«Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.»
консультация на тему

Хлынова Валентина Александровна

 «Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.» ( Беседа с родителями )

Учительница начальных классов ГБОУ школы № 561 г. Санкт-Петербурга Хлынова Валентина Александровна

Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек"?
Восприятие  всего  происходящего у  них различно. Наша современная  школа более ориентирована на обучение девочек. Мальчики догонят и перегонят девочек, когда их мозг пройдет свой более долгий и сложный путь совершенствования. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.» ( Беседа с родителями )

Учительница начальных классов ГБОУ школы № 561 г. Санкт-Петербурга Хлынова Валентина Александровна

Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек"? Для  начала  необходимо  знать, что  проблемами  и вопросами  воспитания  занимается  наука, имя  которой  нейропедагогика, и  именно она открывает  и  осваивает  новые  научные  подходы  к  обучению  и  воспитанию  мальчиков  и девочек в семье, в образовательных и воспитательных учреждениях.
Ни для кого не секрет, что все дети очень не похожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие  всего  происходящего у  них  тоже  различно.  А  различия  в  психике  мальчиков  и девочек  достигают такого  высокого  уровня,  что  уже  на  первом  году  жизни  проявляются  в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них  по-разному организованы  психические  процессы,  соответственно,  и  функции  мозга  уже  в  таком  нежном возрасте сильно различаются.
По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман, мальчиков,  даже совсем  маленьких,  чаще ругают,  реже берут на  руки,  по  отношению  к  ним речь взрослых чаще содержит  прямые  указания ( отойди,  принеси,  дай,  сделай,  перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый…). Также этими специалистами отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют  в ограниченном  пространстве, им  достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков  чаще  опираются  на  дальнее  зрение: они  бегут  друг  за  другом,  бросают  предметы в цель и т.д. и  используют  при этом  всё  предоставленное  им  пространство. И это  не  может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если  недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Кроме того, существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия. Девочки  эмоционально  реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.
        Взрослым, окружающим ребёнка, трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит….

В Санкт-Петербурге есть опыт раздельного обучения мальчиков и девочек. Так, в школе № 106 Приморского района уже восемь лет существуют классы мальчиков и девочек, а также смешанные классы, но пока только в начальных классах. Идея раздельного обучения родилась у самих педагогов, и результат вполне оправдал ожидания. Уже во втором классе количество троек по математике и в классе мальчиков, и в классе девочек оказалось вдвое меньше, чем у мальчиков и девочек смешанных классов. И этот результат повторяется все восемь лет.
Анализ успеваемости по русскому языку не был таким впечатляющим. Но зато преимущества трехлетнего раздельного обучения неожиданно проявились в пятом классе, когда мальчики и девочки уже учились вместе: к концу года и мальчики, и девочки из бывших раздельных классов имели в 2-2,5 раза меньше троек, чем их одноклассники, обучавшиеся в начальной школе в смешанных классах. Все восемь лет дважды в году проводилось психологическое обследование всех детей начальной школы (психолог И.С.Бордакова). Тестирование показало, что развитие психических функций у детей из раздельных классов было выше, причем к третьему классу у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, хотя по успеваемости картина обратная. У первоклассников школьная адаптация проходит легче в раздельных классах, у детей более положительное отношение к школе. В смешанных классах процесс адаптации более болезненный.

Наша современная  школа более ориентирована на обучение девочек: учителя чаще женщины, школьные задания требуют умения решать типовые задачи при сведении поисковой деятельности к минимуму, и задание, и ответ требуют четкого грамматического оформления мыслей. А исполнительская сторона речи, ее грамматическое оформление лучше и раньше развиваются у девочек. Это потом мальчики догонят и перегонят девочек, когда их мозг пройдет свой более долгий и сложный путь совершенствования. А пока им даже текст учебника понять обычно труднее - ведь учебники чаще пишут левополушарники - люди логического типа мышления (напомним, центры устной и письменной речи находятся в левом полушарии). А они зачастую страдают тем, что облекают свои мысли в такую сложную грамматическую оболочку, что даже взрослый (особенно правополушарного типа) не может добраться до этой мысли сквозь нагромождение сложных речевых оборотов.

Изучая психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми с некоторыми трудностями поведения и общения можно выделить ряд аспектов:

  1. Психосоциальные факторы риска
  2. Наследственная предрасположенность
  3. Медико-биологические факторы
  4. Гиперактивность
  5. Синдром агрессивности
  6. Тревожный и застенчивый ребёнок

Существует ряд подходов или методов коррекции, которые помогают учителю организовывать психотерапевтическое взаимодействие с ребёнком, акцентируя на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновения. Перечислю их:

  • Первый подход – корковые стимуляторы (ноотропы), вещ-ва улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увелич. тонус коры; аминокислоты, улучшающие обмен веществ мозга.
  • Второй подход – нейропсихологический – принцип замещающего онтогенеза - старые архаические связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.
  • Третий подход – синдромальный, выстраивается на заинтересованности ребёнка (произвольном внимании) и в игре отрабатывается, тренируется та или иная функция.

Несколько коротких советов от  авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман:

  • Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
  • Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
  • Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
  • Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
  • Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
  • Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
  • Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
  • Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
  • В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.
  • Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
  • Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
  • Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
  • Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.

И так, мы убедились, что между мальчиками и девочками существуют определенные и немалые отличия. Однако не следует забывать, что на развитие ребенка влияет не только его половая принадлежность, но и особенности характера и темперамента.

Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. «Педагогика должна стать наукой для всех: и дляучителей, и для родителей»В.А. Сухо...

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...

Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...

Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.

Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается  положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности  хореографией...

Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...