Программа "Учиться интересно!"
рабочая программа

Волкова Любовь Владимировна

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальной школы, имеющих низкий  уровень мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа коррекции мотивации42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от 31.08.18 № 17

Утверждено

приказом директора школы

от 01.09.18 № 515

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

для детей, имеющих низкий уровень мотивации

"Учиться интересно!"

Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна

Когалым

2018-2020 гг

Пояснительная записка

        Рабочая    программа  развития учебной мотивации  младших школьников  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.  №189 г. Москва  «Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
  5.   Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №7».

        

        Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.

        При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.

Задачи программы:

  • формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками,

необходимые для успешного протекания процесса обучения;

  • повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  • формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • формировать умение ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
  • формировать умение прогнозировать результат деятельности.
  • воспитывать  чувства ответственности за результаты деятельности;
  • развивать  волевые качества личности.

Принципы построения программы:

Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

Принцип индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.

Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.

Средства коррекции:

  • вербально-коммуникативные;
  • орудийно-манипулятивные;
  • изобразительно-графические;
  • экспрессивно-мимические.

Формы работы

При реализации программы используются следующие формы и методы работы:

  • беседа,
  • ролевая игра,
  • арт-терапевтические техники
  • сказкотерапия,
  • дискуссия,
  • когнитивные методы (упражнения на развитие памяти, внимания, мышления).

Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся в группе по 8 - 10 человек один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30-40 минут.

Структура занятий:

  • организационная часть: Приветствие;
  • основная часть: Игровой блок;
  • заключительная часть: Рефлексия.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

  • возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка.
  • повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества.
  • повышение самооценки.
  • понижение показателей тревожности ребенка.
  • повышение уровня школьной мотивации.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что результаты отразятся  на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с  мотивацией достижения успеха, в улучшении адаптации в школе и повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии положительной оценки:

повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

положительное отношение к школе, к учению;

сформированность умения правильно ставить перед собой цель и достигать ее;

овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;

улучшение социально-психологического климата класса;

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Задачи, решаемые на каждом занятии

Кол.
часов

1.

Позитивные мысли

Развитие осознания сильных сторон своей личности.

Развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

1

2.

Школьные дела

Развитие позитивного отношения к школьной жизни.

Развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

1

3.

4.

Сказка о потерянном времени

Формирование умения передавать свое эмоциональное состояние.

Развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.

2

5.

Читаем. Думаем. Говорим

Развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.

Развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

1

6.

"Умное предложение"

Расширение знаний о соответствии причины и следствия; развитие навыка оценивания себя и других.

Развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.

1

7.

Еженедельный отчет

Снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

Развитие возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.

1

8.

Я в будущем

Развитие умения строить причинно-следственные связи, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.

Развитие целеполагания, формирование адекватной самооценки, развитие творческого мышления.

1

9.

Мир профессий

Расширение знаний о профессиях, пополнение словарного запаса учащихся.

Выявление у учащихся имеющихся профессиональных знаний и определение их наклонностей.

1

10.

Обобщение. Подведение итогов

Проанализировать  умения и навыки, приобретенные на занятиях.

1

Занятие № 1

Тема. Позитивные мысли

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

2. Основная часть:

- упражнение "Я - часть МЫ". На индивидуальном листе бумаги каждый рисует свою букву "Я", раскрашивает ее, украшает узорами, отражая свою индивидуальность. Затем из этих букв составляется слово "МЫ"

Цель: сплочение группы, осознание своей значимости

- упражнение «Позитивные мысли». Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…».

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Занятие № 2

Тема. Школьные дела

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);

- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.

2. Основная часть:

- упражнение «Школьные дела».

Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

- игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);

- упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Занятие № 3

Тема. Сказка о потерянном времени

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).

2. Основная часть:

- игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).

Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

- "Сказка о потерянном времени" Ребятам предлагается вспомнить содержание и зачитать отрывки из сказки. Далее идет обсуждение по вопросам:

- Каким был  герой Петя?
- Чем занимались злые волшебники? И что хотели они сделать?
- И каким же образом они решили помолодеть?
- Получилось у злых волшебников забрать потерянное время?

- И что с ребятами стало? А со злыми волшебниками?

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).

Занятие № 4 

Тема. Сказка о потерянном времени

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

2. Основная часть:

- игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.

Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.

- "Сказка о потерянном времени" Ребятам предлагается вспомнить чем закончилась сказка. Идет обсуждение по вопросам:

- Ребятам удалось стать снова детьми? Как?
- Какая пословица помогла им открыть волшебную дверь? Вы согласны с ней?
- Чему нас учит эта сказка?

- упражнение "Режим дня" Детям предлагается составить свой режим дня, используя схематичные рисунки. Далее необходимо оценить на сколько разумно они тратят свое время.

Цель: развитие целеустремленности, умения оценивать свои поступки.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 5

Тема. Читаем. Думаем. Говорим

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия).

2. Основная часть:

- упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.

Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.

- игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.

Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 6
Тема. "Умное предложение"

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

- упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения на тему "Моя школа". Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.

Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.

- упражнение «Атомы и молекулы». Детям предлагается представить себе, что мы все - атомы. Они постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно определяется числом которое  называет ведущий. Ребята предстоит  быстро двигаться, а затем по команде ведущего объединяться в молекулы по 2, по 3 и т.д. После выполнения задания ведущий спрашивает: Как вы себя чувствуете? Все ли объединились с теми, с кем хотели?

Цель: сплочение группы, развитие двигательной координации.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете";

- обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 7
Тема. Еженедельный отчет

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

- рисование на тему "Кто чего боится".

Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

- упражнение  «Еженедельный отчет». Ребятам предлагается составить отчет о проведенной неделе по следующим вопросам:

1. Какое главное событие этой недели?

2. Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?

3. Что важного ты узнал о себе на этой неделе?

4. Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?

5. Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?

6. Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?

6. Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?

7. Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?

Цель: развитие возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 8
Тема. Я в будущем

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

- игра "Найди общее". Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.

Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.

- коллаж "Я в будущем" Детям предлагается собрать из кусочков, картинок, специальных карточек свое изображение, каким они себя представляют (хотели бы видеть) в будущем. На каждом фрагменте нужно написать качество, которое нужно такому человеку, и которое формируется во время учебы в школе. Затем каждый участник группы оценивает присутствие или отсутствие этих качеств у себя и составляет план действий по формированию недостающих качеств.

Цель: развитие целеполагания, формирование адекватной самооценки, развитие творческого мышления.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 9
Тема. Мир профессий

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

- игра "Мир профессий". Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится), с помощью которых рассказывают о профессиях.

Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.

- игра "Кем я хочу быть". Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).

Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

- игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". Детям предлагается составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу научиться", совместно обсудить то, что написали дети.

Цель: проанализировать свои умения и навыки.

- упражнение "Комплименты". Необходимо поставить друг напротив друга 2 стула. Один из участников садится на стул, другие по очереди садятся на второй стул и отмечают в слушателе только положительные качества. Слушатель может что-то уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не отрицает и не оправдывается. Каждый член группы должен побывать на месте слушателя. Затем необходимо обсудить, что думал каждый из участников в процессе выполнения задания.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы";

- упражнение "Шкала роста";

- общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?", "Что было полезным?", "Что было самым трудным на занятиях?".

Литература.

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.

2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990 - 192с.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 2003 - 63с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей - М.: Педагогика, 1993 - 187с.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:  Пособие для студентов ВУЗов. - Ростов н/Д, 1996

7. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха/ Сост. P.P. Кашапов. - Ижевск, 2000

8. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: ПИТЕР, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить словарные слова легко и интересно.

Вашему вниманию предоставляю материал, как легко и интересно детям учить словарные слова....

Интересные задачи по математике

Интересные задачи по математике для второго класса сказочного  и другого развлекательного содержания....

Как сделать урок русского языка интересным?

Как сделать урок русского языка интересным?Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынеш...

Интересно о великом классике А.П.Чехове

Углубление знаний учеников о личной биографии Чехова.     Ознакомление учащихся с фактами биографии доктора и писателя  А.П.Чехова.Расширить представление о личности А.П.Чехо...

«Как сделать перемены полезными для здоровья и интересными для ума»

Ни для кого секрет, что все обучающиеся по-разному проводят свои перемены. Так, одни  остаются в классе, когда  большинство учеников из него выходит. Другие предпочитают выйти в коридор, где...

Интересные факты из жизни животных.

Окружающий мир. Питание животных....

Презентация "Интересные факты про птиц"

Материал можно использовать на уроке окружаущего мира и на уроке трудовог обучения по теме "Птичка-невеличка"(конструирование)...