Методическая разработка урока благотворительности "Дорогой доброты",
методическая разработка (4 класс) по теме

Гречкина Алла Борисовна

 

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося—знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа  обучающихся  над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

Своевременно давая детям первоначальные  представления об идеях благотворительности и меценатства, знакомя их с деятельностью известных благотворителей, мы пробуждаем в ребятах их стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней, развиваем и воспитываем  личность человека нравственного, культурного, деятельного созидателя и гражданина своей страны.

Данный урок  проводится в 3-4 классах, но практика показывает, что  можно проводить уроки  и в 1-2 классах, для этого надо   снизить  уровень трудности заданий, прописать соответствующие пошаговые инструкции

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_razrabotka.zip124.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №90

     Дорогой доброты

Конспект

методической разработки

урока благотворительности,

3-4 класс

                                                                                                             

                                                                                                                      подготовила

учитель начальных классов

Гречкина Алла Борисовна

город Тольятти

2012 год

Содержание

I.  Введение

II.  Урок  благотворительности

     Игра-путешествие «Дорогой доброты»

III. Используемая литература

IV. Приложение к уроку благотворительности  «Дорогой доброты»:

 Презентация к уроку благотворительности  Дорогой доброты

I.  Введение

           Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одной из личностных ценностей человека, является ценность добра. Она означает направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви. Призыв «спешите делать добро» становится определённым жизненным правилом организации социальных отношений, которому  противостоит тенденция насилия, разрушения, зла.

            В настоящее время изучение истории и современности российской благотворительности является чрезвычайно актуальным. Пройдя длительный путь, отечественная благотворительность и меценатство могут многому научить современное общество и отдельных его представителей, имеющих желание и возможности помогать нуждающимся и поддерживать науку и искусство.

         Младший школьный возраст это самоценный период, наиболее благоприятный  в нравственном становлении личности. Именно в этом возрасте впервые ребёнок осознаёт отношения между ним и окружающим миром, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения людей, нравственных оценках, то есть вступает в сознательную фазу.

    Своевременно давая детям первоначальные  представления об идеях благотворительности и меценатства, знакомя их с деятельностью известных благотворителей, мы пробуждаем в ребятах их стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней, развиваем и воспитываем  личность человека нравственного, культурного, деятельного созидателя и гражданина своей страны.

II.  Урок благотворительности

Игра-путешествие «Дорогой доброты»

Цель:   способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:

  1. Расширить представления  обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла,  раскрыть понятия «благотворительность»,  «меценат»;
  2. Познакомить  с идеями и историей благотворительности и меценатства в  России, в Самарской губернии, городе Тольятти;
  3. Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;
  4. Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,    

 используя        современные      технические  средства;

  1. Формировать  универсальные  учебные действия (УУД)  обучающихся;
  2. Объединить  усилия  учителей,  родителей,  для совместной деятельности   по воспитанию и развитию обучающихся.

Планируемые  результаты учебной деятельности

Предметные:

-формирование на базе имеющейся информации правильного  представления о благотворительности, благотворительной деятельности, благотворителях, меценатах, ознакомление обучающихся с формами благотворительности и ее значении в жизни общества в разные исторические периоды человеческого общества;

-совершенствование техники работы на компьютере, с использованием  основных устройств компьютера для ввода, обработки информации;

- проектирование  информационного изделия, используя дизайн создания документа под руководством учителя,  соблюдая критерии оценивания презентации, распределение  роли в группе для совместной работы в документе, оформление коллективного продукта  совместной деятельности.

               Личностные учебные действия:

               - осознание  обучающимися необходимости    делать добрые дела  бескорыстно, на пользу  

                   другим,    формирование  убежденности  в том, что благотворительность важна во все времена;

 -формирование  гражданской  идентичности в форме осозна ния «Я» как гражданина Рос сии, чувства  со причастности и гордости за свою малую  родину, народ и историю страны.

Регулятивные  учебные действия:

 - умение  организовывать свою  деятельность   (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).

               Познавательные  учебные действия:

 - выделение необходимой  информации, структурирование знаний, осознание и произвольное  построение речевых  высказываний  в устной форме, моделирование, построение цепи   логических рассуждений;

-развитие рефлексии  способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

               Коммуникативные   учебные действия: 

-планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка  вопросов,  развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ИКТ-компетентности

-овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;

-нахождение  главного в собранной информации;

-знакомство с созданием Google-презентаций,  представление  своей  работы в форме презентации;

-осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).

Используемые методы:

словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод проектов, метод презентации.

Формы работы:  сетевое взаимодействие, коллективная, индивидуальная и групповая работа. 

Методические комментарии:

      Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося— знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа  обучающихся  над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

     Современные школьники неплохо ориентируются в интернете, проявляют огромный интерес к использованию технических средств обучения.

     Совместное сетевое взаимодействие дает возможность учителю формировать не только ИКТ-компетентность обучающегося, но и универсальные учебные действия, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Возраст учащихся: 9-10 лет.

       (Данный урок  проводится в 3-4 классах, но практика показывает, что  можно проводить уроки  и в 1-2 классах, для этого надо   снизить  уровень трудности заданий, прописать соответствующие пошаговые инструкции).

Оборудование:   компьютер,  интерактивная доска,  мультимедийный проектор,     сервисы- Google, электронная  презентация-Google,  музыкальные записи:  песня «Дорогою Добра»  (из к/ф "Маленькй Мук",  Энтина Ю., Минкова М.),  музыка Флярковского  А. «Будьте добры»;   плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», толковые словари Ожегова С.И., портреты  меценатов и благотворителей, таблички  с пословицами и поговорками о доброте,  набор слов, обозначающих качества характера, которыми должен обладать благотворитель  (для игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»),  у каждого ребёнка «волшебный клубочек» для продолжения путешествия.  

Методические комментарии:

    Урок благотворительности проводится в форме познавательной игры-путешествия. Готовясь к игре, дети делятся на группы, получают маршрутные листы в виде задания для групп. Путешествовать по  остановкам  доброты помогают «волшебные клубочки». На остановке ребята выполняют задания  и прикрепляют лучики к солнцу.  

      Игра-путешествие «Дорогой доброты»  проводится на классном часе,  подготовительная  работа проходит на внеурочных занятиях клуба «Юные патриоты».  

  1. Подготовительная работа к игре

     Обучающиеся выполняют задания согласно плану работы: знакомятся с правилами игры; осуществляют  поиск информации,  подбор фактов, примеров по теме; заполняют совместную Google-презентацию (блог «Почемучки»);     взаимодействуют  с учителем при возникновении вопросов;  обсуждают  полученные  результаты работы в группе;  разрабатывают мини-проекты благотворительности  и готовятся к защите; продумывают план представления результатов работы.

  1. Проведение  игры-путешествия «Дорогой доброты»

       Используется презентация совместно составленная учителем  и группами детей: «Искорки» (слайд 7 и 11), «Огоньки» (слайд 8 и 12),  «Светлячки» (слайд 9 и 13).

Остановки игры:

  1. Литературная поляна  
  2. Владения мудрой совы
  3. Островок важных слов
  4. Реки истории
  5. Долина творчества
  1. Подведение итогов

    Обучающиеся; заполняют «Бланк взаимооценки» (Блог «Почемучки») и  «Бланк самооценки» на занятиях клуба «Юные патриоты»,   «Бланк  рефлексии» на уроке,  при подведении итогов работы.

     Учитель на занятиях внеурочной деятельности проводит вводную беседу, знакомит  детей с  различными источниками информации по теме, консультирует обучающихся по возникшим вопросам; организовывает сетевое взаимодействие в блоге «Почемучки» (план работы, маршрутные листы в виде задания  для групп №1-3,  готовит шаблон общей Google -презентации и инструкции  по заполнению слайдов, «Бланк взаимооценки», заполняет «Таблицу продвижения учащихся»), организует процесс планирования деятельности обучающихся по подготовке и защите мини-проектов; организует посещение Тольяттинского краеведческого музея; планирует  консультации для родителей обучающихся и  подведение итогов работы.

Ход урока

I этап урока.         «Вводный»

1. Организационный момент

2. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока

1) Вступительное слово учителя:

(Звучит запись песни «Дорогою Добра»  из к/ф "Маленькй Мук", Энтин Ю., Минков М.)

 - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Как стало светло вокруг от ваших улыбок!  Вспомните  все  добрые слова и прошепчите  их  друг другу.

(Представляется пара учащихся, вспомнивших наибольшее количество слов).

     -Подумайте и закрасьте «светофорики» настроения:  если радостное настроение-жёлтым цветом,  грустное-серым цветом. (Показ «светофориков»).

2) Игровое задание

Методические комментарии:

      Для того, чтобы попасть на новую остановку игры, дети каждый раз  выполняют игровое действие: три раза подбрасывают вверх свой «волшебный клубочек» и шепчут слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».

         На доске размещено изображение солнца (пока без лучей), символизирующее человека, занимающегося благотворительностью. На протяжении всей игры дети, выполнив задание,  прикрепляют к солнцу луч.  В конце путешествия солнышко собирает  все лучики, перевернув лучи, дети прочитают качества характера, которыми обладает благотворитель.

Слайд 3

      -Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами  частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет: солнечным теплым или пасмурным и холодным. А без чего мир не может существовать, погибнут растения, птицы и все то, что нас окружает и радует?

Ответ детей – «Солнце». 

     -Перед нами круг, но нет лучей. Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди-лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет  символом добра, тепла и дружбы в нашем путешествии.

     -Устраивайтесь  поудобнее,  начинаем увлекательную и познавательную игру-путешествие «Дорогой доброты».  (Показ карты).

    - Как выдумаете, какие цели мы поставим перед собой,  отправляясь путешествовать  «Дорогой доброты»?   (Ответы детей).

      -Сегодня выясним, какими качествами должен обладать  добрый человек, способный оказать помощь нуждающимся;  поговорим о благородных поступках людей;  узнаем  историю благотворительности;  будем учиться строить взаимоотношения с окружающими по «законам добра». А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле оно засияло ярко! (На протяжении всей игры дети, выполнив задание,  прикрепляют к солнцу лучик).

    -Давайте с вами  возьмём «волшебные клубочки» и прошепчем слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».

II этап урока.     «Основной»

Слайд 4

1.Остановка «Литературная поляна»

   - Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с вашим сверстником, скромным, молчаливым, добрым мальчиком Семой Пичугиным,  героем рассказа Е.Пермяка.  Послушайте…

1) Учитель читает  рассказ Е. Пермяка  «Пичугин мост».

2) Анализ произведения.

-  Ребята, как  вы думаете,  почему  мосты менялись, а  название   оставалось неизменным - «Пичугин»?

- О чём мечтали друзья  Семы?

- Какой мостик сделал Сёма?

- Для кого мальчик сделал мост?

- Каким был  Сёма?

(Ответы детей)

- Иногда, видя, как кто-то совершает  плохой поступок, мы часто восклицаем: «Да, есть ли  у него  сердце?!» Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердце  живёт доброта, благородство, забота  о других.  Как бы вы назвали такого человека?

(Ответы детей)

  -Такого человека можно назвать благотворителем.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 5

2. Владения мудрой совы

Учитель: 

     -Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

(Ответы детей).

Игра «Доскажи словечко»

      Пословицы закрыты с помощью шторы на интерактивной доске, учитель читает начало, а дети хором произносят конец, далее пословица открывается для проверки и т. д.

  1. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  2. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  3. Не хвались серебром, а хвались добром.
  4. Кто добро творит, того бог отблагодарит.
  5. Добрые умирают, да дела их живут.
  6. Худо тому, кто добра не творит никому.
  7. Доброе дело питает и душу и тело.
  8. Делай другим добро - будешь и сам без беды.
  9. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  10.  За добрые дела добром платят.

     - Сравните пословицы, чем они похожи?    (Ответы детей)

      -В пословицах выражена мудрость народа и мыль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот вам за это награда – лучик солнца, прикрепите его  к солнышку.  

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

 Слайд 6

3.Островок  важных слов

Методические комментарии:

     На данном этапе целесообразно провести словарную работу с использованием

толковых словарей  Ожегова С.И.. Работая в паре, дети самостоятельно находят вариант соединения слова и его значения, затем проверяют ответ по словарю.

- Ребята! На нашем пути препятствие-нам встретились незнакомые слова.  Что же они обозначают? Подумайте в парах и соедините в таблице слово с  его значением. Если нужно, то проверьте себя по толковому словарю.

Слова

Значения слов

1.

Акция-

богатый покровитель наук и искусств, материально  их поддерживающий (чаще всего,  безвозмездно).

2.

Благотворительность-

 сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам.

3.

Меценат-

любовь к родине.

4.

Милосердие-

 оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

5.

Патриотизм-

действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Ответ: в словаре Ожегова С.И.  даются следующие определения:

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Благотворительность-оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Меценат-богатый покровитель наук и искусств, материально  их поддерживающий (чаще всего,  безвозмездно).

 Милосердие – сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам.

Патриотизм-любовь к родине.

     - Молодцы, препятствие преодолели, теперь всё ясно и понятно. Прикрепляем к солнышку лучик и продолжаем путешествие. 

Слайд 7

 4. Реки истории

Методические  комментарии:  

      Презентация сопровождается выступлениями заранее подготовленных учеников. Группы представляют подготовленные сообщения по теме: группа «Искорки»-«Историческая справка о благотворительности в России», группа «Огоньки»-«Из истории развития благотворительности в Самарской губернии»,  группа «Светлячки»-«Благотворительность в моём городе».  От каждой группы могут выступить 2-3 человека. Остальные учащиеся внимательно заслушивают выступления, после проводят взаимооценку работы групп, заполнив бланк в блоге «Почемучки»  по следующим критериям: содержание рассказа, соответствие картинки теме,  грамотность, оформление слайда.

  1)     Историческая справка о благотворительности в России

    -Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю и её началом  принято считать 988 год – дату Крещения Руси.  При всех монастырях раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, приюты, школы для сирот, библиотеки. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия.

    -Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выделял суммы на выкуп русичей из плена.

     -Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

     -Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие. Головкин К.П.,  наш земляк, один из таких благотворителей.

    -Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны для обороны страны было собрано 200 миллионов рублей.

    -7 июня 1995 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Минутка отдыха (движения под музыку)

 Слайд 8

2)   Из истории развития благотворительности в Самарской губернии

       -Толстой Л. Н.— великий русский писатель. В связи с лечением кумысом и приобретением с этой целью хутора в Самарской губернии (ныне Алексеевекий район Самарской губернии) неоднократно посещал Самару и села в окрестностях хутора Толстых (Гавриловка, Патровка). Великому писателю принадлежит заслуга организации помощи голодающему крестьянскому населению губернии во время голода 1873 и 1891— 1892 гг.

   - Шкот С.А.-открыла в Самаре в 1867 году частный пансион, в котором, в первый же год его существования, училось 15 девочек. Судя по объявлению, сделанному Софьей Андреевной, это была частная школа для девиц высшего и среднего сословий, в которой обучали русским предметам, французскому и немецкому языкам, музыке, рисованью и рукодельям”

     -Головкин К.П.-самарский  купец, меценат,  художник,  который,  несмотря на скромное происхождение,  был настоящим русским интеллигентом. В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. Он предложил Городской думе 600000 рублей на постройку музея. Был  активнейшим участником  ежегодных выставок самарских художников и жертвователем  своих произведений в фонд музея, страстным  коллекционером, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею. В результате активной деятельности Константина Павловича в музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая в себя работы и самарских художников и знаменитых русских живописцев.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 9

3)      Благотворительность в моём городе.

      Наш молодой город Тольятти  вырос в удивительно красивом месте, на берегу великой  русской реки Волги.  Живописны её берега, славна и богата история старого  Ставрополя,  достойными преемниками его традиций по праву гордимся мы сегодня. Одной из таких традиций была традиция оказания помощи нуждающимся.  Среди меценатов, которые внесли существенный вклад в историю развития благотворительности города, выделяется Яркин Владимир Валерьевич.                

           Яркин В.В.- председатель совета директоров холдинга "АвтоТрейд". Активно занимается общественной деятельностью. Ежегодно признается меценатом города Тольятти и меценатом Самарской губернии.  

        Благотворительная деятельность Яркина Владимира Валерьевича вне конкуренции: с 2005 года  им было осуществлено множество проектов в поддержку культурного наследия города. Общественное признание в виде титула мецената года он получает заслуженно: с его помощью Молодежный симфонический оркестр Поволжья смог принять участие в фестивале за границей, театр "Дилижанс" возобновил показ мюзикла "Алые паруса", театр "Колесо» пригласил на гастроли в Тольятти всемирно известных актеров, состоялся международный детский фестиваль гандбола. И  это ещё не всё!  Многое воплощено в жизнь, но много еще предстоит сделать. Ведь меценат - это состояние души. Меценат - это звучит гордо, и это звание нужно оправдывать беспрерывно.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 10

5.  Долина творчества

     -Ребята, а какие  добрые дела вы  можете делать, чтобы помочь другим?

Дети представляют мини-проекты «Твори добро!»

Методические  комментарии

Во время подготовительной  работы дети получают задания по группам:

  1. Подумайте  и ответьте на вопросы:
  1. Кому может быть нужна наша помощь,  кому не хватает вашей доброты и участия?
  2. Чем вы можем помочь другим людям?
  3. Что вы сделаете доброго в первую очередь?
  4. Какие добрые дела уже сделаны?
  1. Представьте,  что вы-различные  благотворительные организации.

     1.Придумайте  название и эмблему организации.

     2. Разработайте мини-проекты  благотворительных  акций, которые  могли бы  

         реально осуществить.

3. Подготовиться к презентации мини-проектов, представить свою работу.

     Несмотря на деление класса на 3 группы, на практике  в каждой акции  участвуют и представители всех групп детей, принимают участие в мероприятиях и  родители обучающихся.

Слайд 11

  1.  Группа «Искорки»

Благотворительная организация  «Память»

Акция «Спасибо Вам за жизнь»

Цель: милосердное отношение к защитникам Отечества: ветеранам Великой Отечественной войны, участникам современных военных конфликтов, военнослужащим; гордость за героические страницы прошлого, сохранение памяти о подвигах защитников.

Выступление учащегося:

    -Чтобы быть милосердным, не обязательно иметь капитал. Проявлять это качество можно, просто бескорыстно даря добро и тепло другим людям, особенно если речь идёт о тех, кто, пережив все ужасы и лишения Великой Отечественной  войны, выстоял сам и подарил жизнь последующим поколениям. К сожалению, время неумолимо, и с каждым годом остаётся всё меньше свидетелей тех страшных и трагических событий. Тем важнее успеть сказать им слова благодарности, оценить  тот подвиг, который они совершили, а самое главное – сохранить эту память навечно, бережно передавая от поколения поколению.

Наш вклад в дело благотворительности:

1.Организовать шефство над ветеранами Великой Отечественной войны Топилиным С.А.(25.09.1912 г.р.) и Фисечко В.И.(02.07.1924г.р.).

2. Готовить концерты и поздравление  для ветеранов Великой Отечественной войны ко всем знаменательным  датам.

3. Организовать коллективное творческое дело «Поздравление со 100-летием Топилина С.А.(25.09.1912 г.р.)  ».

4. Выпускать коллективную сетевую Wiki-газету «Огонёк», посвящённую 9 мая, 23 февраля (блог «Почемучки»).

5. Ко дню защитника Отечества собрать посылку солдатам: изготовленные сувенирные подарки, канцтовары, письма военнослужащим и отправить в воинскую часть.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 12

  1.  Группа «Огоньки»

Благотворительная организация  «Солнышко»

Акция «Капельки радости»

Цель: проявление чувства милосердия, доброты при общении со сверстниками из детских домов;  оказание посильной помощи  детям, воспитывающимся в учреждениях для детей-сирот

 Выступление учащегося:

  - Рядом с нами живут дети, которые  нуждаются в помощи.  Дети-сироты они ничьи. У них нет мамы, которая стеной оградит от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут, они-маленькие.   По материалам последней статистики  города  Тольятти в детских домах и интернатах нашего города воспитываются более 500 детей, потерявших семью и дом. Все они нуждаются в доброте, помощи.  Наше государство заботится о них. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И  мы не должны быть равнодушны к беде ближнего.  Милосердие-это наше дело.

Наш вклад в дело благотворительности:

1.Посетить школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и показать для ребят концертную программу «Разноцветная радуга»;  организовать игру «Конвертики счастья».

(Готовятся конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет и подписываются.  В готовые разноцветные конверты ребята кладут записки, забавные открыточки, конфетки, наклейки, рисунки. Конвертики дарят детям. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать.  Игра увлекает всех).

2.Собрать передачу  для детского дома: книги,  игрушки, развивающие игры,  одежда, канцелярские  товары; диски с музыкой, кинофильмами и анимацией.

(Родители оказывают материальную помощью детям-сиротам покупкой памперсов и лекарств).

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 13

  1. Группа «Светлячки»

Благотворительная организация  «Друзья»

Акция «Поможем живой природе»

Цель: охрана окружающей среды и бережному отношению к живой природе.

Выступление учащегося:

-Живая природа – это удивительный, сложный, интересный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их  огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира.  

          А  жизнь на Земле, по мнению учёных,  может существовать при одном условии: если земная поверхность постоянно будет покрыта зеленой растительностью.  Мы знаем, что растительный мир возник первым на нашей планете, и только с его деятельностью развилось все разнообразие живых организмов.  

         Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Но часто природе угрожает опасность и над этим надо задуматься людям.  

          Например, подсчитано, что значительное количество птиц гибнет от бескормицы в непогоду во время перелетов, а остающиеся у нас на зиму оседлые виды гибнут во время сильных морозов и снегопадов из-за нехватки кормов. Подкормка птиц зимой может сократить их убыль. Всех этих птиц можно спасти, подкармливая их. Привыкнув к вашему участку зимой, они останутся весной на гнездование.

А как страшно смотреть в глаза бездомной собаке или кошке! Их глаза просят о помощи, в них надежда. Брошенные животные ни в чем не виноваты, ведь их жизнь зависит от нас: хороших или плохих хозяев. Тревожную картину сегодня наблюдаем на улицах города: там всё больше бродячих животных.   Некоторые  жители просто  выбросили  на улицу своих  когда-то любимых домашних питомцев.

Наш вклад в дело благотворительности:

1.Совместно с родителями изготовить более 60 кормушек,  20 скворечников,   которые разместить на деревьях и кустарниках, растущих на территории образовательного учреждения, в парках, скверах, лесных массивах, около домов.

2.Организовать КТД «Моя клумба» (посадка цветов на созданных клумбах в школьном дворе и в микрорайоне).

3.Принимать участие в мероприятиях по улучшению экологического состояния школьного двора.

4.Расклеить  агитплакаты с призывом не терять своих домашних питомцев.      

5. Пригласить на классный час  работников приюта для бездомных животных города Тольятти.

6. Собрать и отправить для бездомных животных приюта сухой корм, сухари и крупы, старые вещи, коврики для подстилок, газеты и средств по уходу за животными.

7. Принять участие во Всероссийской акции «Весенняя неделя добра».

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Слайд 14

7. Завершение игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»

    -Ребята! В течение урока вы думали над вопросом: какими качествами должен обладать человек, способный оказать помощь нуждающимся. Теперь, когда солнышко засияло ярко,  прочтём хором эти слова, обозначающие качества характера.  (Учитель   переворачивает листочки с лучами  солнца, дети читают слова: доброта,  милосердие, человечность, внимание, сострадание,  благородство, патриотизм, уважение, велико душие,  миролюбие).

    -А каких слов, обозначающих качества характера благотворителя,  здесь не может быть?

(Бессердечность, вспыльчивость, злорадство, эгоизм, хвастовство, грубость,  скупость, ложь, зависть).

    -Благотворитель-это человек, обладающий богатым внутренним миром.

     -На наших лучиках написаны те качества, которыми должны обладать добрые, щедрые люди, способные помочь нуждающимся. Так значит ребята, если люди обладают этими качествами, то мир становится солнечным и прекрасным. И чтобы вы не забыли об этом, я каждому из вас подарю  маленькое солнышко – частичку нашего большого солнца, как символ добра, любви и красоты, которое вы унесете с собой.

Вручение подарков детям (Звучит музыка Флярковского А. «Будьте добры»).

III этап урока.       «Итоговый»

1.Подведение итогов.  Рефлексия.

Методические комментарии  

      Рефлексия – это деятельность человека, когда он осмысливает свою проделанную работу, испытанные во время работы чувства и переживания, думает над тем, доволен он или не доволен результатом. 

       Дети заполняют «Бланк рефлексии», который будет храниться в личном портфолио,  закрашивают облачко настроения, чувств и переживаний.

      - Вот и закончилась игра-путешествие «Дорогой доброты». Дети, вы-наши солнышки, и, чтобы мы гордились вами - будьте добры,  дарите любовь друг другу, тепло, помощь,   не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые слова, умные мысли, за творческое отношение к работе.

III. Используемая литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Савинов Е.С.]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).  
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли.  Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. - М.: Просвещение, 2010. -152 с.
  3. Классные часы: Авт. – сост.  Максимова Т.Н. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Едидович Л.В. «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин: Летопись жизни». – Самара, 2007.
  5. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии.– Самара: Самарский Дом печати, 1993.
  6. Тутубалина Н.В.. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.
  7. Большая Российская Энциклопедия. М, Научное издательство «БРЭ», 2005 г
  8. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 (Электронная универсальная энциклопедия).

Ресурсы сети Интернет:

     1. Коллективное сетевое взаимодействие:

https://sites.google.com/site/itactivity2012/p3_1

    2. Разработка  проекта:

 http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign/Design/

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт:

        http://standart.edu.ru/ 

  1. Меценаты Тольятти-Яркин В.В.

http://tlttoday.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=47&pop=1&page=0&Itemid=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия. Тема: « Доброта спасет мир».

Цель занятия:1.       Воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.2....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка классного часа "Доброта рядом живёт"

Методическая разработка классного часа содержит как теоретический, так и практический материал по организации воспитательного процесса....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»

Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на...

Методическая разработка на тему: "Доброта"

Методическая разработка на тему: "Доброта"...