К вопросу диагностики универсальных учебных действий школьников.
тест (1, 2, 3 класс) на тему

Ефремова Е. В.

В статье раскрывается сущность основных методик диагностики универсальных учебных действий младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Елена Владимировна,

учитель    начальных классов, школа №147, г.Казань, республика Татарстан

К вопросу диагностики универсальных учебных действий школьников

Аннотация: в статье раскрывается сущность основных методик диагностики универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, формы, методы, младший школьник.

Приоритетная цель школьного образования сегодня: развитие у ученика способности  самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели подразумевает формирование  у школьников универсальных учебных действий.

Близкие по значению  понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия. В широком значении "универсальные учебные действия – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с.27].

По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [4, с.60]. Из этого следует, что школьник может полноценно освоить все компоненты учебной деятельности, а именно: учебные и познавательные мотивы, учебную задачу, учебную цель, учебные операции и действия. У обучающегося  появляется способность к самостоятельному усвоению новых знаний и  умений.

  Универсальные учебные действия включают в себя четыре основных блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Изучив литературу,  мы проанализировали диагностический материал и выяснили, что данные компоненты можно замерить с помощью следующих методик. [4]

  Личностные УУД способствуют формированию внутренней позиции ученика, мотивируют учебную деятельность, приводят к соблюдению моральных норм [2, с.5].

   Внутреннюю позицию ученика можно изучить с помощью методики «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина. Она помогает выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивацию к учению. Проводится в виде индивидуальной беседы, подходит для учащихся 6,5-7 лет.

   Самооценку учащихся можно изучить с помощью методики «Кто Я? (М.Кун), Методика «Хороший ученик». С ее помощью можно выявить сформированность Я- концепции и самоотношения. Подходит для учащихся 9-10 лет. Проводится в виде фронтального опроса [1, с.52-73].

   Регулятивные УУД обеспечивают овладение учащимися различными типами учебных действий,  умению составлять план действий, а так же способностью контролировать свои действия и умению  вносить коррективы.

Диагностировать регулятивные УУД мы можем с помощью таких методик, как  Задача «Выкладывание узора из кубиков», методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия), методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак). Эти методики направлены на выявление развития регулятивных действий, диагностику интеллектуального развития и умению учащимися  составлять план действия, а так же умению вносить коррективы в свою работу. Проводятся как в индивидуальной работе  с учащимися, так и в групповой. Подходят для учащихся от 6.5 до 9 лет. [2,с.6; 1, с.86-89]

  Познавательные УУД способствуют умению пользоваться символами и знаками, овладению широким спектром логических действий и операций, умению решать сложные задачи [2,с.6]. Данные компоненты диагностируются с помощью методик:

1. Методика «Кодирования» (11-й субтест текста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка). Эта методика позволяет выявить умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Проводится в индивидуальной или групповой форме. Подходит для детей 6,5-7 лет.

2. Методика «Нахождение схем к задачам» (по    А.Н.Рябинкиной), дает возможность определить на сколько ученик  умеет выделять тип задачи и находить способ ее решения. Проводится в индивидуальной работе с детьми, а так же с помощью фронтального опроса. Возраст детей 7-9 лет.

 3.  Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак). Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников. Подходит для детей 8-10 лет. Проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. [1,с.100-116]

  Коммуникативные УУД способствуют умению сотрудничать с педагогом и сверстниками, умению выслушивать собеседника, вести диалог. [2,с.6]. Данный компонент можно изучить с помощью Методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Данная методика поможет выявить уровень сформированности действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Работа ведется в парах, возрастные ориентиры-дети 6,5-7 лет.

  Выявить сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника, поможет методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.) Она проводится в индивидуальной беседе с ребенком. Возраст 8-10 лет.

  Коммуникативно- речевые действия диагностируются с помощью задания «Дорога к дому». Эта методика позволит выявить уровень сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Проводится с детьми в возрасте 8-10 лет. [1, с.130-134]

  Существует большое количество методик, для диагностики универсальных учебных действий. Мы показали только небольшую их часть.

Педагог, знающий индивидуальные особенности и различия между детьми, может сделать  учебный процесс более плодотворным. В соответствии с результатами диагностики он может отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /под ред. А.Г.Асмолова.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2014.-152с.

2. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие занятия, упражнения/ авт.-сост. Т.В.Калабух, Е.В.Клеманова.-Волгоград: Учитель, 2015.-100с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- 4-е изд.- М.:Просвещение, 2014.- 159 с.

4. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной  и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие/Под общ.ред.  С.С.Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014.- 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные ...

Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе.

Материал содержит описание методик, использующихся для диагностики уровня развития УУД в начальной школе....

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   (УУД) Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют н...

Использование учебных пособий для формирования и диагностики универсальных учебных действий во 2-м классе.

Одной из основных задач обучения согласно ФГОС НОО является формирование УУД, я хочу поделиться тем, как делаю это с помощью « Тренажеров для формирования УУД», разработанного авторами нашей программы...

Диагностика универсальных учебных действий

Материалы  диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД....

Формирование и диагностика универсальных учебных действий в школе первой ступени

Материал познакомит вас с опытом работы по формированию и диагностике универсальных учебных действий в школе первой ступени.Способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формиров...

К вопросу диагностики универсальных учебных действий школьников

Аннотация: в статье раскрывается сущность основных методик диагностики универсальных учебных действий младших школьников....