К вопросу о социальной дезадаптации младших школьников
статья по теме

Квасова Вера Владимировна

Статьи для размышления на досуге адресованы учителям и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

               К вопросу о социальной дезадаптации младших школьников

Квасова В.В.  

     О сложности и значимости младшего школьного возраста в  процессе социализации личности  сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе  убедительно и достаточно. Согласно  работам Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Петровского, глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В течение обучения в начальной школе  на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

             При благоприятных социально значимых условиях развития младший школьник способен успешно адаптироваться в школьной среде.

             К сожалению,  в последние годы мы всё чаще говорим о социальной дезадаптации младших школьников к школе. 85% детей (данные нашего исследования, проведённого в МКОУ «СОШ № 4» села Московского Изобильненского района Ставропольского края) начальных классов общеобразовательной школы испытывают затруднения социальной адаптации. Каковы причины такого большого количества детей младшего школьного возраста с нарушениями процесса социализации?

             C увеличением рождаемости детей и сокращением  учреждений дошкольного образования  (только 12% - 20% дошкольников посещают детский сад), из-за обострения социально-экономических условий жизни, увеличения числа преступности, уменьшения рабочих мест, увеличения числа алькогольнозависимых членов нашего общества, зачастую праздно шатающихся по улицам (особенно сёл и деревень) большинство детей дошкольного возраста живут в закрытой семейной обстановке. Как живут семьи, отгородившиеся от мира высокими заборами? Чем занимаются дети, живущие в семейной изоляции? На этот вопрос трудно ответить и социологам, и психологам. Но последствия такого «закрытого» образа жизни, особенно в сельской местности, чётко прослеживаются в последние 3 - 4 года, когда дети приходят в 1 класс.

            Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения с взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

            Некоторые дети панически боятся сделать ошибку при выполнении письменных работ. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка – не просто оценка конкретного результата деятельности, она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности.

            Если проследить готовность детей к школе, то можно сказать, что только от 36% до 17% будущих первоклассников готовы в интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфере (данные нашего исследования, проведённого в МКОУ «СОШ № 4» Изобильненского района Ставропольского края). Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно (не поднимая руки, и перебивая друг друга), делятся с учителем своими соображениями и чувствами, которые не соответствуют теме урока и заданному вопросу. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, дети обижаются на замечания, когда учитель выражает недовольство их поведением, они жалуются на то, что школа плохая и учительница злая. Увеличилось количество детей с признаками демонстративности и тревожности.  Эти дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но неразвитость навыков самоконтроля и саморегуляции приводят к нарушениям в сфере общения.

          Ребенок приходит в школу, класс, в котором дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться. Современные семьи, к сожалению, учат дошкольников только защищаться и нападать, что приводит к частым проявлениям агрессивности у младших школьников. Несформированность  компонентов школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе и конечно  социальной дезадаптации. Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной запущенности.

Одна из причин дезадаптации  в школе - потеря системой образования престижных позиций в обществе. Государство, мало способствующее развитию современного образования, телевидение, представляющее учителей и школу в «чёрном цвете» привели к потере имиджа школы. Совет и рекомендации  учителя уже не рассматриваются родителями как помощь в воспитании и обучении детей, а воспринимаются как дополнительная нагрузка, необязательная к исполнению. И это во внешне благополучных семьях. Что же говорить о явно неблагополучных?! Статус учительства  снизился, число неблагополучных семей увеличилось и от  первоклассника можно чаще услышать: «Я не читал, потому что мама не захотела! Я написал, как мама сказала!» или «Это мама писала, там всё правильно!» и т.п., а ведь всего несколько лет назад дети с гордостью говорили: «Я сделал так, как учительница сказала!».

   Итак, в большинстве современных российских  семьях утрачены условия для нормального психосоциального развития младшего школьника. У большинства младших школьников появляются нарушения эмоциональной сферы и поведения, снизился уровень обучаемости,  утрачены духовные ценности.

Следует отметить, что социальная дезадаптация - процесс обратимый.     Поэтому в современной школе остро стоит вопрос о диагностике адаптации учащихся младших классов, определении  видов дезадаптации и выявлении  причин, повлекших за собой дезадаптацию школьников. Одна из основных задач современных педагогов, работающих в начальной школе  и школьных психологов - организация социально-педагогического процесса, способствующего восстановлению социального статуса, утраченных, либо формированию  социальных навыков дезадаптированных  младших школьников, переориентации их социальных установок, включению  в новые позитивно ориентированные отношения.  Очень важно это сделать именно в младшем школьном возрасте, как первом школьном периоде жизни ребёнка, в противном случае складываются условия для кризиса развития личности, и адаптация на новой «ступени» развития оказывается затрудненной.

Литература

1.  Выготский Л. С. Кризис семи лет. / Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - М., 1984.

2. Катилина М. И. Школьная образовательная среда как условие развития и социализации личности. // Вестник практической психологии образования. - 2009. -  № 3.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -  М.: ИНФА-М, 1998.

4. Практическая психология образования: Учебное пособие. / Под ред.

И. В. Дубровиной. - СП б.: Питер, 2007.

5. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников. Избранные психологические труды. -  М., 1987.

Роль семейного неблагополучия в причинности социальной дезадаптации младших школьников.

Квасова В.В.

Одна из важнейших проблем современного российского образования и общества в целом - рост числа детей с отклонениями в поведении, развитии, с трудностями в обучении, общении, т.е. с различными нарушениями процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации. По данным проведённого нами исследования в МКОУ «СОШ № 4» села Московского Изобильненского района Ставропольского края 40,8% детей начальных классов можно отнести к группе социально дезадаптированных.

Своевременное выявление причин, приводящих к  социальной дезадаптации на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста, и соответствующая коррекционная работа могут способствовать переориентации социальных установок, включению в новые позитивные отношения, уменьшить вероятность перерастания трудностей в обучении в хроническую неуспеваемость.

Одни рассматривают причину социальной дезадаптации младших школьников как несоответствие психофизиологического и социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения (Э. М. Александровская, Б. Н. Алмазов, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина, Н. Г. Лусканова и т.д.). Другие подразумевают психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и в семье, и затрудняющие учебно-воспитательный процесс (А. А. Бодалев, Г. В. Бурменская, В. Е. Каган и др.). Третьи предполагают, что в основе социальной дезадаптации младших школьников лежат затруднения, мешающие ребенку интегрироваться в социуме и не дающие ему возможность адекватно реагировать на требования социальной среды (Т. И. Комиссаренко). Четвертые характеризуют различия, влияющие на развитие детей, в основе которых лежат разные биологические и социальные факторы (С. А. Беличева, А. С. Белкин, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова и др.). Пятые - в аспекте влияния нарушений семейного воспитания на социальную адаптацию детей (Л. С. Алексеева, Е. А. Аркин, Г. М. Бреслав, М. И. Буянов и др.).

По нашему мнению, роль семейного неблагополучия более значима в причинности социальной дезадаптации детей. Безусловно, тип родительского воспитания как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности является значимым фактором становления личности ребенка, определяет его когнитивное развитие, его позицию по отношению к миру (Р. Бернс, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская).

В данной работе мы предприняли попытку выявить особенности влияния неблагополучной семьи на характеристики социальной дезадаптации младших школьников.

Поскольку центральное место в нашей работе занимают особенности неблагополучной семьи и характеристики дезадаптации младших школьников, то при отборе детей для исследования мы прошли ряд последовательных этапов:

1) Обследовали всех (174 ребёнка в возрасте от 7 до 11 лет) учащихся начальных классов МКОУ «СОШ № 4» села Московского Изобильненского района Ставропольского края и выявили характеристики социальной  дезадаптации (представлены в таблице 1).

Таблица 1

Показатели социальной  дезадаптации  у младших школьников

Проявления

дезадаптации

Частота

Средне-возрастной показатель    (% ± m)

Соотношение столбцов 3 и 4

(%)

абс.

% (± m)

1

2

3

4

5

Социальная дезадаптация

71

40,8 ± 0,7

29,1 ± 0,5

+11,7

Низкая познавательная активность

82

47,1 ± 0,7

Слабая успева-

емость

26,1 ± 0,5

+8,75

Слабые представления об окружающем мире

57

32,8 ± 0,8

Несформированность мотивов учения

43

24,7± 0,9

Неадекватная самооценка

30

17,2 ± 0,9

Конфликтные отношения со сверстниками

61

35,1 ± 0,8

12,7 ± 0,5

> 2,7 раза

Эмоциональное насилие над другими

11

6,3 ± 0,9

6,0 ± 0,6

+ 0,3

Агрессивность

21

12,1 ± 0,9

14,0 ± 0,5

- 1,9

Табакокурение

7

4,0 ± 1,0

14,4 ± 0,5

< 3,8 раза

Примечание: популяционные средневозрастные данные взяты из результатов

исследования В. И. Гордеева, Ю. С. Александрович [4].

2) Распределили детей по трём уровням социальной адаптации (высокий, средний, низкий),  определили экспериментальную выборку, включающую учащихся с проявлениями социальной дезадаптации - 71 репрезентанта;

3) Обследовали 165 родителей детей, ранее участвовавших в исследовании, и определили наиболее значимые показатели  неблагополучия семей:

- низкий материальный уровень жизни (частота встречаемости признака в группе обследуемых – 43,7%);

- конфликтная атмосфера в семье (22,9%);

- жестокое обращение с детьми, насилие (22,4%);

- алкоголизм родителей (16,1%);

- излишняя эмоциональная отверженность детей (14,9%);

- антисанитарные условия жизни (10,3%);

- педагогическая несостоятельность родителей (50,5 родителей имеют неполное и общее среднее образование).

4) Выявили среди учащихся репрезентантов из семей с проявлениями неблагополучия – 102 учащихся.

Наличие того или иного фактора семейного неблагополучия не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. В нашем исследовании в 58,8% произошло совпадение факторов семейного неблагополучия и социальной дезадаптации младших школьников и только в 10,8% показатели не совпали.

     Таблица 2

Сопоставление проявлений социальной дезадаптации у младших школьников

с факторами неблагополучия в семье

Фактор неблагополучия семьи

Частота проявлений у детей

Средне-

возрастной

показатель

(% ± m)

Соотношение столбцов

3 и 4

(%)

абс.

% (± m)

1

2

3

4

5

Низкий материальный

уровень жизни

76

43,7± 0,7

30,1± 0,5

> 1,5 раза

Алкоголизм матери

7

4,0 ± 1,0

40,1± 0,4

< 10,6 раз

Алкоголизм отца

24

13,8 ± 0,9

25,1± 0,5

< 1,8 раза

Конфликтная атмосфера  

в семье

30

17,2 ± 0,9

35,8 ± 0,5

< 2,2 раза

Индифферентная атмосфера

в семье

27

15,5 ± 0,8

20,7 ± 0,5

- 5,2

Эмоциональное отвержение детей

17

9,8 ± 0,9

36,5 ± 0,5

< 3,8 раз

          Итак, среди факторов семейного неблагополучия, приводящих к социальной дезадаптации младших школьников, наиболее значимыми выступают:

- нездоровая нравственная атмосфера в семье, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни, когда  алкоголь – норма жизни. Алкоголизм родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. В 72% исследуемых случаях алкоголизм родителей привёл к следующим проявлениям социальной дезадаптации: неразвитость познавательных интересов и слабые представлениях детей об окружающем мире,  несформированность общественно-значимых мотивов учения, нарушения в сфере общения со сверстниками и социально-значимыми взрослыми,  деформация ценностных ориентаций и несоблюдение нравственных правил жизни коллектива, нарушение правил поведения на уроке и во внеурочное время, неадекватная самооценка, асоциальные формы поведения.

- нарушение эмоциональных контактов между членами семьи, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений приводит к асоциальным формам поведения, скрытности.  Дети из таких семей часто лгут, у них проявляется эмоциональное насилие над другими детьми.   Следствием семейного воспитания детей в таких семьях довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. У таких детей ярко выражено противостояние учителю, самооценка их завышена, иногда они могут находиться в группе «антилидеров», выказывая открытое неповиновение.

- индифферентная атмосфера в семье, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю, в большей мере влияет на познавательные интересы детей и приводит к частым конфликтам со сверстниками. Мотивы учения низкие, дети постоянно ждут помощи со стороны, не проявляют инициативы даже в играх. Ярко выражена неразвитость навыков самоконтроля и саморегуляции. Дети из таких семей имеют высокий уровень тревожности, проявляют агрессивность по отношению к окружающим.

- конфликтная семейная атмосфера, в которой  постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания супругов, детей, других родственников, проживающих совместно. У детей из конфликтных семей негативные проявления в познавательной сфере менее значимы, чем проявления асоциальных форм поведения  (табакокурение, воровство)  при завышенной самооценке.

Низкий материальный уровень жизни семьи является сопутствующим фактором, приводящим к социальной дезадаптации младших школьников. Особенно  сильное влияние он оказывает в неполных семьях.

Младшие школьники из неполных семей, большей частью с одинокими матерями, очень занятыми работой и не имеющими возможности уделять должное внимание ребенку (особенно если детей 3 – 4),  имеют практически все выше указанные признаки социальной дезадаптации. Самооценка детей в таких семьях занижена. В этих семьях неизбежна безнадзорность детей, которая большей частью приводит к социальной запущенности.

Воспитание в неблагополучной семье зачастую является причиной нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцируя формирование отрицательного образа-Я, неадекватной самооценки, ригидности, агрессивности, социальной дезадаптации.

Сегодня современная российская  семья явно не обладает знанием, которое имела в предшествующую эпоху; у неё недостаточно ресурсов для того, чтобы подготовить молодого человека к вступлению в жизнь.

Литература:

1.Бахадова Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей. // Вопросы психологии. - 2009.  -   № 1.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

3. Былим Г. П. Роль семьи в возникновении и коррекции дезадаптации. «Мы все родом из детства». // Материалы Ставропольской конференции «Общество и психическое здоровье. Особенные дети: трудности детского возраста и их влияние на психическое здоровье человека». - Ставрополь: Кавказский край, 2006.

4. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребёнка: качество жизни (QОL) –новый инструмент развития детей. - СПб.: Речь, 2001.

5. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. - 1984. -  № 4.

6. Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. / Под ред. А. А. Бодалёва, Р. Л. Кричевского. -  М., 1987.

7. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.