Программа по курсу "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальное занятие)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Нурмухаметова Мария Владимировна

Программа по курсу "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальное занятие) разработана для детей с расстройствами аутистического спектра, вариант программы 8.4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_rabochey_programme_ekrr.docx14.39 КБ
Файл ekrr_8.4_1-4_kl.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса

«Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных организаций, в том числе, регламентирующих работу педагога-психолога в образовательной организации, а также методических материалов, рекомендованных Правительством ХМАО-Югры, Минобразованием и науки РФ.

Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.

Задачи:

  • Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.
  • Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
  • Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
  • Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Содержание коррекционного курса представлено следующими разделами: развитие невербальной коммуникации, социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие, развитие эмоциональной сферы.

Общая трудоёмкость курса

В первом классе – 33 часа (1час в неделю). Во 2-4 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).

Формы контроля предметом итоговой оценки освоения обучающимися с РАС АООП НОО является достижение предметных и результатов освоения программы коррекционной работы.

Контроль за динамическими изменениями  в развитии детей осуществляется на основании диагностического обследования. Обследование проводится по методике ABBLS-R шкалы: F. Просьбы, К Игра и проведение досуга, L Социальное взаимодействие, M Поведение в группе.

Оценочная система контроля не предусматривается.



Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета (протокол № 1

от 29.08.2018

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания

Совета родителей

от 29.08.2018

УТВЕРЖДЕНО

приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» № 200

от 29.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

(ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ – ВАРИАНТ 8.4.)

1-4 КЛАСС

Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» составлена для учащихся 1-х классов и двух дополнительных 1-х классов, 2-4-х классов с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа может видоизменяться в календарно-тематической части исходя из особенностей группы.

Особенности детей с РАС выражаются рассогласованностью проявлений взаимодействия со средой на уровне различных сфер личности: эмоциональной, когнитивной, коммуникативной и поведенческой. Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения. Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, не доступен в плане общения со стороны окружающих, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи или ее замены, в случае ее отсутствия. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционно-развивающий курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Программа коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» разработана в соответствии с нормативными документами.

Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.

В ходе реализации программы по эмоциональному и коммуникативно-речевому развитию решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  • Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.
  • Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
  • Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
  • Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Предметные результаты по эмоциональному коммуникативно-речевому развитию включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

- знать и применять элементарные правила речевого общения;

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень: 

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 - 4 класс (8.4)

Название раздела

Формируемые навыки

1.

Развитие импрессивной речи

  • понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
  • реагирование на собственное имя.
  • узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
  • понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

2.

Развитие невербальной коммуникации

  • формирование способности ребенка использовать невербальные средства коммуникации сначала в игровой ситуации.
  • формирование способности ребенка воспринимать, анализировать и интерпретировать  невербальные проявления в процессе коммуникации;
  • формирование способности ребенка осознавать собственные невербальные проявления;
  • формирование способности ребенка к эмоциональному отклику в процессе коммуникации.

3.

Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие

  • увеличение словарного запаса, развитие мышления;
  • формирование способности описывать визуальные образы, развитие связной речи;
  • расширение словарного запаса, развитие функции обобщения;
  • развитие речевых навыков, мелкой моторики, сенсорного восприятия.

4.

Развитие эмоциональной сферы

  • релаксация, стабилизация эмоционально-психического состояния, развитие творчества, способности выражать себя, коррекция поведения;
  • эмоционально-психическая разгрузка, стимуляция всех сенсорных процессов, создание положительного эмоционального фона, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы;
  • развитие эмоционально-поведенческой, когнитивной и коммуникативной сферы, развитие двигательных функций;
  • арт-терапевтический эффект, коррекция эмоциональных состояний, снятие эмоционального напряжения, релаксация посредством сенсорных, тактильных ощущений.
  • коррекция эмоциональных состояний путем прослушивание музыкальных произведений и участие в исполнении музыкальных произведений.
  • формирование межличностного эмоционального контакта.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (1 дополнительный)

Раздел

Содержание занятия : игровая деятельность

Кол-во часов

1-6

1-й блок

- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри»;

- «Парус»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

- Мыльные пузыри;

- Окончание;

6

7-14

2-й блок

- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри»;

- «Зоопарк»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

-«Дождик»;
- Воспроизводить в игре действия с предметами (катать машинку)

- Окончание;

8

15-22

3-й блок

- Приветствие;

- «А где наш Миша?»;

- «Зоопарк»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

- «Дождик»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню)

- Окончание;

8

23-29

4-й блок

- Приветствие;

- «А где наш Миша?»;

- «Зоопарк»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

- «Дождик»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню)

- Окончание;

6

30-33

5-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (катать машинку)

- Окончание.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 По окончанию 1 класса (1 дополнительного) обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;
  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Смотреть в сторону говорящего;
  • Слушать обращенную речь;
  • Выражать радость.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Раздел

Содержание занятия : игровая деятельность

Кол-во часов

1-6

1-й блок

- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри»;

- «Парус»;

-«Шалтай-болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- Мыльные пузыри;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню, катание машинки)

- Окончание

6

7-14

2-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- «На болоте старый пень»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормление куклы)

- Окончание.

8

15-20

3-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-болтай»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы)

- Окончание.

6

21-27

4-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормление куклы)

- Окончание.

7

28-34

5-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы)

- Окончание.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 По окончанию 2 класса обучающийся может уметь:

 - отказываться от предложенного предмета;

- выражать согласие;

- выражать грусть;

- попросить желаемый предмет;

- попросить о повторении действий.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Раздел

Содержание занятия : игровая деятельность

Кол-во часов

1-6

1-й блок

- Приветствие;

- «Танец пяти движений»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы, кормление куклы)

- Окончание.

8

7-14

2-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укладывание куклы в кроватку, укрывание одеялом)

- Окончание;

6

15-20

3-й блок

- Приветствие;

- «Путешествие по горам»;

- «Сосиска в тесте»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укладывание куклы в кроватку, укрывание одеялом)

- Окончание;

6

21-26

4-й блок

- Приветствие;

- «Путешествие по горам»;

- «Сосиска в тесте»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;

6

27-30

5-й блок

- Приветствие;

- «Путешествие по горам»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Веселый поезд»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;

4

31-34

6-й блок

Приветствие;

- «Канатоходец»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Веселый поезд»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 По окончанию 3 класса обучающийся может уметь:

  • попросить предмет в ситуации выбора;
  • попросить предмет/игрушку;
  • отказаться от предложенного предмета/деятельности;
  • выражение согласия;
  • ждать своей очереди.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

Раздел

Содержание занятия : игровая деятельность

Кол-во часов

1-6

1-й блок

Приветствие;

- «Канатоходец»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Веселый поезд»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;

6

7-14

2-й блок

Приветствие;

- «Вышли мыши как-то раз»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - кидание мяча от себя)

- Окончание;

8

15-21

3-й блок

Приветствие;

- «Вышли мыши как-то раз»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - подкидывание мяча)

- Окончание;

6

22-27

4-й блок

Приветствие;

- «Вышли мыши как-то раз»;

- «Положи на место!»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом- учимся ловить мяч )

- Окончание;

6

28-31

5-й блок

Приветствие;

- «Не разбуди куклу!»;

- «Положи на место!»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - учимся ловить мяч )

- Окончание;

4

33-34

6-й блок

Приветствие;

- «Не разбуди куклу!»;

- «Положи на место!»;

-«Игра с платком»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - закрепление отработанных навыков)

- Окончание;

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 По окончанию 4 класса обучающийся может уметь:

  • сообщить об усталости;
  • попросить повторить социальную игру;
  • завершить диалог с использованием стандартных фраз/жестов;
  • выражение согласия;
  • ждать своей очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников

В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» 1в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Эмоциональное и коммуникативно - речевое развитие"

Рабочая программа по коррекционному курсу "Эмоциональное и коммуникативно - речевое развитие" предназначена обучающимся с рассстройством аутистического спектра....