Главные вкладки

    РАбота с обучающимися ОВЗ
    статья

    Майорова Ольга Ивановна

    Работа с обучающимися имеющими в анамнезе синдром Дауна, РАС, ТМНР, ЗПР. Сообщение из опыта работы с использованием новейших разработок науки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_obuchayushchimisya_ovz.docx26.38 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Слайд     Основная цель социально психологического сопровождения – организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка ребенка  его семьи; подбор адаптивно - адекватных методов взаимодействия с ребенком,  способствующих его  воспитанию, обучению, коррекционно-развивающей  работе.  По результатам изучения контингента обучающихся  в 2019-2020уч.г. наблюдается следующая статистика:   СД- 31 чел., РАС – 36 чел, СДВГ – 14чел., учащихся с нестабильным эмоционально – волевым статусом  -25 чел. При создании предметно -  развивающей среды придерживаемся следующих принципов: насыщенность среды,   трансформируемость ( обеспечение возможности менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и  возможностей детей), вариативность, доступность, безопасность. В школе хорошо оборудована сенсорная комната, диагностический кабинет.   Хотелось остановиться на некоторых аспектах работы с контингентом.

    Слайд№      Синдром Дауна 

    Работа с учащимися начинается с момента поступления их в школу. Предварительная диагностика, определение маршрута обучения на консилиуме школы. Затем начинаются  наблюдения на уроках во время основных занятий с педагогом. Наблюдение может быть длительным (лонгитюдным) или кратковременным, или  по необходимости. Затем обследование  в игровой форме (иногда в группе, если  в классе не один ребенок , а несколько. Составляется индивидуальный маршрут коррекционно – развивающей работы.На первых этапах работы, да и на последующих  мы учимся играя. Хорошо себя зарекомендовали пособия и игры -  набор Пертра, кубики С.Б.Никитина,  пальчиковый театр, различные пазлы (наборы от 4 деталей до 25 как крупные так и средние), наборы мозаик, задания на бумажных носителях, игры на ознакомление с окружающим миром (Времена года, семья, эмоции, лото на различную тематику),различные пособия по закреплению знаний полученных на основных уроках (цифры, буквы, слоги, фигурки различные плоские и объемные игрушки).  Пособия позволяют формировать у обучающихся, в непроизвольной форме. дефициты развития,  продуктивное взаимодействие, ВПФ что в свою очередь позволяет им быть максимально успешными на уроках.  На последующих этапах  развивающей работы играть продолжаем, но задания усложняются с учетом приобретенных навыков и умений, требований АООП.  (Слайд смотрим и комментируем немного) ). Главное правило при работе с  ребятами— вовлеченность в обычную жизнь: общение со сверстниками, учеба, занятия в кружках, секциях.    При проведении занятий  всегда   учитывается  уровень сформированности умений и навыков, сильные стороны ребенка. На каждый класс заводится папка с данными результатов работы каждого ученика. Динамика достижений фиксируется   два раза в год. Хотелось бы несколько слов сказать о работе с семьей. Активное сотрудничество с  семьей -  одна из важнейших сторон коррекционно – развивающей работы.   Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Поэтому специалисты школы  консультируют родителей по всем возникающим проблемам развития их детей (чаще всего консультации оперативные по запросам), знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

    Слайд№    3 РАС

       Об известных  методиках работы с контингентом коллеги скажут позже. Я же хотела  рассказать о нашей работе  на начальных этапах, так как это определяет дальнейшую положительную динамику ученика и его базовое доверие к окружающему миру детей и взрослых. Дети разные, симптоматика проявления особенностей развития у всех разная. Дети неговорящие, агрессивные, элементарные социально – бытовые  навыки часто бывают еще в стадии формирования. На начальных этапах работы с учащимся  ведется дневник наблюдений (в очень тяжелых случаях ) и родители подписывают его в конце каждой учебной недели. Все обговаривается - достижения, минусы и ситуации которые были в течении недели, триместра, учебного года (Мовшук А). Конечно все индивидуально, трудности и неожиданные ситуации бывают часто, но слаженная работа СС помогает их успешно решать. Коррекционная  работа начинается  на уровне наблюдения на различных уроках. Постоянно контакт с педагогами, обсуждение достижений ученика, его перспектив дальнейшего развития. Далее работа продолжается в кабинете. Некоторые ребята вначале  занятий стоят , не садятся на стул или сидят непродолжительное время, ходят размахивая руками, говоря сами с собой. Проходит  время и ребенок начинает доверять тебе, сидит , манипулирует предметом, работает рука в руке( вместе) или рядом. Тактильный контакт желателен, если ребенок позволяет его. Детям  нравятся коррекционные занятия, им здесь  интересно и комфортно Мы учимся  играя. Игры с  разными наполнителями и правилами - наборы Пертра, различные массажеры, кубики, пазлы из двух четырех частей, деревянные пазлы на различную тематику, наборы из геометрических фигур, наборы Тетрис из шести секций, различные сюжетные и предметные картинки (иллюстрации). Алгоритм проведения занятий всегда одинаковый, усложнение заданий идет по этапам, постепенно, с учетом достижений и индивидуальных особенностей  детей. Также всегда учитывается  ЗБР, социальная ситуация, тесный  контакт с семьей обязателен. Это основа дельнейшего успеха всей развивающей работы.  На каждого ученика заводится папка с данными результатов коррекционной работы. Динамика достижений фиксируется   два раза в год. В заключении хочу сказать ,что если обучающийся уже умеет сидеть за партой в течение урока не мешая окружающим , можно говорить о положительной динамике в обучении, о перспективах  достижения продуктивного взаимодействия в дальнейшем, об его относительно положительной адаптации в социуме и освоении АООП по его возможностям.

    Слайд №     Несколько слов об обучающихся с ЗПР, на базе нашей ОП. 

    Под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). В практике коррекционной работы используются как фронтальные, так и индивидуальные формы работы с детьми ЗПР. Занятия строятся на основе  программы Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Программа позволяет организовать деятельность ученика т.о., чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью. Сценарий занятия можно наполнять и другим содержанием, оставляя выбор материала за педагогом, учитывая актуальный уровень и ЗБР каждого ученика. Включаю в сценарий занятий пособия Б.Н. Никитина, его развивающие игры, различные дидактические игры, дакто – спектра, пазлы, активно использую набор ПЕРТРА,  шашки. Для развития ЭВС ребенка я включаю элементы занятий из программы психологических занятий Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я».  Таким образом, происходит полноценное развитие личности ребенка, а значит и решение поставленных коррекционно-развивающих задач.  Происходит осознание того что, у каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

    Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением  I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.Речь человека является своеобразны...

    Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися

    Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...

    Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

    «Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....

    Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)

    Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные  знания о профессиях, что способствует развитию...

    Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

    Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...