособия для психологов «Формирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста», автор Н.И. Монакова.

Цель программы:

Развитие и коррекция нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы детей. Формирование позитивного взгляда детей на окружающий мир, развитие навыков межличностного взаимодействия с окружающими.

Основные задачи программы:

  1. Создание положительного эмоционального фона в детском коллективе.
  2. Коррекция нежелательных личностных особенностей  поведения, настроения.
  3. Развитие коммуникативных навыков у детей, формирование адекватной оценочной деятельности.
  4. Повышение самооценки детей.
  5. Формирование терпимости к мнению собеседника.
  6. Развитие чувства принадлежности к группе сверстников,  осознание реального «Я».
  7. Развитие любознательности и наблюдательности.

Средства проведения занятий:

  • Детская игра
  • Беседы
  • Терапевтические сказки
  • Дидактические и развивающие игры
  • Свободное или тематическое рисование

Структура и содержание занятий.

        Курс состоит в среднем из 24 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя комплекс определённых основных методов: детская игра, терапевтическая сказка, кинезиологические упражнения.  Все упражнения коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию.

        Занятие длится от 20до 30 минут. Продолжительность его зависит от качества внимания, возраста, поведения ребёнка. Задания можно менять, дополнять, придумывать новые упражнения. Некоторые упражнения могут повторяться несколько раз в зависимости от того, как они были усвоены детьми.

Работа с родителями: по ходу реализации программы проводятся консультации или консультационные занятия с родителями и родителями вместе с детьми.

Форма проведения занятий.

        Каждое занятие состоит из трёх частей.

1 часть – разминка (2-3  упражнения) – создание положительного настроения в группе, снятие напряжения, получение заряда энергии.

2 часть – основная (4 упражнения) – выполнение основных упражнений согласно целям занятия.

3 часть – заключительная (1-2 упражнения) – закрепление положительных эмоций, полученных на протяжении всего занятия.

Основные этапы психокоррекционной работы.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных этапа работы.

  1. Диагностический.  Цель: первичная диагностика уровня развития навыков взаимодействия у ребёнка по методике «Карта контроля над динамикой развития навыков взаимодействия»  (см. таблицу 1), разработанной на основе теоретических представлений, имеющихся в современной науке, а также с учётом опыта работы с данной категорией детей.
  2. Ориентировочный. Цель: Побуждение желания взаимодействовать, создание соответствующих условий для создания положительной мотивации на взаимодействие.
  3. Реконструктивный.   Этот блок включает непосредственно реализацию коррекционной программы. Цель: формирование позитивного взгляда у детей на окружающий мир.
  4. Оценка эффективности коррекционных мероприятий. Цель: итоговая диагностика по методике «Карта контроля динамики развития навыков взаимодействия». Написание заключения: качественное описание психологического содержания изменений, наблюдаемых у каждого конкретного ребёнка, прошедшего данную коррекционно-развивающую программу.

Реализация коррекционно-развивающей программы предусматривает контроль динамики хода коррекционной работы и возможность внесения дополнений и изменений в программу.

        Отбор литературного материала зависит от уровня развития детей и возможности реализовать на этом материале поставленные задачи.  Примерный перечень литературного материала представлен, но при необходимости возможны изменения,  дополнения.

Карта контроля динамики развития навыков взаимодействия

Ф.И. ребёнка

Дата

Мотивация на взаимодействие с окружающими

Адекватное

эмоциональное реагирование на взаимодействие с педагогом

Манипуляция

с игровыми действиями, предметами

Умение выражать свои эмоции

Умение взаимодействовать с окружающими

Кол-во баллов

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

   

Примечание:

I – результат на начало реализации программы

II- результат по окончании данной коррекционно-развивающей программы

Критерии оценки динамики развития навыков взаимодействия

Критерий

Балльная оценка

1.

Мотивация на взаимодействие с окружающими

1 балл – отсутствие контактов, отрицательная мотивация, отказ, агрессия.

2 балла – контакты присутствуют, но носят ситуативный кратковременный характер. Контакт может быть не достаточно продуктивным.

3 балла – преобладает положительная мотивация, поведение не всегда адекватно ситуации.

4 балла – наличие положительной мотивации на взаимодействие, адекватное поведение.

2.

Адекватное эмоциональное  реагирование на взаимодействие с педагогом

1 балл – отсутствие эмоционального реагирования.

2 балла – ситуативное, не всегда адекватное эмоциональное реагирование.

3 балла – преобладает адекватное эмоциональное реагирование.

4 балла – эмоциональные реакции адекватны

3.

Манипуляция с игровыми действиями, предметами

1 балл – отсутствие манипулятивных действий.

2 балла – выполнение действий методом  «рука в руке»

3 балла – самостоятельное подражание манипулятивной  деятельности при контроле педагога.

4 балла – самостоятельные манипулятивные действия без участия взрослого.

4.

Умение выражать свои эмоции

1 балл – отсутствие эмоционального реагирования.

2 балла – ситуативное, не всегда адекватное эмоциональное реагирование, неумение выражать их через мимику, ситуативно  выражается с помощью жестов.

3 балла – преобладает адекватное эмоциональное реагирование, ситуативно выражается с помощью мимики и жестов.

4 балла – эмоциональные реакции адекватны.

5.

Умение взаимодействовать с окружающими

1 балл – ребёнок играет в одиночестве, потребность в совместной деятельности отсутствует.

2 балла -  предпочитает играть в одиночестве, но в игре, организованной взрослым, присутствует.

3 балла – ребёнок играет с другими детьми, но характер взаимоотношений не достаточно благополучный.

4 балла – активно взаимодействует с другими детьми, является организатором общения.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Этапы

№ занятия

Содержание занятия

1. Диагностический

1

Первичная диагностика уровня развития навыков взаимодействия у ребёнка по методике «Карта контроля динамики развития навыков взаимодействия»

2. Ориентировочный

2

Создание положительной мотивации на взаимодействие.

3.Реконструктивный

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1.Приветствие

2.Упражнение «Хочу сказать приятное другому человеку»

3.Упражнение «Кто лучше разбудит»

4. Упражнение «Листочек падает»

5. Упражнение «Волшебное животное»

6. Упражнение «Аплодисменты»

1. Приветствие

2.Упражнение «Когда природа плачет»

3.Упражнение «Я люблю…»

4.Упражнение «Имя моей мамы похоже на…»

5.Упражнение «Ладошка»

1.Приветствие

2.Упражнение «У птички болит крылышко – пожалей птичку»

3.Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

4.Упражнение «Мягкое сердце»

5.Упражнение «Золотой ключик»

 

1.Упражнение «Карандаш и кисточка»

2.Упражнение «Кто сильнее любит»

3.Упражнение «Большой круг – маленький круг»

4.Упражнение «Цветок»

5.Упражнение «Сердце»

 

1.Упражнение «Кого укусил комарик?»

2.Упражнение «Мои друзья»

3. Игра «Дотронься до…» (цвет)

4.Этюд «Это я, это моё»

1.Упражнение «Массаж чувствами»

2.Терапевтическая сказка «Георгин и бабочка»

3.Ютюд «Все спят»

1.Упражнение «Я посылаю любовь»

2.Терапевтическая сказка «Камушек и монета»

3.Этюд «Шалтай-Болтай»

1.Упражнение «Приветствие»

2.Упражнение «Вулкан»

3.Упражнение «Дотронься к…» (имя)  

4.Упражнение «Пересядьте все».

5.Игра «Будь внимательней»

1.Приветствие

2.Терапевтическая сказка «Как черепашонок до моря добирался»

3.Комплекс «На берегу моря»

1.Приветствие «Дружба начинается с улыбки»

2.Упражнение «Обиженный кустик»

3.Закрепление игры «Дотронься до…» (цвета)

4.Комплекс «Повторяй за мной»

1.Приветствие «Комплимент»

2.Упражнение «Круг друзей»

3.Упражнение «Моё настроение»

4.Игра «Запомни своё место»

5.Упражнение «Солнечные лучики»

1.Приветствие

2.Комплекс кинезиологических упражнений «Кулак-ребро-ладонь»

3.Закрепление терапевтической сказки «Камушек и монета»

4.Упражнение «Круг друзей»

1.Приветствие

2.Комплекс кинезиологических упражнений «Лезгинка»

3.Закрепление игры «У птички болит крылышко – пожалей птичку»

4.Игра «Передай радость»

5.Упранение «Круг друзей»

1.Приветствие «Доброе животное»

2.Комплекс кинезиологических упражнений «Стены – окна - дом»

3.Упражнение «Черепашонок Юю» (закрепление сказки «Как черепашонок до моря добирался»)

4.Игра «Запомни своё место»

1.Приветствие

2.Комплекс кинезиологических упражнений «Кошки – мышки»

3.Упражнение «Моё хорошее настроение»

4.Этюд «Стук сердца»

1.Приветствие

2.Кинезиологический комплекс «Гуси-лебеди»

3.Этюд «Заколдованный ребёнок»

4.Игра «Слушай хлопок»

1.Приветствие

2.Комплекс кинезиологических упражнений

3.Работа со стимульным материалом «Радость – грусть»

4.Игра «Эстафета дружбы»

1.Приветствие

2.Комплекс кинезиологических упражнений «Массаж для пальчиков»

3.Работа со стимульным материалом «Гордость – вина»

4.Упражнение «Ток»

1.Приветствие

2.Закрепление комплекса кинезиологических упражнений «Кулак-ребро – ладонь»

3.Работа со стимульным материалом «Жадность – обида»

4.Игра «Повторяй за мной»

1.Приветствие

2.Закрепление комплекса кинезиологических уражнений «Стены- -окна – дом»

3.Работа со стимульным материалом «Любопытство – удивление»

4.Игра «Ухо-нос»

1.Приветствие

2.Закрепление комплекса кинезиологических упражнений «Гуси – лебеди»

3.Стимульный материал «Скука – испуг»

4.Игра «Круг друзей»

4.Оценка эффективности коррекционных мероприятий

24

Итоговая диагностика по методике  «Карта контроля динамики развития». Написание заключения.

Примечание. В связи с необходимостью закрепления, повторения, усложнения материала возможны изменения используемых игр или дополнение новыми играми, этюдами.

Разработки занятий, игр, этюдов.

Занятие 3.

Упражнение «Приветствие». Ребята приветствуют друг друга, пожимая руку соседу справа и слева.

Упражнение «Хочу сказать приятное другому человеку» Задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, входя в помещение, сначала дотронулись к другим детям, затем погладили по голове себя.  Все движения  должны сопровождаться улыбками детей.

Упражнение «Кто лучше разбудит». Один ребёнок «превращается в кошечку» и засыпает – ложится на коврик в центре группы. Детям необходимо по очереди будить  «спящую кошечку»: погладить по голове, руке, спинке.

Упражнение «Листочек падает». Психолог поднимает лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол.  После это психолог просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Психолог снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Психолог отпускает лист, а дети плавно опускают руки вниз одновременно с листом бумаги.

Упражнение «Волшебное животное».  Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе – одно большое животное. Психолог просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково – так, как будто дышит одно большое животное.

Упражнение «Аплодисменты»  Дети становятся в тесный круг и аплодируют друг другу.   

Занятие 4.

Упражнение «Приветствие».  Дети стоят друг перед другом, по очереди улыбаются и машут правой рукой.  

Упражнение «Когда природа плачет». Психолог говорит о том, что ребёнок обычно плачет, когда его обидят, а природа плачет, когда её обидит человек.  Психолог предлагает каждому ребёнку побывать в роли природы и «поплакать». Другие дети   должны успокоить, пожалеть «природу»

Упражнение «Я люблю…». Дети сидят в кругу. Психолог называет различные предметы, явления (еда, игрушки, природные явления и т.п.), а дети, если они это любят, им это нравится, должны хлопнуть в ладоши.

Упражнение «Имя моей мамы похоже…». Перед детьми разложены различные по величине игрушки (это могут быть как мягкие, так и пластмассовые игрушки: звери, куклы и т.п.). Каждый ребёнок должен найти ту игрушку,  которая напоминает ему его маму.

Упражнение «Ладошка» Одному ребёнку завязывают глаза и подводят (подвозят) к другим детям. Он должен каждого ребёнка за ладошку подержать.

Занятие 5.

Упражнение «Приветствие». Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен погладить своего соседа по плечу.

Упражнение «У птички болит крылышко – пожалей птичку». Один ребёнок превращается в «птичку», у которой болит крылышко. Он мимически старается показать, что ему больно. Психолог предлагает детям «пожалеть птичку». Первым «жалеет» птичку психолог, затем, каждый ребёнок должен  погладить рукой «больную птичку».

Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю». Водящим в данном упражнении является психолог. Он обводит взглядом всех детей, а потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на ком остановился взгляд, должен быстро встать или поднять руку.

Упражнение «Мягкое сердце».  Для выполнения этого упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера (желательно в виде сердца). Психолог говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Психолог предлагает детям  поучиться делать своё сердце мягким и любящим. Дети закрывают глаза и, держась за игрушку, слушают стук своего сердца. Упражнение выполняется в течение нескольких минут.

Упражнение «Золотой ключик». Звучит медленная  музыка. Психолог просит детей закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит их представить, что в сердце каждого ребёнка есть дверка, через которую можно получать  или посылать любовь. А ключик от этой дверки – в руках самих детей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускаются любовь и солнечный свет. Психолог предлагает в течение нескольких минут подышать глубоко.

Занятие 6.

Упражнение «Карандаш и кисточка». Психолог показывает детям, как изображать карандашик – напряжённой вытянутой вперёд рукой. Потом все вместе изображают кисточку – мягкой изогнутой рукой. Затем психолог даёт детям разные команды. По команде «Карандашик!» - дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка» - расслабляют руку.

Упражнение «Кто сильнее любит». Психолог называет различные съестные вещи.  Дети должны сильно-сильно хлопать в ладоши, если они любят кушать эти  продукты. Тем самым, определяются предпочтения в еде у детей.

Упражнение «Большой круг – маленький круг».  Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.

Упражнение «Цветок». Психолог предлагает детям посадить цветы. Работа происходит поочерёдно со всеми детьми. Сначала психолог «сажает семечко» - ребёнок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает голову. Психолог поглаживает его – «закапывает луночку». Затем из пипетки слегка капает на голову водой – «поливает». «Семечко начинает расти» - ребёнок медленно встаёт, поднимая вверх руки. Психолог помогает ему, поддерживая за пальцы. Такая же работа проводится со следующим ребёнком.

Упражнение «Сердце».  Психолог показывает сердце, на котором написаны фамилии и имена детей из группы и предлагает каждому ребёнку подержаться за «сердце группы».

Занятие 7.

Упражнение «Кого укусил комарик?». Дети садятся в круг. Психолог проходит по внешней стороне круга, гладя детей по спинам, а одного из них незаметно от других  тихонько щиплет – «кусает комариком». Ребёнок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик»

Упражнение «Мои друзья». Психолог говорит, что все дети в группе – друзья. Чтобы все это видели, необходимо  всем детям стать в круг и обнять друг друга за плечи.

Упражнение «Дотронься до… (цвета)». Психолог называет какой-то цвет, а дети должны дотронутся до предмета (одежды) этого цвета. Таким образом, становится понятно, отличают ли дети  цвета.

Этюд «Это я! Это моё!» Психолог молча показывает на ребёнка или предмет этого ребёнка (необходимо заранее взять какие-либо предметы детей: заколочку, любимую книгу или игрушку и т.п.). Если рёбёнок узнал свой предмет или увидел, что показывают на него, он должен указательным пальцем показать на себя, как бы говоря: «Это я! Это моё!»

Занятие 8

Упражнение «Массаж чувствами». Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребёнка. По сигналу психолога дети начинают подушечками пальцев массировать спину впередисидящего ребёнка.

Терапевтическая сказка «Георгин и бабочка» . (Столярова Татьяна). Сказку см. в книге Н.И. Монаковой «Путешествие с Гномом».

Этюд «Все спят». В комнату входит психолог и видит…

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идёт,

Тот стоит, раскрывши рот.

Психолог подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки, тормоша их, но всё  бесполезно, дети крепко спят.

Занятие 9

Упражнение «Я посылаю любовь». Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Психолог предлагает  им послушать дыхание друг друга, а затем руками, без слов передать любовь и радость тем детям, которых они держат за руки.

Терапевтическая сказка «Камушек и монета»  (Симаков А., Мелихов А.). Сказку см. в книге Н.И. Монаковой «Путешествие с Гномом»

Этюд «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребёнок резко наклоняется вперёд.

Занятие 10

Упражнение «Приветствие». Упражнение аналогично, как проходило в занятии №3.

Упражнение  «Вулкан». Один ребёнок – «вулкан», он садится на корточки в центре круга и засыпает. Затем он начинает тихо гудеть и медленно подниматься – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими звуками. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как выбрасывает всё, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. Это же упражнение повторяет другой ребёнок.

Упражнение  «Пересядьте все». Психолог рассаживает всех детей по определённым местам. Затем по команде: «Пересядьте все!» - дети должны пересесть на любое другое место.

Упражнение «Дотронься  до… (имя)». Психолог называет любое имя. Если в группе есть ребёнок с этим именем, то до него необходимо дотронуться.

Упражнение «Будь внимательней». Психолог показывает детям запретное движение, которое нельзя повторять. Затем, психолог показывает различные движения детям, в том числе и запретное движение.  Дети должны его увидеть и не повторять.  

Занятие 11.

Упражнение «Приветствие». Выполняется аналогично, как в занятии №4.

Терапевтическая сказка «Как черепашонок до моря добирался»  (Левитская А.). Сказку см. в книге Н.И. Монаковой «Путешествие с Гномом»

Комплекс «На берегу моря». Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела.

Занятие 12.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки. Все дети стоят  по кругу. Психолог говорит, что дружба начинается с улыбки. Детям необходимо улыбнуться друг другу.

Упражнение «Обиженный кустик». Один ребёнок играет роль обиженного кустика. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его, погладив по голове.

Упражнение «Дотронься до…(цвета). Психолог показывает на карточке цвет. Дети должны найти его на предметах в помещении, одежде.

Комплекс «Повторяй за мной». Психолог показывает определённые движения, а дети повторяют за ни (по отдельности). Затем, все упражнения повторяются в комплексе.

Занятие 13.

Упражнение «Комплимент». Дети делают комплименты друг другу в виде тактильных прикосновений (взять за руку, погладить по голове, спине и т.п.).

Упражнение «Круг друзей». Стоя или сидя в круге всем  взяться за руки, пожать, посмотреть по очереди на всех.

Упражнение «Моё настроение».  Эмоционально показать своё настроение (улыбнуться, скривить рожицу и т.п.)

Упражнение «Запомни своё место». Психолог каждому ребёнку показывает своё место, где он должен находиться. Затем, по команде психолога, дети покидают своё место. Через несколько секунд дети должны найти  своё место.

Упражнение «Солнечные лучики». Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Занятие 14.

Упражнение «Приветствие». Выполняется аналогично занятию №4.

Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Психолог показывает детям поочередно каждое движение, дети выполняют. Затем упражнение выполняется в комплексе.

Закрепление терапевтической сказки «Камушек и монета». Психолог повторно читает детям сказку.

Упражнение «Круг друзей». Аналогично занятию №13.

Занятие 15.

Упражнение «Приветствие». Дети пожимают руки, приветствуя друг друга.

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка». Психолог показывает упражнение по частям, дети выполняют. Затем всё упражнение выполняется в комплексе.

Закрепление игры «У птички болит крылышко – пожалей птичку». См. занятие №5.

Упражнение «Передай радость».  Дети стоят в кругу, держа ладони лодочкой. Психолог в ладони кладёт каждому ребёнку «радость». Затем ребёнок передаёт «радость» другому ребёнку.

Упражнение «Круг друзей». Аналогично занятию №13. 

Занятие 16.

Упражнение «Доброе животное». Участники стоят в кругу и держатся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.

        Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад.

Кинезиологическое упражнение «Стены – окна – дом». Психолог показывает каждое движение отдельно, дети повторяют. Затем всё делается в комплексе.

Упражнение «Черепашонок Юю» (закрепление терапевтической сказки). Психолог читает повторно сказку «Как черепашонок до моря добирался».

Упражнение «Запомни своё место». Аналогично занятию №13.

Занятие 17.

Упражнение «Приветствие».  Дети, стоя в круге, кланяются соседу справа и слева.

Кинезиологическое упражнение «Кошки-мышки».  Психолог показывает каждый элемент упражнения. Затем дети делают все движения в комплексе.

Упражнение «Моё хорошее настроение». Дети мимически показывают своё хорошее настроение.

Упражнение «Стук сердца». Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог настраивает их на то, чтобы  они смогли услышать стук своего  сердца.

Занятие 18.

Упражнение «Приветствие». Аналогично занятию №3.

Кинезиологическое упражнение «Гуси – лебеди».      Психолог показывает комплекс упражнений, дети повторяют за психологом.

Этюд «Заколдованный ребёнок». Ребёнка заколдовали. Он только  жестами может показывать на какие-либо предметы.

Игра «Слушай хлопок». Психолог разъясняет детям инструкцию к игре. Если дети слышат один хлопок, они делают шаг вперёд. Если два хлопка – шаг назад.

Занятие 19.

Упражнение «Приветствие». Аналогично занятию №17.

Комплекс кинезиологических упражнений. Дети вместе с психологом закрепляют все комплексы кинезиологических упражнений, которые разучили.

Работа со стимульным материалом «Радость – грусть». Психолог показывает детям стимульный материал, на котором нарисованы картинки с детьми, изображающих эмоциональные проявления «радость», «грусть». Психолог просит детей изобразить   мимически такие же эмоции.

Упражнение «Эстафета дружбы». Взяться за руки, передавать, как эстафету, рукопожатие.

Занятие 20.

Упражнение «Приветствие». Аналогично занятию №4.

Комплекс кинезиологических упражнений «Массаж  пальчиков». Психолог показывает элементы комплекса, дети повторяют за ним.

Работа со стимульным материалом «Гордость – вина». Ход упражнения аналогичен занятию №19.

Упражнение «Ток». Дети находятся в кругу, держась за руки. По команде психолога: «Ток», сильно сжимают руку соседа, затем расслабляют руку. Упражнение выполняется в течение нескольких минут.

Занятие 21.

Упражнение «Приветствие». Аналогично занятию №3.

Закрепление кинезиологического упражнения «Стены – окна – дом». Психолог напоминает детям элементы упражнения. Дети самостоятельно в комплексе выполняют упражнение.

Работа со стимульным материалом «Жадность – обида».        Ход упражнения аналогичен занятию №19.

Игра «Повторяй за мной». Психолог показывает детям движения, дети повторяют за психологом.

Занятие 22.

Упражнение «Приветствие».  Приветствие начинается с аплодисментов друг другу.

Закрепление кинезиологического упражнения «Стены – окна – дом». Психолог напоминает детям упражнение. Затем дети самостоятельно его выполняют.

Работа со стимульным материалом «Любопытство – удивление». Ход упражнения  аналогичен занятию №19.

Игра «Ухо – нос». Дети должны одновременно взяться правой рукой за левое ухо, левой рукой за нос. Сначала необходимо попробовать по одному действию, затем выполнять одновременно.

Занятие 23.

Упражнение «Приветствие». Выполняется аналогично занятию №22.

Закрепление кинезиологического упражнения «Гуси – лебеди». Психолог напоминает детям основные движения, дети повторяют самостоятельно.

Работа со стимульным материалом «Скука – испуг» Ход занятия аналогичен занятию №19

Упражнение «Круг друзей». Дети становятся в круг, обнимают друг друга за плечи. Упражнение длится в течение нескольких минут.

Литература

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с отклонениями в развитии. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная Пресса, 2006

2.Монакова Н.И. «Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008

3. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.

Программа коррекционной работы  обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...