РАбота с обучающимися ОВЗ
статья

Майорова Ольга Ивановна

Работа с обучающимися имеющими в анамнезе синдром Дауна, РАС, ТМНР, ЗПР. Сообщение из опыта работы с использованием новейших разработок науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_obuchayushchimisya_ovz.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Слайд     Основная цель социально психологического сопровождения – организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка ребенка  его семьи; подбор адаптивно - адекватных методов взаимодействия с ребенком,  способствующих его  воспитанию, обучению, коррекционно-развивающей  работе.  По результатам изучения контингента обучающихся  в 2019-2020уч.г. наблюдается следующая статистика:   СД- 31 чел., РАС – 36 чел, СДВГ – 14чел., учащихся с нестабильным эмоционально – волевым статусом  -25 чел. При создании предметно -  развивающей среды придерживаемся следующих принципов: насыщенность среды,   трансформируемость ( обеспечение возможности менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и  возможностей детей), вариативность, доступность, безопасность. В школе хорошо оборудована сенсорная комната, диагностический кабинет.   Хотелось остановиться на некоторых аспектах работы с контингентом.

Слайд№      Синдром Дауна 

Работа с учащимися начинается с момента поступления их в школу. Предварительная диагностика, определение маршрута обучения на консилиуме школы. Затем начинаются  наблюдения на уроках во время основных занятий с педагогом. Наблюдение может быть длительным (лонгитюдным) или кратковременным, или  по необходимости. Затем обследование  в игровой форме (иногда в группе, если  в классе не один ребенок , а несколько. Составляется индивидуальный маршрут коррекционно – развивающей работы.На первых этапах работы, да и на последующих  мы учимся играя. Хорошо себя зарекомендовали пособия и игры -  набор Пертра, кубики С.Б.Никитина,  пальчиковый театр, различные пазлы (наборы от 4 деталей до 25 как крупные так и средние), наборы мозаик, задания на бумажных носителях, игры на ознакомление с окружающим миром (Времена года, семья, эмоции, лото на различную тематику),различные пособия по закреплению знаний полученных на основных уроках (цифры, буквы, слоги, фигурки различные плоские и объемные игрушки).  Пособия позволяют формировать у обучающихся, в непроизвольной форме. дефициты развития,  продуктивное взаимодействие, ВПФ что в свою очередь позволяет им быть максимально успешными на уроках.  На последующих этапах  развивающей работы играть продолжаем, но задания усложняются с учетом приобретенных навыков и умений, требований АООП.  (Слайд смотрим и комментируем немного) ). Главное правило при работе с  ребятами— вовлеченность в обычную жизнь: общение со сверстниками, учеба, занятия в кружках, секциях.    При проведении занятий  всегда   учитывается  уровень сформированности умений и навыков, сильные стороны ребенка. На каждый класс заводится папка с данными результатов работы каждого ученика. Динамика достижений фиксируется   два раза в год. Хотелось бы несколько слов сказать о работе с семьей. Активное сотрудничество с  семьей -  одна из важнейших сторон коррекционно – развивающей работы.   Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Поэтому специалисты школы  консультируют родителей по всем возникающим проблемам развития их детей (чаще всего консультации оперативные по запросам), знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

Слайд№    3 РАС

   Об известных  методиках работы с контингентом коллеги скажут позже. Я же хотела  рассказать о нашей работе  на начальных этапах, так как это определяет дальнейшую положительную динамику ученика и его базовое доверие к окружающему миру детей и взрослых. Дети разные, симптоматика проявления особенностей развития у всех разная. Дети неговорящие, агрессивные, элементарные социально – бытовые  навыки часто бывают еще в стадии формирования. На начальных этапах работы с учащимся  ведется дневник наблюдений (в очень тяжелых случаях ) и родители подписывают его в конце каждой учебной недели. Все обговаривается - достижения, минусы и ситуации которые были в течении недели, триместра, учебного года (Мовшук А). Конечно все индивидуально, трудности и неожиданные ситуации бывают часто, но слаженная работа СС помогает их успешно решать. Коррекционная  работа начинается  на уровне наблюдения на различных уроках. Постоянно контакт с педагогами, обсуждение достижений ученика, его перспектив дальнейшего развития. Далее работа продолжается в кабинете. Некоторые ребята вначале  занятий стоят , не садятся на стул или сидят непродолжительное время, ходят размахивая руками, говоря сами с собой. Проходит  время и ребенок начинает доверять тебе, сидит , манипулирует предметом, работает рука в руке( вместе) или рядом. Тактильный контакт желателен, если ребенок позволяет его. Детям  нравятся коррекционные занятия, им здесь  интересно и комфортно Мы учимся  играя. Игры с  разными наполнителями и правилами - наборы Пертра, различные массажеры, кубики, пазлы из двух четырех частей, деревянные пазлы на различную тематику, наборы из геометрических фигур, наборы Тетрис из шести секций, различные сюжетные и предметные картинки (иллюстрации). Алгоритм проведения занятий всегда одинаковый, усложнение заданий идет по этапам, постепенно, с учетом достижений и индивидуальных особенностей  детей. Также всегда учитывается  ЗБР, социальная ситуация, тесный  контакт с семьей обязателен. Это основа дельнейшего успеха всей развивающей работы.  На каждого ученика заводится папка с данными результатов коррекционной работы. Динамика достижений фиксируется   два раза в год. В заключении хочу сказать ,что если обучающийся уже умеет сидеть за партой в течение урока не мешая окружающим , можно говорить о положительной динамике в обучении, о перспективах  достижения продуктивного взаимодействия в дальнейшем, об его относительно положительной адаптации в социуме и освоении АООП по его возможностям.

Слайд №     Несколько слов об обучающихся с ЗПР, на базе нашей ОП. 

Под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). В практике коррекционной работы используются как фронтальные, так и индивидуальные формы работы с детьми ЗПР. Занятия строятся на основе  программы Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Программа позволяет организовать деятельность ученика т.о., чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью. Сценарий занятия можно наполнять и другим содержанием, оставляя выбор материала за педагогом, учитывая актуальный уровень и ЗБР каждого ученика. Включаю в сценарий занятий пособия Б.Н. Никитина, его развивающие игры, различные дидактические игры, дакто – спектра, пазлы, активно использую набор ПЕРТРА,  шашки. Для развития ЭВС ребенка я включаю элементы занятий из программы психологических занятий Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я».  Таким образом, происходит полноценное развитие личности ребенка, а значит и решение поставленных коррекционно-развивающих задач.  Происходит осознание того что, у каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...

Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....

Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)

Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные  знания о профессиях, что способствует развитию...

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...