Рабочая программа "Все цвета кроме черного"
рабочая программа (1 класс)

Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Назарьевская  средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор                           МБОУ Назарьевской  СОШ

_____________Печенева С.А.

Приказ  №

От «---» --------------- 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Назарьевской  СОШ

_______________ Гоманюк О.Б.

«____»____________2016г.

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей ________________________________________________________

Протокол №

от «---»-------  2016г

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО»

Класс: 1класс

Количество часов в год:          33

                                                                       

Количество часов в неделю: 1

                                                     Составила педагог-психолог Джунайдова Д.А.

п. Назарьево

2016г

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программ: М.М.Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.;О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я»,Москва 2013г.

В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.

Актуальность  и новизна   в  младшем  школьном  возрасте  происходит  развитие  психических, психофизиологических  характеристик ребенка,  которые  необходимо  учитывать  в  процессе  воспитания. Особенностью  развития  ребенка в 6,6 -7 лет является недостаточное  умение  произвольно регулировать  процесс восприятия  по инструкции;  затруднение  в выделении  наиболее  существенных признаков  поступающей  информации. В этом  возрасте эмоциональные  стимулы  наиболее  значимы - вызванные  биоэлектрические  реакции  мозга.

                   Л. С. Выготский  писал об этом: «Ни  одна  форма  поведения  не  является столь крепкой, как  связанная  с эмоциями. Поэтому, если  вы  хотите  вызвать у ученика  нужные вам  формы  обучения,  всегда  позаботьтесь  о том,  чтобы  эти  реакции  оставили  эмоциональный  след  в ученике...  Эмоциональные  реакции оказывают  существенное  влияние  на  все  решительно  формы  нашего  поведения  и на  все  моменты  воспитательного  процесса».

                       По Д. А. Фарбер: «Роль внимания  состоит в  создании общей  мобилизационной  готовности  к  деятельности  и  ее  избирательной  функциональной  организации   в  соответствии  с  конкретными  задачами  и потребностями. Наблюдая  за  непосредственными  реакциями  ребенка, можно  составить представление  о  многих  сторонах  его  психической  жизни - основных  интересах, потребностях,  эмоциональном  тоне, особенностях  восприятия  и  внимания. Уже  простое  наблюдение показывает:  внимание по- разному  проявляется  у одного  и  того  же  ребенка-  то  он  легко  отвлекается,  переключаясь  с  одного  предмета  на  другой,  то  так  бывает  захвачен  какой-то деятельностью, что  перестает  реагировать на  окружающее».

          Если  такие  характеристики  внимания,  как  объем, концентрация, переключение,  распределение, устойчивость,  сильно выражены,  то  они «хороши»  при  соответствии   особенностям  той  деятельности, в  которую  ребенок  вовлечен  по  собственной  инициативе  либо  которая  предложена ему взрослыми  или  сверстниками. При  таком  соответствии  именно  внимание становится  регулятором  деятельности,  повышает  эффективность,  являясь  надежным  союзником в развитии  познавательной  деятельности  ребенка.

 Необходимость введения спецкурса «Игровой психотерапии» (ИПТ) обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания таких детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция в совокупности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Программа разработана на основе методики игровых комплексов И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой, по результатам прохождения курсов мной  составлена и апробирована программа спецкурса «Игровой психотерапии».

Содержание программы «Все цвета кроме черного» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой  МБОУ Назарьевская СОШ, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.

 Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.

В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения. Также данная программа может быть реализована в младших классах общеобразовательных учреждений.

Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • способствовать развитию познавательных, личностных,              коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку;

Программа «Все цвета кроме черного» реализуется по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности вариативной части учебного плана общим объемом  34 часа в год и рассчитана на четыре  учебных года в 1 классах.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•учиться наблюдать

•моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

•учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные  результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к      победе, поражению;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять   настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми;

• соблюдать правила игры и дисциплину;

• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея      взаимовыручку и т.д.).

• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка     видах творческой  и игровой деятельности.

Предметными результатами занятий по программе «Все цвета,  кроме черного»  являются:

  • создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
  • создание у детей представления о ценности здоровья и  необходимости бережного отношения к нему;
  • сформированность важнейших учебных умений и действий.

Содержание рабочей программы «Все цвета, кроме чёрного»

1. Твои новые друзья (4 ч)

Знакомство. Дружеские отношения в классе. Овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Правила игры и дисциплины. Терпимость и взаимовыручка.

2.  Я – школьник (3 ч)

Осознание позиции школьника. Целевая прогулка по школе и во двор. Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Школьные и домашние  трудности. Как с ними справиться?

3.  Как ты познаёшь мир (4 ч)

Мир книг. Как работать с учебником? Как развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях? Как развивать внимательность и наблюдательность?

4.  Какой Я – какой Ты (6 ч)

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Как мы видим друг друга? Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя?  Как распознать положительные качества у других людей? Какие качества нужны для дружбы?

5.  Я и мое здоровье (6 ч)

Составление режима дня. Что такое здоровый образ жизни? Полезное и вкусное.Вредные привычки. Гигиенические навыки: уход за  зубами, ушами, кожей. Правильная осанка - стройная спина. Положительные эмоции - хорошее настроение.

6.  Твои чувства. (9 ч)

Радость. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.

Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?

Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.

Как справиться с гневом?

Может ли гнев принести пользу?

Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?

Игра «Разыщи радость».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ пп

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки

Фактические сроки

Твои новые друзья. (4 ч)

1

Давайте познакомимся.

Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. (Р)

Осознавать качества настоящего друга(П)

Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)

2

Играть вместе веселее.

3.

Ссориться не будем!

4

Земля – наш общий дом.

Я – школьник. (4 ч)

5

Я - первоклассник

Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. (Р)

Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П)

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К)

6

Адрес школы (целевая прогулка)

7

Собираемся в школу

Учителя и ученики

Как ты познаёшь мир. (4 ч)

8

Грамоте учиться всегда пригодится.

Извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста. (Р)

Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя. (П)

Учиться наблюдать. (П)

Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. (К)

9

Дом без книги, что без окон.

10

Мои помощники.

11

Как стать внимательным и наблюдательным?

Какой Я – какой Ты. (6 ч)

12

Какой Я?

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. (Р)

Учиться находить положительные качества у себя и у других людей. (П)

Учиться договариваться и  уважать разные мнения.  (К)

13

Мой  автопортрет

14

Моё настроение

15

Какой ты?

  16

Я и другие

17

Твёрдое слово «нет!»

Я и мое здоровье (6 ч)

18

Режим дня.

Проговаривать последовательность действий на уроке. (Р)

Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П)

Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка     видах творческой  и игровой деятельности. (К)

19

Полезно и вкусно.

20

Если хочешь быть здоров…

21

Движение – рецепт здоровья.

22

Нет здоровья – нет счастья.

23

Вредные привычки.

Твои чувства. (9 ч)

24

Что такое эмоции и зачем они нужны

Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.(Р)

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции  радости, страха,  гнева.(П)

Доверительно и открыто говорить о себе и  своих чувствах. (К)

25

Способы выражения эмоций

26

Мимика в рисунках.

27

«Кого или чего я боюсь»

28

Учимся быть смелыми.

29

Мы стали смелее!

30

Зависть здоровье забирает.

31

Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает.

32

От чего зависит настроение.

Итого

33 часа

                                                                                         

                                                               

Материально- техническое   обеспечение

Необходимые материалы:

•        бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные  карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.

Технические средства:

•        компьютер, проектор.

Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся.                                                                                                     Музыкальное оформление: музыкальный центр, записи с музыкой, используемые на  занятиях.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

Учебно-методический комплект (УМК) "Все цвета, кроме черного». Безруких М.М.

Рабочие тетради.

Пособие для педагогов.

  1. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.

Книга для родителей.

  1. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2013.

Учебно-методические пособия «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева

Рабочие тетради.

  1. О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Генезис, 2015.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015.

Дополнительная литература:

  1. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.
  3. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права.. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002
  4. Я и другие. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"

Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...

рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....

Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 2-4 классы

Данная программа, предназначенная для младших школьников, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при...

Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «  Все цвета, кроме черного»  ...