Статья: "МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
методическая разработка

Райхель Диана Эдуардовна

Статья: "МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayhel_d.e._statya.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Э.Райхель

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос о формировании экологической культуры младших школьников. Выявляются основные методы и приемы для формирования экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, приемы, методы.

Важнейшей проблемой современности стала экологическая проблема. Возникла необходимость принципиально нового подхода  осознания природы и общества как частей единого целого. Такой подход требует постоянного соотнесения действий человека с возможностями природной среды, учета законов природы. Нужно понимать, что целью образования, обучения и воспитания подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, экологической культурой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость формирования у школьников экологической культуры. Дети 6-10 лет обладают непосредственностью, нестандартным мышлением, эмоциональной восприимчивостью, у них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки, закладываются основы деятельности. Поэтому работа по формированию экологической культуры младших школьников имеет огромное значение для дальнейшего становления и развития экологически культурной личности.

Экологическая культура предполагает формирование представлений об экологической морали - определенной совокупности ценностей, экологической этике, нормах поведения человека во взаимоотношениях с природой.

Дошкольники перед моментом вступления в первый класс – это тоже уже ученики младшего школьного звена, у них уже должно сформироваться 
определенное отношение к окружающему миру, они должны понимать, что 
выбрасывать фантики от конфет на улице – это плохо; раскидывать мусор в 
своей комнате, даже создавать лишний шум своим поведением  все это 
разрушает окружающий мир, вносит определенный дискомфорт. Следует 
приучать детей с самого раннего возраста к чистоте, порядку, замечать все 
плохое и недоброе. Отношение к природе тесно связано с семейными, 
общественными, производственными, межличностными отношениями.

Экологическая культура представляет собой сложное многоаспектное явление. Она включает разнообразные компоненты и элементы, затрагивающие различные стороны личности. Для того, чтобы младший школьник смог овладеть всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, нормами, правилами и отношениями, которые входят в структуру экологической культуры, важно не ограничиваться одним учебным предметом, а широко вводить в процесс обучения разнообразные межпредметные связи, подключать к работе по формированию экологической культуры школьников все предметы, составляющие курс начального обучения. Например, при проведении устного счета на уроках математики можно использовать занимательный материал.

(Пять зайчат искали корм
Думал каждый о своем.
Два из них мышей нашли,
Но другим не помогли!
Сможете ли вы описать внешний вид этого животного?
Чем питаются зайцы? А то, что они не помогли друг другу  это хорошо или плохо? Как вы думаете, в какое время года они ищут себе корм? Сможем ли мы, опираясь на данное четверостишие, ответить на этот вопрос? Почему?)

На уроках окружающего мира можно обращаться к художественным произведениям. Рассказы о природе М. Пришвина, И. Соколова - Микитова, Б. Житкова, В. Бианки и других писателей.

В современной методике и практике обучения в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов, средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебновоспитательные задачи. По учебному плану преподавание предмета «Окружающий мир» в начальной школе ведется два раза в неделю. В учебный процесс включается много интересных вопросов и заданий творческого типа, чтобы заинтересовать ребят и достичь максимального успеха при освоении учебного материала по данному курсу.

Формы организации урока могут быть разными: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, экскурсия, игра, творческая мастерская, конкурс, выставка. Одной из интересных форм организации воспитательно-образовательного процесса являются экскурсии, во время которых детям даются экологические знания и нормы экологического поведения. Специфика занятий предполагает широкое использование разнообразного природного материала, ветки, шишки, травы, цветы. Часть этого материала собирается в природе. Поэтому при проведении экскурсий необходимо обучать детей правилам сбора растений и знакомить с редкими и исчезающими растениями своего региона.

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Очень важно, чтобы он постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе. Методические приёмы:

1. «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2. «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений Ф.Тугызбаевой, Н.Мусина, Ф.Рахимгуловой, М.Карима, Р.Бикбаева, В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина  и  других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3. «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.)

4. «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

5. «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

6. Сравнительно новым инновационным видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» — это маршрут в парке или лесопарке, который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тропа создается силами старшеклассников и взрослых. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.

7. Полевые практикумы как форма экологического образования также недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.

8. "Метод проектов" - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проектов включает этапы — выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разработку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и долгосрочными. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Научный руководитель - канд.пед.наук,доц.

З.В. Бродовская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...