программа развития познавательной сферы
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Зекерьянова Разиля Аксановна

программа развития познавательной сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_poznavatelnoy_sfery.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

                                                                                «Утверждаю»

                                                                                                            Директор_____________________

                        МБОУ «Федоровская СОШ №2

                                                                                                            с углублённым изучением

                                                                                                             отдельных предметов»

                                                                                                             С.В.КАПИТОНОВ

«31» августа  2020 г

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

познавательной  сферы детей младшего школьного возраста

Составил: педагог-психолог Зекерьянова Р.А.

2020-2021 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по коррекционно-развивающей работе обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками развития психических процессов;
  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
  • Возможность освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Цель курса:

  • Повышение интеллектуального развития;
  • Создание условий для возможностей ребенка познавать себя;
  • Коррекция самосознания как социального на основе достижений ребенка.

Задачи:

  • Развивать у учащегося воспроизводящие способы  мышления, которые являются основой  для усвоения знаний;
  • Развивать мыслительные операции и способы действия на основе их речевого опосредования, проговаривания;
  • Формировать у ребенка рефлексию, которая, в первую очередь, связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.

Формы проведения: занятия; ролевые, подвижные игры; упражнения с элементами тренинга для развития межличностной коммуникации, познавательной сферы.

В ходе работы используются игровые методы, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.

Планируемый результат: Повышение интеллектуальных возможностей, развитие психических процессов и возможностей ребенка, расширение кругозора, словарного запаса, социализация личности, повышение самооценки через повышение учебных возможностей учащихся, снижение школьной тревожности, повышение уровня учебной мотивации.

Количество занятий: 35. Длительность: 20-30 минут. Контингент: учащиеся 1- 4 классов.

Содержание курса

Приоритетные направления развития

Возрастные особенности

Возрастные возможности развития самостоятельности

  1. Воображение.
  2. Внимание:

-объем;

-переключаемость;

-устойчивость.

3.  Память:

- кратковременная;

-  зрительная;

- избирательная.

4. Анализ текстов.

5. Внутренний план действий.

6. Мышление:

- анализ;

- синтез.

1. Мышление.

Преобладает наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление, система понятий, получаемая в школе, позволяет проявляться отвлеченным формально-логическим рассуждениям. Умственные операции менее связаны с конкретной практической деятельностью, но связь сохраняется и имеет большое значение.Приемы логического анализа: сопоставление, выделение существенного, отвлечение от  несущественного – не сформированы, находятся в зоне ближайшего развития. Способность к рефлексии на стадии формирования и зависит от усвоения действий контроля и оценки.

  1. Память

Преобладает наглядно-образная память, не умеют правильно организовать процесс запоминания. Склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей.

  1. Внимание

Повышаются объем и устойчивость внимания, но пока еще не умеют в достаточной степени управлять своим вниманием. Не высока степень переключаемости внимания, трудно дается распределение внимания.

  1. Учебная деятельность

Базовые учебные навыки на стадии формирования и в разной степени требуют коррекции, отработки. Некоторые навыки находятся в зоне ближайшего развития. Не всегда способны выдерживать урок, необходима смена деятельности.

  1. Общение со сверстниками

Самооценка и оценка другого зависят от отношений взрослого в большей степени. В стадии формирования находятся навыки конструктивного общения.

    Способны запланировать и осуществить несложные виды учебной деятельности. Умеют пользоваться внешними регуляторами деятельности. Способны воспринимать на слух и визуально более сложные инструкции и руководствоваться их указаниями с помощью взрослого. Знакомы с приемами контроля и оценки.

     Педагогические приемы:

  • Совершенствование приемов оценки и контроля своей деятельности и деятельности другого.
  • Фиксирование – образно, вербально, письменно эффективных приемов деятельности.
  • Расширение кругозора учебных навыков.

№ п/п

Темы занятия

Цель

Примечание

Волшебный карандаш

Стимуляция мотивации к саморазвитию.

Развитие воображения.

Развитие произвольности запоминания.

Развитие произвольности внимания. 

Словесный аукцион

Развитие воображения.

Развитие речи.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие произвольности внимания. 

Развитие произвольности запоминания.

Шифр

Развитие устойчивости внимания.

Развитие произвольности внимания. 

Развитие речи.

Развитие произвольности запоминания.

Корректор

Развитие речи.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие произвольности внимания. 

Развитие произвольности запоминания.

Что изменилось?

Развитие воображения.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие произвольности запоминания.

Послушай и запомни

Развитие речи.

Развитие воображения.

Развитие устойчивости и концентрации  внимания.

Развитие произвольности внимания. 

Комиксы

Развитие тонкой моторики. Развитие воображения. Развитие речи.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие произвольности запоминания.

Порисуем… (проективная методика «Несуществующее животное»)

Развитие мышления.

Развитие произвольности.

Развитие воображения.

Холодно-горячо

Развитие произвольности внимания.  Развитие пространственной ориентации.

Необычное письмо (Корректурное письмо)

Развитие устойчивости внимания.

Развитие переключаемости  внимания. 

Развитие произвольности запоминания. Развитие воображения.

Подбери пару

Развитие воображения.

Развитие мышления.

Развитие внимания.

Пропавшее число

Развитие внимания. 

Развитие воображения.

Развитие речи.

Решение логических задач

Развитие мышления.

Развитие восприятия.

Развитие внимания.

Перепутанный  рассказ

Развитие мышления.

Развитие внимания.

Что может быть…

Развитие воображения.

Развитие речи.

Развитие внимания.

Выдели свойства

Развитие мышления.

Формирование внутреннего плана действий.

Развитие моторики.

Развитие внимания. 

Продолжи историю

Развитие восприятия.

Развитие мышления. 

Развитие моторики.

Развитие воображения.

Устный счет в игре

Формирование внутреннего плана действий. Развитие восприятия.

Развитие мышления.

Аукцион слов

Развитие внимания. Развитие воображения.

Развитие речи.

Развитие произвольности запоминания.

Ребусы

Развитие мышления.

Развитие восприятия.

Развитие внимания.

Семь предметов

Развитие произвольности запоминания. Развитие внимания.

Развитие моторики.

Развитие мышления.

Графические отношения

Развитие памяти.

Развитие внимания.

Формирование внутреннего плана действий.

Скопируй фигуры

Развитие воображения.

Развитие внимания.

Развитие восприятия. 

Развитие моторики

Новый волшебный предмет

Развитие воображения.

Развитие памяти.

Развитие восприятия.

Развитие моторики.

Угадай по признакам

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Формирование внутреннего плана действий. 

Развитие моторики.

Запомни пару

Развитие памяти.

Развитие внимания.

Развитие моторики. 

Развитие мышления.

Слово - подсказка

Развитие внимания. Развитие речи.

Развитие памяти. Развитие мышления. 

Предложение без пробелов

Формирование внутреннего плана действий. Развитие воображения.

Развитие мышления.

Развитие внимания.

Угадай по признакам

Развитие внимания.

Развитие мышления. Формирование  внутреннего плана действий.

Развитие моторики.

Слово в цифрах

Развитие внимания.

Развитие моторики. Формирование внутреннего плана действий. 

Развитие воображения.

Художники

Развитие мышления.

Развитие моторики.

Развитие произвольности внимания. 

Штрих - счет

Развитие памяти.Развитие мышления.

Развитие моторики.

Развитие произвольности. 

Дополни набор

Развитие мышления. Развитие воображения.

Формирование внутреннего плана действий.

Развитие моторики.

Логико-поисковые задачи

Развитие мышления. Развитие памяти.

Развитие произвольности. 

Развитие моторики.

Заключительное занятие (мероприятие)

Обобщение знаний.


Литература:

1. Д.А. Глазунов «Психология. Развивающие занятия. 2-3 класс» - М., 2011 г - «Планета».

2. Р.М. Мухаметова «Психология 1 – 2 классы. Разработки занятий» - Волгоград, 2008 г. - ИТД «Корифей».

3. «Упражнения на развитие логического мышления, внимания и памяти»  НИИ «Эврика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию познавательной сферы для детей с ЗПР

Программа психологического сопровождения для детей с ЗПР представляет собой комплекс занятий и   упражнений, направленных на развитие познавательной сферы  и мотивации...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....

Программа групповых занятий по развитию познавательной сферы "В школу с радостью"

Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций.Занятия по данной программе помогают развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимани...

Программа развития познавательной сферы младших школьников «Развивайка»

Программа интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Развивайка» (групповые занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста). Соста...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы (индивидуальные занятия)

Рабочая программа по развитию познавательной сферы (индивидуальные занятия)...

программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...

Программа "Развитие познавательной сферы"

Данная рабочая программа педагога-психолога предназначена для развития познавательных процессов у младших школьников с ЗПР на индивидуальных занятиях....