Главные вкладки

    Развитие познавательных интересов у младших школьников как фундамент профильного обучения
    статья

    Статья посвящена развитию познавательных интересов в процессе обучения в младших классов. Закладка фундамента самоопределения в отношении выбора профиля будущего обучения. В статье рассмотрены условия для воспитания и развития познавательного интереса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_razvitie_poznavatelnyh_interesov.doc42.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Лариса Константиновна Мороз, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным  изучением  отдельных  предметов  «Центр образования»  в               г. Серпухове

    Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не, только в начальной, но и в основной школе. А также закладка фундамента самоопределения в отношении выбора профиля будущего обучения.

             Все усилия педагога сформировать у детей, какое либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений.

    Интерес как явление изучается рядом наук. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения с различными явлениями.

    Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, по выражению Л.С. Выготского, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Он обуславливает такой характер отражения объективной действительности, которая ориентирует на определенное, избирательное отношения к существующим обстоятельствам. Интерес направляет познавательную деятельность школьника.

    Содержание понятия « познавательный интерес» представляется исследователями по разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций до избирательного отношения и мотива. Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей к выводу, что это интегральное образование личности включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.

    Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности. Активное оперирование приобретенными знаниями и умениями и стремления передать их другим. Под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции         (выразительность речи, мимика и т.д.). Подходы к выделению уровней развития познавательного интереса практически едины. Это следующие ступени: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. Исследования посвященные вопросам познавательного интереса, основаны на личностно-деятельностном подходе и раскрывают  ряд важнейших особенностей: его появления направлены на различные сферы человеческой деятельности. Интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, а формируется  в социальных условиях его существования. Как подчеркивал Л.С. Выготский, интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром, особенное влияние на их развитие оказывает воздействия окружающих людей.

    К факторам социализации интересов  ребенка относят социально-экономические условия, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Все это оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию интереса.

    Интересы можно, и более того, необходимо формировать. И здесь есть основные правила, которыми могут руководствоваться учителя, формируя познавательные интересы учащихся:

    -необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;

    -объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них совершенно новым, ни уже хорошо известным;

    - материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного стержня» (Л.ГС. Выготский). Любознательность и элементарный познавательный интерес не являются врожденными качествами личности, любопытство само есть по себе не что иное, как реакция на новизну, и отличается большей рефлекторностью, чем любознательность, а тем более познавательный интерес. И поэтому миновать стадию любопытства в развитии интереса невозможно. Поскольку в силу возрастных возможностей сформировать теоретический интерес у младших школьников проблематично, то правомерно поставить задачу выведения их интереса на уровень элементарного познавательного. Для его пробуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. Общий путь воспитания познавательного интереса у младших школьников - от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность и обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

    В нашей школе созданы все условия для воспитания и развития познавательного интереса у учащихся, начиная с первого класса. Это в первую очередь выбор образовательных программ: образовательная система «Школа 2100», «Начальная школа  XXI века» и «Школа России», современное оборудование (интерактивные доски, интерактивная сенсорная панель Mimio, работа на компьютерах MAC OS). Созданы условий для дополнительного образования (шахматы, уроки ритмики, занятия в психомоторной комнате, уроки с лего-конструктором, занятия по дзюдо.) Проведённая диагностика (по методике Н. Лускановой) показала  достаточно высокий уровень мотивации. 47% младших школьников имеют высокую школьную мотивацию и познавательную активность, 53% – нормальную, дезадаптированных учащихся  нет. Дети с удовольствием ходят в школу и с удовольствием учатся. Данная система обучения в начальной школе содержит в себе большие потенциальные возможности как для формирования познавательных интересов, мировоззрения младших школьников, так и фундамента профильной подготовки.

    При переходе среднее звено  мы изучаем  интеллектуальные  способности, индивидуальные особенности и интересы учащихся. Это позволяет нам формировать пятые классы с углубленным изучением отдельных предметов.

    Продолжается работа по выявлению интересов, склонностей, способностей школьников и формированию практического опыта в различных сферах познавательной  и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе. Для учащихся 6-11 классов разработана программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    В школе создано научное общество учащихся «12 Портал». Это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определённых областях науки, искусства, развивать свой интеллект. Школьники  приобретают  умения и навыки научно-исследовательской деятельности, развивают творческие и коммуникативные способности, овладевают основами самопрезентации и  видами публичных выступлений. Всё это способствует подготовке учащихся к выбору направлений дальнейшего образования.        

                Для проведения широкого спектра исследований,  лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся, в  школе имеются цифровые лаборатории «Архимед». Это современное оборудование способствует формированию практического опыта у учащихся в различных сферах познавательной деятельности, которая ориентирована  на выбор профиля в естественнонаучной области.

            Попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, позволяют элективные курсы. Они выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении  личностного опыта  выбора собственного содержания образования.

              Таким образом, современная образовательная среда нашей школы и планомерная работа по развитию познавательных интересов учащихся, создают прочный фундамент профильного обучения.  

         

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Сергеев И.С. Руководителю образования о введении профильного обучения: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 136 с.

    2. Гладкая, И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 128 с.

    3. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С., Щербова Т.В., Згоржельская Т.П. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений (серия «Профильное обучение»). – 2-е издание. – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 159 с.

    4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 2001.

    5. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр.соч. в 6 т. Т.3. – М., 1983.

    6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979.

    7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»

    Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...

    Развитие познавательного интереса у младших школьников

    Аксиомой является мнение, что обучение чтению обеспечивает сохранность и пополнение запаса знаний, возможность использования из при любых обстоятельствах. Сложность заключается в том, как пробудить у ...

    Особенности развития познавательного интереса у младших школьников.

    Формирование познавательной деятельности младших школьников, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебно...

    Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

    Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

    Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

     Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...