Главные вкладки

    Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
    статья на тему

    В статье рассматривается, как влияет оценка учителя на ссамооценку младшего школьника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_samootsenki_na_uspeshnost_obucheniya.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    З. Иванова.

    Студентка 3 курса группы «А»

    Самооценка. Влияние самооценки на развитие младшего школьного возраста.

    Проблема возникновения и развития самооценки является   одной из центральных проблем становления личности ребенка.   Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания,  т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил,  умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

    Самооценка – результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности.

     Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

    Дети, имеющие адекватную  самооценку,  активны,  находчивы,  бодры,  с интересом и самостоятельно  ищут  свои  ошибки  в  своих  работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной  деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены  в  том, что  собственными  усилиями  смогут добиться успеха в  учебной  деятельности.  Это  основывается  на  правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная   заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в  их поведении и чертах личности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что  повысило бы их самооценку. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д.  

            Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои   возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они  выбирают  задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

    Для самооценки младших школьников свойственна не самокритичность. Они быстрее замечают ошибки и недостатки сверстников, чем собственные. По наблюдениям психологов, самосознания личности, без которого невозможны самокритичность и самоконтроль как сознательные волевые процессы, происходит опосредованно, через познание людей, которые его окружают. Осознание другого человека дается сравнительно легче, чем себя.

    Самооценка ребенка обнаруживается не только в  том,  как  он  оценивает себя, но и в том, как он  относится к достижениям  других.  Из наблюдений известно, что дети с повышенной  самооценкой  не  обязательно  расхваливают себя, но  зато  они  охотно  бракуют  все,  что  делают  другие.  Ученики с пониженной самооценкой, напротив,   склонны переоценивать достижения товарищей.

     Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к  другим. Если маленькому школьнику (первокласснику,  второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и  высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

            Так же трудно переоценить влияние оценок учителя на  формирование личности  ребенка,  на  его отношение к себе, к другим и других к нему. Оценочные  баллы,  которые  выставляет   учитель,   должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям  детей. Однако  педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

    Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе.  Как  и все другие особенности личности, его самооценка складывается в   процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

    Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

    Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

    Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

    В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

    Влияние самооценки на успешность обучения

    Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя....

    Повышение успешности обучения учащихся младшего школьного возраста через внедрение здоровьесберегающих технологий.

     Сохранение здоровья детей – обязанность всего общества. Одной из приоритетных задач современного образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценно...

    Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

    Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

    Особенности влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста.

    Экспериментальное исследование уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста....

    Влияние самооценки на успешность обучения учащихся

    Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка....