РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Коррекция психофизических функций» для 1 кл.
рабочая программа (1 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности  «Коррекция психофизических функций» для 1  кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_1_kl.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА №

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №1

от 25. 08. 2016г.

Руководитель МО

_________________

ПРИНЯТО

на заседании

Педагогического совета

ГБОУ школы №

Протокол № 1

от 29. 08. 2016 г.

          

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР 

_____________/ ____________

26. 08. 2016 г.

              .

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ школы

Приказ №20 от 30.08.2016 г.

_____________/ «30» августа 2016 г.

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Коррекция психофизических функций» для 1 «Б»  класса

2016-2017 учебный год

Ф.И.О. учителя: Попова В.В.

                                                              Санкт-Петербург

2016 год


Пояснительная записка

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно - психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.

Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились психологами (В.И.Зыкова, З.И.Калмыкова, И.А.Коробейников, Н.А.Менчинская, Н.И.Мурачковский, А.М.Орлова, Н.П.Слободяник), педагогами (Ю.К.Бабанский, А.А.Бударный, Б.П.Есипов, Л.В.Занков), дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, С.Г.Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с  задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Острейшая необходимость разработки вопросов развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями развития, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников. Для них характерны: недостаточная дифференцированность ощущений, нарушенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мышления. Нарушенное чувственное самопознание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить знания об окружающих его предметах и явлениях. Детей с ограниченными возможностями здоровья отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности. Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита моторика, повышена утомляемость.

Именно поэтому младшие школьники с ЗПР требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Актуальность программы определена тем, что  дети данной категории обладают потенциальными возможностями дальнейшего развития, то есть будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить только с помощью педагога.

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи программы:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программа выполняет следующие функции:

Познавательная функция

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающая функция

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающая функция

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

В результате обучения по данной образовательной программе у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будут формироваться:

- двигательные и моторные функции;

-высшие психические функции;

-универсальные учебные действия:

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Личностные результаты: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Предметные результаты: 

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии. (простые)

Содержание программы

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом  основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач. Для реализации поставленных задач в программе также использованы разнообразные методы, в частности игры: дидактические, сюжетные, ролевые, подвижные, конструктивные.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие восприятия

– задания на развитие внимания.

– задания на развитие памяти.

– задания на совершенствование воображения.

– задания на развитие логического мышления.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Задания, развивающие память

Упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники развивают зрительную, слуховую, образную, смысловую память. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

складывание и перекладывание палочек с целью составления заданных фигур

Задания, развивающие мышление

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Рабочая программа курса «Коррекция психофизических функций» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, с использованием учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:

Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О. Холодова — М.: РОСТ — книга,2011.

Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О. Холодова — М.: РОСТ — книга, 2011.

Психологические игры и упражнения (отобраны из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, в соответствии с учетом возрастных особенностей детей).

Программа  рассчитан на 34 часа в год.

Календарно – тематическое планирование

Период

Тема занятия

Количество часов

 

1

Вводное занятие. Выявление уровня развития познавательных процессов. Игры на знакомство.

1

 

2

Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия.

1

 

3

Тренировка внимания и развитие мышления Игра «Поменяемся местами» и др.

1

 

4

Игры на развитие зрительной и слуховой памяти.

1

 

5

Игры на развитие мышления. Поиск закономерностей.

1

 

6

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

1

 

7

Игры на развитие мелкой моторики. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

1

 

8

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

 

9

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

 

10

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

 

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  Игра «Повторяй за мной»

1

 

12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Игра «Запретный номер»

1

 

13

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Что можно сделать из…»)

1

 

14

Игры на развитие мелкой моторики. Игры с прищепками, счетными палочками, пуговицами, фасолью.

1

 

15

«В гости к сказке». Игры на развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

1

 

16

Развитие концентрации внимания. Игра «Самый внимательный»

1

 

17

«В мире животных». Тренировка слуховой памяти.

1

 

18

Тренировка зрительной памяти. Игра «Кто быстрее?»

1

 

19

Развитие логического мышления. Обобщающие понятия.

1

 

20

«Несуществующее животное». Совершенствование воображения.

1

 

21

Развитие творческого мышления. Игра «Что было бы, если...»

1

 

22

Словесные игры, игры на развитие речи.

1

 

23

Игры на развитие ориентировки в пространстве. Игра: «Угадай, где спрятали»

1

 

24

Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций. Игра «Ловим комаров»

1

 

25

Развитие концентрации внимания и развитие мышления. Игра «Маленькое приведение»

1

 

26

Тренировка внимания и развитие мышления. Игра «Театр масок»

1

 

27

Тренировка слуховой памяти и развитие мышления. Игра: «Повтори не ошибись»

1

 

28

Тренировка зрительной памяти и развитие мышления. Игра «Шапка-невидимка».

1

 

29

Игры на развитие связной речи.

1

 

30

 «Цветные автомобили». Игры на развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

1

 

31

Совершенствование воображения. Игра «Невероятности»

1

 

32

Развитие творческого мышления. Игра «Найди применение»

1

 

33

Комплексные игры и графические упражнения

1

 

34

Итоговое занятие. «Поделись улыбкою своей»

1

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты/ Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. /под ред. И. В. Дубровиной – М. Издательство «Просвещение», 2003.
  4. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. – М., 1981.
  5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославь: «Академия развития», 1997.
  6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Практические игры и упражнения для детей школьного возраста: пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
  8. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.
  9. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей(6-7 лет)/Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд, перераб. – М.: Росткнига, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью (...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррекция устной и письменной речи» в 1 классе

Цель: Обогащение и уточнение словаря, развитие вопросно-ответной диалогической связной речи детей. Задачи: - расширять и уточнять кругозор обучающихся на основе улучшения уже имеющихся понятий; ...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным прик...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...