Программа «Школы родителя особого ребенка»
рабочая программа

Программа "Школы родителя особого ребенка" ориентирована на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с  расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  «Школы родителя особого ребенка»

МБУ «Методический центр» Отдел коррекции и реабилитации

Педагог-психолог Фокина Татьяна Викторовна

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра, сталкиваются со специфическими проблемами, и испытывают значительные затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития «особого» ребенка,  незнание элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Современные исследования (Т. Н. Высотина (2011),   В.А. Карташов (2016), Н. О. Керре (2011) и др.) указывают на изменения в эмоциональной сфере, в психическом и соматическом состоянии родителей детей с РАС.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями «особых» детей  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с такой семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

 Исследование  семей, воспитывающих ребенка с РАС, показало, что такие родители, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

 То есть, многоаспектность проблем «особого» ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем впоследствии, и определяется содержание их запросов к специалистам.

Программа  клуба «Школа родителя особого ребенка»  составлена   на основе авторской программы Ткачевой В.В. «Гармонизация отношений между матерью и ее ребенком» (Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии). (Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007).

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы 

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с  расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

  • формирование  у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

 РАС;

  • расширение видения родителями своих воспитательных функций в

отношении «особого» ребенка;

  • знакомство родителей со специальными коррекционными и

методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с «особым» ребенком в домашних условиях;

  • знакомство   родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с РАС;
  • формирование у родителей мотивации к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "школа – семья";  

  • мотивация родителей на обращение за психологической помощью

лично для себя, на участие в психологических тренингах;

  • способствование расширению контактов с социумом, обеспечение

возможностей общения родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают занятия специалистов Отдела коррекции и реабилитации  МБУ «МЦ». Также приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек, и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка и участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 9 недель (затем, по необходимости, она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5 – 2 часа:

14.00-16.00

        Состав группы: 8 – 10 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал, а также  замотивировать их на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступать с ними в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

  • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме. 
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
  • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
  • Просмотр видеозаписей о детях с РАС, об использовании педагогических приемов в  работе с такими детьми, о  возможностях и достижениях  детей при грамотно организованном коррекционном процессе.
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
  • Практическое занятие  (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми с РАС.
  • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать  родителю свои позиции, способы взаимодействия и сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска  методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
  • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
  • Фотовыставки по занятиям – информация о содержании прошедших  встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
  • «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
  • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
  • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса к занятиям.

Предполагаемый ожидаемый результат

Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации  т.д.).

Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, с кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: «Примерное содержание занятий» по всем темам, «Притчи», содержание и правила психологической игры «Дельфин»,  лекторий для родителей, примерные варианты анкет «Обратная связь».

Программа может корректироваться в зависимости от запросов и потребностей участников клубных встреч.

Список используемой литературы и используемых источников

  1. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития //Вестник СПБГУ/ Выпуск 1/ Сер. 12. 2011 г.
  2. Граматкина И. Р. Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство //Справочно — информационные материалы/ Городской ресурсный центр ИПИО МГППУ  
  3. Гилберг К., Питерс К. Аутизм: медицинские и психологические аспекты//http://zvetka.ru
  4.  Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом //Общественные науки № 2 (6), 2006 г.
  5. Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье//Аутизм и нарушения развития № 2 (37) 2012 г.        
  6. Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 г.        
  7.  Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 4 (31) 2010 г.
  8. Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3.
  9. Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007 
  10. Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и

зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школа для родителей".

Рекомендуется для использования в коррекционных школах – интернатах.Коррекция личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья, посредством  активного привлечения  его родителей к пр...

Программа "Школа для родителей"

Программа взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии и родителей...

Статья:"Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями".

Совместная  работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями....

Памятка для родителей, воспитывающих "особого ребенка"

Памятка для родителей, воспитывающих "особого ребенка"...

Памятка для родителей, воспитывающих «особого ребенка»

Памятка для родителей, воспитывающих «особого ребенка»...

«Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению"

На онлайн-встрече с родителями 28.05.2021г. «Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению" совместно со специалистами   ГБОУ Школа 854  ...

Программа "Школа приемных родителей"

СодержаниеПояснительная записка………………………………………&helli...