Программа по адаптации первоклассников. "Я иду в первый класс"
рабочая программа (1 класс)

Кутлан Наталья Сафаргалиевна

Поступая в первый класс, ребенок оказывается в новой обстановке, в новом окружении. Задача учителя и родителей сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в школе и в классе комфортно. Этот период в школе  называют адаптационный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_idu_v_pervyy_klass.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №22»

Рабочая программа

По адаптации первоклассника в школе

« Я иду в первый класс»

Возраст 6,5 -7 лет

                                                                                                          Автор:

                                                                            Учитель начальных классов:

                                                                      Кутлан Наталья Сафаргалиевна                                                  

                                                                         

                                               

                                                               

                                             

                                                Барнаул, 2016 г

                                         

                                           

                             Пояснительная записка

Введение

Состояние здоровья младших школьников требует особенного внимания к организации его школьной жизни : режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному  климату в классе и др.

           Поступая  в школу, первоклассник  попадает в новую среду, новое окружение, и можно утверждать, что он  переживает некий  кризис – это  особый этап в жизни первоклассника, в процессе которого обостряются многие проблемы развития личности.

          Данные  Института возрастной физиологии РАО, период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.

          Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал Л.С.Выготский основоположник советской психологической школы:

  •  поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;
  • манерничанье, – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь его взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;
  • симптом «невкусной конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.

               Именно  «кризис  семи  лет»  венчает  развитие  ребенка в  дошкольном  возрасте и открывает перед собой  период  младшего  школьного  возраста. Можно  утверждать, что если ребенок прошел кризис  семи  лет – он  школьник, не  прошел  «кризис  семи лет» – он психологически  является  дошкольником (Е.Е.Кравцова). Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек, профессионал поддержал ребенка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств. Многие современные исследователи считают, что педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо любому субъекту для успешной адаптации, т.е. выбора оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, а педагогическая защита – для обеспечения физической, психологической и нравственной безопасности учащихся.

              По мнению не только отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что: он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

           В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ не только  много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода, но и делается. Однако остаются нерешенными вопросы:  организации этапа адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребенку, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни. Имея определенный опыт в этом направлении полагаю, что  данный курс  будет способствовать облегчению прохождения периода адаптации и коррекции дезадаптативного поведения ребенка, для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма.  МБОУ «Гимназия № 22»  представляет   возможность, подготовить ребенка  к периоду адаптации за счет введения дополнительной услуги по запросу  родителей   именуемой «Школа будущего первоклассника»,  и рекомендациям ФГОС.

Концептуальные  идеи

  • развитие детской психики,  
  • закономерности развития психики ребенка,
  • теории социального научения,
  •  культурно-историческая концепция,
  • здоровье как биологическая, психологическая и социальная категории.

    Такой вариант педагогической поддержки первоклассников в школе основан на следующих принципах обучения:

- принцип направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей, который предполагает использование специальных технологий, нацеленных на интеграцию процесса обучения и направленного формирования ряда функций организма ребенка (зрительных, двигательно-координационных, позостатических)

- принцип интегрированного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса, утверждающего необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными

- принцип деятельностного подхода – предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска

- принцип направленности на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество  подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома, как  к главному объекту педагогической работы  (отношение к себе как к субъекту деятельности, отношение со сверстниками, со  взрослыми – учителями и  родителями), предполагает необходимость грамотного педагогического внимания на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения  достоинства личности.

Предлагаемый вариант педагогической поддержки первоклассников заключается в использовании возможностей:

-  арт-терапии  («арт»– искусство, «терапия» - лечение, забота, уход) – это применение творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. Арт-терапевтические методики применялись еще в первой половине ХХ века, они имели прямое отношение к педагогике – системе воспитательного влияния на растущую личность, требующую профессиональной помощи.

- занятий по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука)

-  курса специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон  психики ребенка.

Цель программы:

 адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепления здоровья.

Комплексные занятия направлены на решение целого ряда задач:

развивать:

  • представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть,      слушать и    услышать);  
  • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке;
  • деловые отношения в совместной деятельности;
  • позитивное отношения к себе;
  •  умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в  поведении;
  • психические процессы (памяти, внимания, мышления, речи);
  • благоприятные условия для самовыражения и самоанализа посредством             процесса творчества;

формировать:

  • мотивационную сферу гигиенического поведения,    безопасной жизни, физического воспитания;
  • навыки толерантного взаимодействия;
  • эмоциональное и физическое состояние учащихся средствами художественной деятельности;
  • представления о ценности здоровья и  необходимости бережного  отношения к нему;
  • сознательное отношение к своему здоровью, стимулировать желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты

- основные  школьные  правила,

- позитивные  взаимоотношения между  людьми (вежливость, терпение, уважение прав и свободы действий другого  человека и др.);

- факторы  роста (рациональное  питание, двигательная активность и  др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);

- формы обращения, слова- приветствия, команды,комплименты;

-  невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) 

Учащиеся  должны  знать:

 для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;

-  некоторые положительные и отрицательные  черты  характера;

-   значение  ощущений и восприятия  в познании мира;

-   правила  дружбы, честной  игры, взаимопомощи;

- положительные стереотипы поведения и способы  разрешения  конфликтов;

- приемы мобилизации, концентрации внимания, а  также  снятия  мышечного и эмоционального  напряжения.

уметь:

- подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;

-   общаться со сверстниками и старшими;

-   преодолевать негативные эмоциональные состояния;

-   применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;

-  решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и при необходимости разрешения собственных проблем;

-   планировать  свое  время или на первых порах учиться этому;

- вести дискуссию, выслушивать  различные  мнения, доказывать  свою точку зрения;

-   анализировать собственный  жизненный  опыт соответствующий его возрасту;

-  останавливаться и принимать  конструктивное  решение в  трудных и опасных  ситуациях, принимать помощь сверстников, педагога и родителей.

        Инновация заключается в  том, что данный  разработанный  материал,  рассчитан на  учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.

Программа рассчитана на 65часов  недели .Занятия проводятся в сентябре  по 5 раз в неделю, октябре 2  раза (по 10-15 минут), во второй четверти и третьей по 2 раза в неделю, и в 4 четверти до конца учебного года 1 раз в неделю.  Они строятся в доступных и интересных для детей формах:

•  ролевые игры

•  психоэмоциональная гимнастика

•  рисование

•  групповые проекты с использованием ИКТ

•  освоение приемов саморегуляции

•  направленное воображение

В  работе  используются группы  методов: метод  убеждения

(разъяснение и внушение, рассказ и беседа), метод  стимулирования, метод  самовоспитания, метод  психологической  саморегуляции, метод  игровой  терапии.

 

Примерная структура занятия:

1. Упражнения на расслабление;  упражнения на развитие эмоциональных состояний;

2. Игры и упражнения на закрепление знаний об окружающем;  пантомимические, театрализованные представления, арт-терапия;  

3. Упражнения на развитие дыхания;  упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку;  ритмические упражнения.  

 Занятия могут быть объединены сюжетной линией.

 Они  строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Особенно сложно, но и наиболее интересно проводить занятия с детьми, имеющими различные уровни интеллектуального развития.  

На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.  

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

                                                Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

      В  том  числе

Форма  

контроля

  Теория

Практика

1.

Раздел 1. Введение в школьную жизнь

13

3

10

Рисуночная диагности-ка «Я и мои друзья»,

теппинг-тест

2.

Введение знака «Поднятая рука»

1

1

1

3.

Приветствие учителя.

2

1

1

4.

Узнаем друг друга

5

5

5.

Выбор приветствия.

2

1

6.

Лента школьного времени.

3

1

2

7.

Раздел 2. Изучаем правила  общения

11

2

9

8.

Учимся договариваться.

5

1

3

9.

Умею ли я дружить. Спор и ссора.

2

2

10.

Пойми меня.

1

1

11.

Уважая себя, уважай других.

2

1

2

12.

Весь мир – театр

1

1

13.

Раздел 3.

Познаем себя и других

12

4

12

Диагностика школьной мотивации;уровня

тревожности;

рисуночный тест

14.

Все люди разные.

3

1

2

15.

«Если б я был волшебником»

1

1

16.

Я глазами других.

2

2

17.

Всё, что с нами происходит

2

1

1

18.

Мальчики и девочки.

2

2

19.

Помоги себе сам

1

1

20.

Посвящение в  первоклассники

1

1

21.

Раздел 4. Мир вокруг меня

7

2

5

22.

Взгляд на мир

5

1

4

23.

Дороги в мир здоровья

2

1

1

24.

Раздел 5.  Я и моё здоровье

10

3

7

Диагностическое исследование

25.

Я и другие

2

2

26.

Познай себя и соблюдай правила для всех

2

1

1

27.

Я и  природа

2

1

1

28.

Движение- жизнь

4

1

3

29.

Раздел 6.  Мой внутренний мир

8

2

6

Диагностическое исследование

30.

Дорога добра

4

1

3

31.

Остров  желаний

2

1

1

32.

Учусь владеть собой

1

1

33.

Прощай, первый класс!

1

1

Итого

65

19

52

                               

                            Содержание программы

Раздел 1. Введение в школьную жизнь.

Тема 1. Введение знака «Поднятая рука».

Совместное обсуждение. Выработка школьного правила «Поднятая рука». Подражательные повторения действий и движений  педагога. Знакомство детей.

Тема 2. Приветствие учителя.

Выработка школьного правила «Приветствие учителя».  Осознание позиции школьника. Тренировка поведенческих реакций.

Тема 3. Узнаем друг друга.

Установление контакта между детьми. Создание условий для самораскрытия. Демонстрация вариантов знакомств. Выработка правил приветствия.

Тема 4 . Выбор приветствия.

Осознание ответственности школьника за свои поступки. Практиковать в учебном взаимодействии. Нормализация мышечного тонуса.

Тема 5. Лента школьного времени.

Уточнение представления о времени. Уроки и перемены. Планирование времени. Тренировка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.

Раздел 2. Изучаем правила  общения

Тема 6. Учимся договариваться.

Освоение новой школьной нормы общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Тренировка невербального воздействия детей друг на друга.

Тема7. Спор и ссора.

Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.

Тема 8. Пойми меня.

Воспитание чувств, симпатии, толерантности. Создание условий для  анализа собственного жизненного опыта.

Тема 9 . Уважая себя, уважай других.

Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.

Тема 10. Весь мир – театр.

Социальная компетенция. Межличностное общение. Сплочение коллектива.

Раздел 3. Познаем себя и других

Тема 11. Все люди разные.

Разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному. Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.

Тема 12. Если б я был волшебником.

Актуализация эмоционального состояния учащихся. Способствование переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах.

Тема 13. Я глазами других.

Социально-психологическая компетентность. Выработка  новых способов поведения. Позитивный эмоциональный тон общения.

Тема 14. Всё, что с нами происходит.

Анализ и разрешение внутриличностных конфликтов. Снижение уровня тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.

Тема 15. Мальчики и девочки.

Культура взаимоотношений. Позитивные отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

Тема 16. Помоги себе сам.

Осознание возможности и необходимости саморегуляции. Приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Тема 17. Посвящение в  первоклассники.

Обобщение представлений о школе, об учениках, об учителе. Осознание того, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем. Развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Раздел 4. Мир вокруг меня

Тема 18. Взгляд на мир.

Осознание зрения как основного способа познания и  установления отношения с миром. расширение опыта зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его спонтанного использования в оценке окружающей среды. Развитие зрительной чувствительности посредством восприятия своих собственных движений.

Тема 19. Пути-дороги в мир здоровья.

Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции. Приобщение к регулярным занятиям физическим упражнениями.

Раздел 5.  Я и моё здоровье

Тема 20. Я и другие.

Умение воспринимать другого человека, понимать его внутренний мир. Эмоциональная близость. Переживание единства и доверия друг другу. Преодоление эмоциональной замкнутости. Невербальный опыт взаимодействия с другими детьми.

Тема 21. Познай себя и соблюдай правила для всех.

Контроль и оценка своего физического состояния. Потребность в выполнении гигиенических правил. представление о валеологической культуре.  

Тема 22. В единстве с природой.

Способы сохранения здоровья. Приобщение к зравотворчеству. Совершенствование физических качеств.

Тема 23. Движение- жизнь.

Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями. Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции.

Раздел 6. Мой внутренний мир

Тема 24. Дорога добра.

Тренировка регуляции своих поведенческих реакций. Приобретение и закрепление приемлемых и способов разрешения конфликтов.

Тема 25. Остров  желаний.

Овладение  навыками управления своей эмоциональной сферы. Подражательное воспроизведение чужих эмоций.

Тема 26. Учусь владеть собой.

Расширение представления о способах саморегуляции в критическом состоянии. Тренировка умения останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.

Тема 27. Прощание с  1 классом!

Обобщение полученных знаний. Закрепление саморегуляции.

                         

Педагогический аудит

1.  Диагностики адаптации первоклассников к школе

А. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (Методика “Домики”)

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

       Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№1 – твое настроение, когда ты разговариваешь с родителями,

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью  реакций  негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

с положительным отношением к школе

с амбивалентным отношением

с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)

частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)

недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

достаточный;

частичный;

недостаточный (или дезадаптация).

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

первоклассников с частичной адаптацией

Б.  "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже среднего. Дети которые получили от 12 - 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильное изображение элементов рисунка;

г) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

д) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

е) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

                                   2. Методика «Цветопись».

      Ежедневно эмоциональное  состояние  детей  определяется  с помощью   методики  Лутошкина. Согласно  этой  методике, каждому  эмоциональному  состоянию  соответствует  определенный  цвет, а  именно:

красный – восторженное        настроение;

оранжевый – радостное;

желтый – светлое,         приподнятое;

зеленый – ровное, спокойное;

синий – грустное, печальное;

фиолетовый – тревожное;        

черный – унылое, упадочное.

Каждый  ребенок  выбирает  цвет, соответствующий  его  настроению.

3. Теппинг – тест для определения темпа деятельности.

Этот тест очень прост в выполнении и проверке. Вам потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

Очень важно:

  1. В точности повторить размер квадратов ( 2 ряда по 3 квадрата, каждый из них 4 Х 4 см, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 Х12 см).
  2. Объяснить ребенку, в каком порядке их заполнять. Если он не знает цифр, покажите ему направление стрелкой.
  3. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

Положите перед ребенком этот лист с пронумерованными квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребенка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками. Пусть представит, что он дятел, который долбит клювом-карандашом дерево-бумагу. Начинать работать – стучать – надо по команде: «Начали!».  На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой «Дальше!» дается сигнал перейти к следующему.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

А теперь подсчитайте результат.

16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он выполняет задания, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16 - 20 точек – нормальный средний темп работы.

20 точек и больше – ваш «дятел» умеет и может работать в очень быстром темпе.

Этот психологический тест дает нам информацию о работоспособности ребенка. Работоспособность по-другому можно назвать выносливостью. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.

Посмотрите, какой узор получился  в квадратах. Если в первом по счету точки стоят густо, а в другом редеют, и разница в количестве точек между первым и последними квадратами составляет 10 и более, ребенок склонен к быстрому утомлению. Значит, занимаясь любой деятельностью, необходимо делать частые (каждые 15 минут) небольшие  (до 5 минут) перерывы.

 Литература для педагогов.

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.М., 2002.
  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997.
  3. Бородкина Г.В.. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.
  4. Беймен В.Р. Первоклашка – здоровяшка. Мозарь. 1998
  5. Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995. – с. 202
  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И.Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995
  8. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. Мн., 1988
  9. Венгер Л.А., Венгер А. Л. “Готов ли ваш ребёнок к школе?” М., 1994. – с. 500
  10. “Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 1996.№ 4. – с.61
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996
  12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984
  14. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995
  15. Евсюшкина Е.П. Готовность ребенка к школе: почему молчат психологи.// Начальная школа, № 10.- 2002.
  16. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1998
  17. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. СПб, 1996. Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под ред. М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.
  18. Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974
  19. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994
  20. Мухина В.С.. Шестилетний ребенок в школе. - М., Просвещение, - 2000.
  21. Нартов К.М. Сказка – поэзия народной души // мир психологии. 1998. №3
  22. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997
  23. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2012.
  24. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
  25. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть: Русский детский фольклор/ Сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. М., 1995
  26. Серов Н.В. Эстетика цвета: методологические аспекты хроматизма. СПб, 1997
  27. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
  28. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
  29. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993
  30. Цукерман Г.А. “Школьные трудности благополучных детей”. М., 1994.-с.133
  31. Эндрюс Тед. Искусство лечения цветом. М., 1998
  32. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Практический психолог. 1998. №5
  33. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.

Литература для родителей.

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М., 1987
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как получить «пятерку» за здоровье. Тула, 1997
  3. Брайт Л. Развиваем интеллект. Спб.; М.; Харьков; М.1997
  4. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. М., 1995
  7. популярная психология для родителей/ Под ред.А.С.Спиваковской. Спб., 1998
  8. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1998
  9. Трафимова Г.В. Целебные тропинки: Книга для совместного чтения родителей с детьми. Мн., 2000
  10. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М., 1993

                        Литература для детей.

  1. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Спб., 1996
  2. Синицына Е. Умные сказки. М., 1997
  3. Синицына Е. Умные слова. М., 1998
  4. Твое питание и здоровье: Школьный иллюстрированный справочник / Пер. с англ. Т.Л.Шишовой. М., 1996
  5. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская, М., 1985
  6. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д.Синюков. М., 1983
  7. Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. И.Ю.Сосновский, А.М. Чайковский. М., 1990
  8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., 1997
  9. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Культура/ Авт.-сост. Н.В.Чудакова. М., 1998

Музыкальное сопровождение

   Эмоции радости

  1. В.Шаинский «Улыбка»
  2. В.Шаинский «Чунга – Чанга»
  3. В.Шаинский «Вместе весело шагать»
  4. В.Шаинский «Цирк»
  5. В.Шаинский «Когда мои друзья со мной»
  6. Д.Шостакович «Испанский танец»
  7. П.И.Чайковский «Марш деревянный солдатиков»
  8. П.И.Чайковский «Камаринская»
  9. П.И.Чайковский «Новая кукла»
  10. О. Онуфриев « Дельфины»
  11. Е.Крылатов «Качели»

Эмоции печали

  1. Д.Шостакович «Ноктюрн»
  2. М.Мусоргский «Тюильский сад»
  3. П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

Эмоции страха

  1. М.Мусоргский «Баба Яга»
  2. Д.Китаенко «Кащеево царство»
  3. П.И.Чайковский «Баба Яга»

Покой, расслабление:

  1.  Н.Римский -Корсаков «Волшебное озеро»
  2. Ф.Шуберт «Аве- Мария»
  3. К.Сен –Санс «Лебедь»
  4. К.Дебюсси «Чудный вечер»
  5. П.И.Чайковский «Сладкая греза»
  6. П.И.Чайковский «Песня жаворонка»
  7. Д.Кабалевский «Спокойной ночи»
  8. Д.Шостакович «Колыбельная»

Разные эмоции

  1. А.Глазунов «Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

авторизированная программа по адаптации первоклассников

Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается, как повышение уверенноти в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепления ...

программа по адаптации первоклассников

Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепл...

Программа по адаптации первоклассников

Программа по адаптации первоклассников...

Программа сопровождения адаптации первоклассников

В данной программе разработаны занятия в соответствии с возрастными особенностями, а также есть анкета для родителей и методика для обучающихся 1-х классов...

Программа исследования адаптации первоклассника

Даннаое исследование может быть проведено как школьным психологом, так и самим учителем....

Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание ...