Развитие навыков слушания и воспроизведения услышанного.
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

При развитии навыков умения слушать, представлять, рассуждать мы создаем для будущего ребенка хороший потенциал для успешной учебы в школе, так как при развитии этих навыков у ребенка развивается: активный тезаурус, умение монологически высказываться на заданную тему, аргументировать свое мнение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marina_anatolevna_vystuplenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков слушания и воспроизведения услышанного.

  Данное направление в работе учителей начальных классов очень важно. При развитии навыков умения слушать, представлять, рассуждать мы создаем для будущего ребенка хороший потенциал для успешной учебы в школе, так как при развитии этих навыков у ребенка развивается: активный тезаурус, умение монологически высказываться на заданную тему, аргументировать свое мнение.

    Для достижения поставленной цели мы решили использовать продуктивную  технологию А.А.Вострикова «Практическое человекознание».Для начала мы провели диагностическое исследование на выявление у детей (2 класса 28 человек) уровня развития выше перечисленных навыков. Данное исследование показало, что навыки, которым стандартная программа уделяет внимание (мышление, внимание, логика, память и т.д.) у детей развиты в основном до среднего уровня (приблизительно 73%).Например, вербализация (учащиеся могут описать переживания используя простые предложения по предложенной схеме). Приблизительно 6% учащиеся имеют низкий уровень (могут рассказать с постоянной поддержкой учителя) и высокий уровень приблизительно 21% (используют свою сему рассказа, включая сложные предложения), но эти учащиеся еще не достигли окончательно желаемого результата. Они либо начали использовать сложные предложения в речи, либо самостоятельно выстраивать логику рассказа.

    Навыки, которым стандартная программа не уделяет внимания в основном у детей развиты слабо. Например, телесный эйдетизм. Приблизительно 33% учащихся имеют низкий уровень развития (едва представляют или припоминают ощущения), средний уровень развития имеют 42% (ощущения представляют и припоминают более четко),

Высокий уровень развития имеют 9% - представляют ощущения переживания как будто происходит на самом деле.

   Следующим этапом нашей работы было развитие выделенных нами навыков на уроках практического человекознания по отдельности. Прослушивание рассказа, его представления при задействовании всех каналов восприятия, рассказ о своих ощущениях и восстановлении логики рассказа. Из-за того, что дети испытывали некоторые затруднения в восстановлении рассказа был использован приём «Рисунок». Для этого мы предлагали быстро нарисовать прослушанный и представленный ими рассказ. Например, плывущие по воде листья сравнялись с маленькими корабликами и некоторые учащиеся нарисовали кораблики. Когда им было предложено восстановить рассказ по рисунку, они не смогли выполнить задание. После чего совместно с классом был проведён анализ выполненных работ  и был сделан вывод, что в рисунке нужно отображать как можно точнее услышанное в рассказе, так как это в дальнейшем облегчает восстановление рассказа. Когда предложили детям впервые выполнить подобное упражнение: прослушать, представить, нарисовать и рассказать прослушанное с восстановлением логики услышанного, мы столкнулись со следующей проблемой, а именно: и погружаясь в переживания вызываемые рассказом начинали его связывать с имеющимся у них жизненным опытом и при восстановлении рассказа начинали говорить не о рассказе, а о своём жизненном опыте. Проанализировав сложившуюся ситуацию мы предположили, что этот эффект может быть связан с характерологическими особенностями личности ребёнка, либо наличии у детей демонстративности, либо при переживании ими ощущения недостатка внимания окружающих. Для преодоления данной прблемы мы выбрали следующий способ реагирования: проведения опроса таких детей только после восстановления рассказа несколькими детьми. Как показала практика, данный приём  действительно оказался эффективным.

   После того, как было замечено, что у детей сформировался устойчивый навык воспроизведения рассказа, мы отказались от приёма «Рисунок» и включили большое количество приёмов и упражнений на развитие ранее указанных навыков в один урок. Урок построили по следующей схеме:

  1. Сообщение темы и цели урока. Психологический настрой на работу.
  2. Проверка творческого домашнего задания.
  3. Работа с рассказом. Первичное прослушивание рассказа и работа по вопросам учителя над содержанием рассказа.
  4. Анализ значений непонятных слов.
  5. Физкультминутка близкая к тематике рассказа (усилие тактильных ощущений).
  6. Вторичное прослушивание рассказа.
  7. Обсуждение пережитых детьми чувств ощущений во время чтения рассказа.
  8. Совместное восстановление рассказа учащимися.
  9. Восстановление рассказа учеником с помощью класса.
  10. Работа в парах (рассказ восстанавливается по очереди каждым учеником). Этот приём работы сокращает время опроса учащихся и даёт возможность всем детям восстановить и проговорить рассказ.
  11. Самостоятельное восстановление рассказа учеником по желанию.
  12. «Рассуждалка» - как подведение итога работы на уроке и высказывание благодарностей друг другу за проделанную работу.

   Первые шаги в нашей работе подсказали, что использование практического человекознания в учебном процессе позволяет увеличить скорость развития у детей навыков умения слушать, представлять, рассуждать и т.д. В дальнейшем мы планируем продолжить работу в этом направлении с проведением диагностических замеров всех развиваемых нами навыков.

«Практическое применение навыков сверхзапоминания»

Темой моего выступления и фрагмента урока является «Практическое применение навыков сверхзапоминания». Сверхзапоминание – это свободное запоминание с одного, двух предъявлений больших массивов информации. У учащихся много материала, который нужно запомнить. С каждым годом объём материала увеличивается и поэтому необходимо у учащихся формировать навык сверхзапоминания. Существует два вида сверхзапоминания: иллюстративное и ассоциативное. Ассоциативное сверхзапоминание – это способ запоминания специальной информации с помощью ассоциативных ОЧМ цепей. Иллюстративное – способ запоминания на основе образно-чувственной иллюстрации и проживание содержания каждого слова. Обычно используется для запоминания стихов и художественной прозы.

   Технология сверхзапоминания предусматривает развитие тактильной и т.д. для развития всех видов памяти проводились специальные упражнения: дети учились мыслить образами, придумывать свои образы-символы.

   Приведу фрагмент урока направленный на развитие сверхзапоминания стихотворения. Для этого будет использовано стихотворение, которое с детьми запоминали в январе месяце. Прослушайте внимательно инструкции и постарайтесь выполнить их:

  1. Сядьте удобно, закройте глаза и постарайтесь представлять всё то, что я буду читать.
  2. Расскажите, что и как вы представляли.
  3. Работа по картине (вторичное чтение).
  4. Восстановление стихотворения по памяти (вместе).
  5. Восстановление стихотворения по памяти одним человеком.

Картина используется на начальном этапе, когда навык сверхзапоминания ещё слабо развит. Затем от использования картин отказываемся. Этапы, формирующие навык сверхзапоминания:

  1. Составление образов-символов.
  2. Формирование навыков запоминания образов, звуков, тактильных, вкусовых ощущений.
  3. Запоминание небольших стихотворений и так как у детей ещё слабо развит навык запоминания образов, использовался такой приём, как:
  • Прослушивание созданных образов детьми;
  • Предъявление учителем картины иллюстрации стихотворения;
  • Совместное восстановление стихотворения.

  От этих приёмов можно отказаться, как только у детей будет сформирован устойчивый навык к сверхзапоминанию. Навык сверхзапоминания имеет особенность (как и все навыки), как только мы отказываемся от систематических тренировок, данная способность начинает падать.

   Сформированные навыки к сверхзапоминанию стихотворений использовались на уроках человековедения, русского языка и чтения. Нужно отметить, что дети запомненное таким образом стихотворение легко восстанавливают через шесть месяцев. Это говорит о том, что данный приём помогает всей информации откладываться в долговременную память. Если бы мы приступили к формированию навыков сверхзапоминания: математических формул, правил, определений, то их можно было бы использовать на соответствующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия, способствующие развитию навыков волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта.

Планны занятия, способствующих  развитию навыков  волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта....

развитие навыков чтения,говорения,слушания

Я работаю над проблемой «Совершенствование навыков чтения, говорения, слушания» .За это время накопился кое-какой материал. Буду рада ,если он окажется полезным....

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)

В прошлом году  в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...

Формирование навыков восприятия и воспроизведения ритмов

Развитие психомоторики и сенсорных процессов...