Главные вкладки

    Занятие в темной сенсорной комнате "Сказочное путешествие"
    план-конспект на тему

    Иваненко Инна Анатольевна

    Коррекционно-развивающее занятие в темной сенсорной комнате

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_v_sensornoy_komnate.docx33.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие в темной сенсорной комнате

    «Сказочное путешествие»

    Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния.

          Задачи:

    1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

    2) создание положительного эмоционального фона

    3) обогащение положительными эмоциями

    4) развитие  коммуникативных умений

    5) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом

    6) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления

    Ход занятия.

    Вводная часть.

    1. Ритуал приветствия.

    Упражнение «Здравствуй друг»

    Цель:  развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную поддержку, формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков.

    Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня отправляемся в сказочное увлекательное путешествие, но прежде чем мы отправимся, давайте поприветствуем, друг друга и подарим хорошее настроение.

     Психолог: Сегодня мы узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным.  Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране. В этой таинственной стране привычные вещи становятся совсем другими. Здесь можно спрятаться в радугу (сухой душ), играть со звездным светом (фиброоптические волокна), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая колонна), сидеть на облаках (пуфики-кресла), лежать на мягкой земле (напольные маты) и плавать в таинственном озере (сухой бассейн). Но самое интересное это то, что вещи в нашей комнате могут меняться».

    2. Разминка.

    Упражнение «Волшебники»( светлая сенсорная комната)

    Цель: коррекция внимания, развитие воображения, мелкой моторики, коммуникативных навыков.

    Психолог:  Прежде чем попасть  в сказочную страну мы должны помочь жителям этой страны. Но, как известно в любой сказочной стране всегда есть Добрые волшебники, а есть и Злые колдуны. Сейчас Волшебная страна совершенно пуста? Все жители этой страны куда-то исчезли. А все дело в том, что злой колдун очень завидовал маленьким человечкам, за то что они были очень дружны между собой, всегда помогали друг другу и никогда не оставляли своих друзей в беде. За их доброту злой колдун превратил жителей в различные мелкие частички, смешал их, перессорил, тем самым, лишив их способности общаться между собой и выражать свои чувства. (Детям предлагается контейнер, в котором находятся перемешанные между собой: фасоль, горох, перловая крупа). Мы должны спасти жителей от чар злого колдуна и все вместе перебрать частички. Отдельно сложить горох, фасоль, перловую крупу. Только после этого жители волшебной страны смогут спастись от чар злого колдуна и снова превратиться в добрых и веселых жителей.

    (Включается музыкальная композиция, способствующая формированию состояния уверенности, а также активизирующая деятельность. Ребята вместе с психологом перебирают крупу, складывая каждую в свой контейнер).

    Психолог: Молодцы ребята! Все вместе мы справились с этим трудным заданием и победили Злого колдуна! Он навсегда покинул Волшебную страну, и больше никогда не будет мешать жителям этой замечательной страны жить в доброте и согласии. Давайте сейчас все вместе возьмем наши контейнеры с частичками и тихонько потрясем их. Что мы слышим? Какие звуки? Громкие? Тихие? А еще какие? А хотите, я расскажу вам секрет? Эти звуки не простые, они волшебные! Это жители сказочной страны говорят нам Спасибо, за то, что мы спасли их от чар Злого колдуна. Услышать эти звуки способен только человек с добрым сердцем, ведь только он может понять и услышать другого! А теперь отправляемся в путь по волшебному мостику, который подарит вам разные ощущения.

    3. Основная часть.

    1. Ритуал входа. 

    «Волшебный мостик» (сенсорная дорожка) (Психолог приглашает детей войти в сенсорную комнату по сенсорной тропе.).

    Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.

    2. Упражнение «Царство рыб» (пузырьковая колонна)

    Цель: (экспресс-диагностика) Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние, зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия. 

    Психолог: А сейчас мы с вами отправляемся дальше, у жителей нашей страны  живут  рыбки вот в таком дворце (включается «пузырьковая колонна»). Посмотрим на рыбок? (Ответы детей)

    .. Посмотрите, пожалуйста, на наших рыбок. Какие они красивые. Что еще вы можете о них сказать
    (Дети наблюдают за рыбками, считают их, называют цвета, руками проводят по «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения). Ребята, а с каким настроением вы сегодня пришли на наше занятие?

    А, хотелось бы вам, чтобы у рыбок появились новые друзья?

    Вы можете выбрать рыбок,  цвет которых соответствует вашему настроению:

    Желтая рыбка - радостное настроение.

    Зеленая рыбка- настроение спокойное, нейтральное.

    Синяя рыбка – плохое настроение.

    Вот, посмотрите, у наших рыбок появились новые друзья. А мы продолжаем наше путешествие.

    3.Упражнение «Радужный дождь» (сухой душ) 

    Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

     Психолог: в этой стране может идти необычный дождь, хотите посмотреть? Представьте, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.( Под сухим душем кладется подушка, что бы ребенок мог пофантазировать, сидя на ней).

    Ребенку предлагается представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.

    2.Релаксация «Волшебная страна»

    Цель: общая релаксация; развитие  умения управлять своим телом, дыханием, оптимизация  слухового восприятия, воображения, смягчение эмоционального дискомфорта,  получение заряда положительных эмоций.

    Техника проведения: предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс. Задача участников состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку, достичь  состояния релаксации.

    Настрой на релаксацию: Ну а сейчас я предлагаю вам занять удобное положение, глубоко вдохнуть, выдохнуть и закрыть глазки. Вам нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку. (Включается музыкальное сопровождение, направленное на установку состояния покоя и отдыха, и зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света. Вращающийся зеркальный шар с направленным на него узким лучом света создают эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание “солнечных зайчиков”. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, находящиеся в комнате. Дети располагаются на пуфиках, закрывают глаза и с помощью направленного воображения попадают в сказочную страну).

    - Вы слышите эти звуки? Волшебная, сказочная страна ждет нас. Глубоко вдохните и выдохните. Мы летим с вами в волшебную страну. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

    Пролетая по небу, мы видим Волшебный зеленый лес, где живут добрые человечки, а вот и Волшебное море исполнения желаний, качает на своих волнах маленькие пароходики-эмоции. Ветерок нежно обдувает наше лицо, волосы, согревает теплотой. И, наконец, показывается сказочная поляна, на которой расположилась замечательная страна. Представьте, что мы с вами спустились на сказочную поляну и почувствовали мягкую зеленую травку. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

    Дышим глубоко, ровно, легко…

     Настроение  становится веселым и жизнерадостным. Вы полны сил и энергии…Сохраните это ощущение комфорта надолго.

    Дорогие путешественники, теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели во время нашего путешествия. (Дети открывают глаза)

    Анализ:

    • Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?
    • Удалось ли расслабиться?
    • Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?
    • Можем ли мы дальше продолжать занятие?

    3. Активизация. 

    Упражнение «Море исполнения желаний».

    Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения, активизация познавательной деятельности, стимуляция  зрительной, слуховой, тактильной модальности.

     (Используются зрительные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия. Демонстрация картин-слайдов: «Подводный мир»)

      Психолог: Мы, продолжаем наше путешествие и отправляемся к морю, но не обычному морю, а морю исполнения желаний.  Ребята, посмотрите, к нашему морю ведут три дороги.

      (Психолог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них)
    «Каждая из трех дорог приведет вас к морю. Все дороги волшебные,
    все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

    Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

    Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются круги с наполнителем из «Сенсорной тропы»). Эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

    Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

    Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

    (Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал).
    Психолог: Ну, вот мы и добрались до моря исполнения желаний. Как вы думаете, какие обитатели живут в нем? А вот сейчас мы и узнаем! (психолог загадывает загадки о морских обитателях)

    Вдруг со дна гора всплыла,

    Вверх корабль подняла.

    Это в море так шалит,

    Великан веселый... (кит)

    Изогнулась в море спинка,

    Показался из воды,

    Добродушный и послушный,

    Жизнерадостный …(Дельфин)

    В море зонтики плывут,
    Куда волны их несут,
    Обжигают как огонь,
    Береги свою ладонь.

    (Медузы)

    Я вам, дети всем знаком,

    Хоть живу на дне морском.

    В море или океане,

    Добр иль зол? – Судите сами!

    Щупальца, в присосках весь,

    Восемь ног, не пять не шесть.

    Может кто-то скажет: «Много!»,

    Но как раз, для (Осьминога).

    Угадайте, что за кони

    Мчатся в море от погони?

    В водорослях скрыться смог

    Маленький морской… (конек)

    Ей не страшен зверь любой —

    Панцирь носит за спиной.

    Триста лет живет без страха.

    Кто же это? 

    (Черепаха)

    Ты уже, дружок, конечно,

    Что-то слышал обо мне:

    Я всегда пятиконечна

    И живу на самом дне.

    (Морская звезда)

    Чудо – юдо великан
    На спине везёт фонтан.
    (Кит)

    Под водой растут Рога
    Охраняют от врага.
    За Рога и Рожки
    Прячутся рыбёшки.
    (Кораллы.)

    Растянулся среди льдин
    Толстокожий господин.
    В холодину, братцы,
    Лезет он купаться.
    Проведя в воде часы
    Вылез он на льдину,
    Важно фыркает в усы,
    Чешет ластой спину.
    Важен, грозен, толстокож
    Господин усатый
    (Морж)

    В дальних северных морях,
    На арктических полях,
    Я охочусь день-деньской,
    Крики чаек надо мной;
    Я ныряю целый день,
    А зовут меня -
    (Тюлень)

    Психолог: Молодцы, ребята! Все вы знаете, все умеете! А теперь мы немного поиграем.

    Дети опускают руки в бассейн с шариками

    Игра « Осьминожки»
    Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.
    Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских обитателей осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца - пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно.

    Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев» (этюд на расслабление мышц)

    Психолог: Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

    Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

    (Перед выполнением  упражнения полезно детям  крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц).

    Заключительная часть.

    Психолог: После активной игры я предлагаю вам расположиться на пуфиках и поделиться впечатлениями о занятии

    1.Рефлексия (оценка занятия: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

    Цель: формирование навыков самоанализа и   умения выразить свое состояние, закрепление благоприятного исхода деятельности.

    • Что понравилось в сегодняшнем занятии?
    • Что нового вы узнали на занятии?
    • Какие задания вызвали затруднения?
    • Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

    Психолог: Вот и окончилось наше с вами замечательное путешествие! Пришла пора возвращаться домой! (дети выходят по сенсорной тропе).

    Сейчас, завершая наше путешествие, я предлагаю вам на станице книги путешественников закрепить символ, который соответствует вашему настроению.

    Упражнение «Цветные ладошки»

    Цель: психокоррекция эмоционального состояния.

     (Дети оставляют отпечатки ладошек их любимым цветом)

    2. Ритуал прощания

    Упражнение «Цветок дружбы»

    Цель: внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, создание положительной мотивации для посещения следующего занятия.

     (Дети становятся в круг. Правая рука каждого участника вытянута вперед к центру круга. Получается “цветок”).

    Произносятся слова: «Мы играли, отдыхали, никого не обижали! А теперь пришла пора всем сказать: «Пока-пока!»  А теперь протяните соседу руку и, не размыкая цепочку из рук, выходим из нашей волшебной комнаты, взяв собой из нашего путешествия только доброе,  радостное и позитивное.

    Психолог: Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие в группе продлённого дня "Путешествие по сказкам" 2 класс

    Данная разработка поможет воспитателям группы продлённого дня занимательно провести занятие "Путешествие по сказкам"...

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...

    Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста

    Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста...

    Конспект занятия в группе продлённого дня "Путешествие по масленичной неделе".

    Занятие посвящено традиционному празднику "Масленица". В ходе занятия ребята познакомятся со значением, традициями и обрядами масленичной недели, составят масленичный календарь. Подведение итогов заня...

    Игровые упражнения на логопедических занятиях в тёмной сенсорной комнате

    Игровых\е приемы на логопедических занятиях в темной сенсорной комнате, направленные на мышечную релаксацию, выработку концентрации внимания, памяти, мышления, координацию, пространственное ...

    Конспект занятия в группе продленного дня Путешествие по стране «Мойдодырии»

    . Организационный момент: Приветствие “Здравствуйте” (Приложение 1).2. Повторение предыдущего материала.Игра “ Что сначала, что потом”.П.: Ребята, давайте вспомним, ч...

    Конспект занятия в группе продленного дня «Путешествие в Вятский край»

    Конспект занятия в ГПД "Путешествие в Вятский край". Занятие проходит в игровой форме. Позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения уголков России....