Методическая разработка рабочей программы "По дорогам сказки"
методическая разработка (2 класс) на тему

рабочая программа коррекционно развивающих занятий педагога-психолога с обучающимися начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_po_dorogam_skazki_2kl.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

решением

педагогического совета

Протокол №     1

от « 28 »  августа  2016 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от « 28 » августа 2016 г.

№    

Директор лицея

________ Т.М.Прокофьева.

ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«По дорогам сказки »
(9часов)

направление «Духовно-нравственное»

возраст детей: (для обучающихся 2-х классов)

Составлена педагогом-психологом ГБОУ лицей № 64 Саркисян Л.Э.

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность

Современное развитие российского образования определяет одной из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Социализация в соответствии с концепцией ФГОС рассматривается в качестве личностного результата, зависящий от образовательного учреждения и общества.

Само по себе обучение во многом зависит от того уровня комфорта, который испытывает ребенок, находясь в коллективе сверстников, на то, как реагируют учителя и одноклассника на успехи и неудачи ребёнка. Развитие эмоциональных процессов тесно связанно с развитием нравственных чувств ребёнка, умение понять плюсы и минусы разных поступков, выбрать свою линию поведения. Именно благодаря развитию всех этих процессов у ребёнка в младшем школьном возрасте, проработка этих моментов на групповых занятиях с психологом способствует более глубокому и осознанному переходу к волевому поведению, к переходу от внешней регуляции к внутренней. Конечно же, такой быстрый переход к осознанному и сознательно регулируемому поведению, в рамках норм и правил субкультуры не может быть совершён в короткие сроки, занятия подготавливают детей к этому периоду, который может наступить несколько позже. Создают некий фундамент, на котором будет строиться отношение ребёнка к самому себе и другим детям. И способствуют, чтобы полученные навыки дети переносили из игровой деятельности в обычную жизнь.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра.

Таким образом, можно сказать, что групповые занятия с использованием сказок и игр несут в себе и другие важные характеристики  психологического здоровья ребёнка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, боле тонкое чувствование внутреннего миру других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и многое другое.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Программа построена на идеях сказко- и игротерапии. Привлекательность сказки можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

  • Сказка информативна.
  • Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие
  • Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  • Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказке, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.
  • Сказка эмоциональна. Через участие в занятиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  • Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска».

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности.

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  • поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Общее время проведения занятия – 40-45 минут

Занятия с младшими школьниками проводятся один раз в месяц. Они позволяют проводить развивающую и психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого-педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Занятия позволяют детям сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служат принципы обучения:

принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности.

Занятия в развивающей программе «По дорогам сказки либо строятся на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляют собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.  

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

В программе использованы проективные методы: «универсализация» детских трудностей через использование проективных форм «Один мальчик…», «некоторые дети…», ситуационно-ролевые, развивающие и подвижные  игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов занятия, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям. Также в программе применяются техники и приемы саморегуляции, элементы индивидуальной и групповой релаксации; элементы сказкотерапии, рисуночные методы, метод направленного воображения, групповая работа; элементы индивидуальной работы; элементы групповой дискуссии (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы); наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности), подвижные игры.

В образовательном процессе для педагогов важно уметь гибко менять позиции во взаимодействии в зависимости от условий и задач, чем и обеспечивать эффективность занятий. Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. На таких занятиях неправильных ответов не бывает. Бывает более подходящий или характерный для объекта или явления.

Цель:

  • Создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся в образовательном процессе начальной школы: помощь в преодолении ребенком эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

Задачи: 

  • создать условия для формирования позитивной “Я – концепции” посредством проигрывания ситуаций, обсуждений и коммуникативных игр;
  • создавая атмосферу доверия и творчества;
  • развитие коммуникативных умений;
  • оказание помощи ребенку в преодолении эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем,
  • содействие познавательной активности младшего школьника, привлекая его к решению различных когнитивных и творческих задач.
  • Способствовать закреплению навыков самоанализа;
  • содействие процессу самовыражения;
  • Обогащать тактильный, чувственный опыт детей.

Предполагаемый результат: 

  • Формирование адекватной самооценки;
  • навыков конструктивного доброжелательного общения, учебного сотрудничества;
  • Развитие умений снятия эмоционального напряжения и ситуативной тревожности.
  • улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка;
  • достижение благоприятного психологического климата в детском коллективе;
  • стабилизация эмоционального состояния
  • расширение опыта контроля собственного поведения адекватно ситуации.

В области регулятивных УУД

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников

В области Познавательных УУД

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности
  • учиться наблюдать
  • делать выводы в результате совместной работы в группе
  • моделировать различные ситуации

Коммуникативные УУД

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
  • учиться работать в паре и в группе
  • выполнять различные роли
  • учиться договариваться и приходить к общему решению
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей

Результативность

Выявление динамики развития умения ориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах,  личностного роста и, а именно, развитие способности преодоления детьми эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем обсуждается на школьных психолого-педагогических консилиумах, исследуется при помощи анкетирования учащихся и учителей. Косвенным показателем эффективности данной программы служит повышение активности, работоспособности, внимательности, дисциплинированности, повышение коммуникативной культуры младших школьников.

Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке используя результаты наблюдения, отзывы учителей, родителей и с помощью указанных  методик: (САН (оценка Самочувствия-Активности-Настроения Головей П.А., Рыбалко Г.Г. Практикум по возрастной психологии СПб Речь. Тест Тэммл-Дорки-Амен – диагностика тревожности. «Лесенка» - изучение самооценки. Проективный тест рисунка дерева Коха – диагностика отношений к себе, самооценки, характера взаимоотношений с окружающими. Цветовой тест Люшера. «Лесенка» - изучение самооценки.

Учебно-тематичекое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Формы проведения

теория

практика

Раздел 1. Я – фантазёр (занятия 1 – 2)

Я - второклассник

1

1ч.

групповая

Кого можно назвать фантазёром? Я умею фантазировать. Я умею сочинять. Фантазии и ложь

1

1ч.

групповая

Раздел 2. Я и моя школа (занятия 3 – 4)

Я и моя школа. Я и мой учитель. Я и мои одноклассники.

1ч.

групповая

урок – игра

Что такое лень? Как справиться с «Немогучками»?

1ч.

групповая

урока – игры

Раздел 3. Я и мои родители (занятия 5– 6).

1ч.

групповая

урока – игры

Я и мои родители. «Урок мудрости» (уважение к старшим»

1ч.

групповая

урока – игры

Почему родители наказывают детей? Я умею просить прощения.

1ч.

групповая

урока – игры

Раздел 4. Я и мои друзья (занятия 7– 9).

1ч.

групповая

урока – игры

Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями.

1ч.

групповая

урока – игры

Я и мои «колючки». Ссора и драка.

1ч.

групповая

урока – игры

 Итоговое занятие

1ч.

групповая

урока – игры

Содержание занятий.

В программе выделено 9 тем (9час).

Содержание программы отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

Раздел 1. Я – фантазёр (2часа)

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?

Школа моей мечты - какая она?

Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?

Все ли дети умеют фантазировать?  Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?

Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?

Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.

Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (2 часа)

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?

Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?

Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!

Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3. Я и мои родители (2 часа)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.

 Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?

 Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».

 Почему родители наказывают детей?

Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

Раздел 4. Я и мои друзья  (3 часа)

Каким должен быть настоящий друг.

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?

Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока благотворительности "Дорогой доброты",

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося—знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорогами добра".

Праздник проводился в рамках декады инвалидов. На нем присутствовали дети , обучающиеся на дому, младшего школьного возраста....

Методическая разработка классного часа "Дорога без опасности"

Каждый год на дорогах погибают и получают различные травмы огромное количество детей. Поэтому вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  остается о...

Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Данный урок  проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а ...

Методическая разработка занятия "По дорогам Красной книги".

Занятие для детей 8-9 лет в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире животных" . Занятие нацелено на:  -Знакомство воспитанников  с  Красной книг...

Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по социальному направлению "По дороге безопасности"(1-4 кл.)

Программа «По дороге безопасности» направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности....