Материалы для аттестации
материал по теме

Андреева Ольга Станиславовна

Готовлюсь к аттестации. Эти материалы нашла на сайте АППО Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

В аттестационную комиссию

Комитета по образованию

Санкт-Петербурга

        ___________________________________________________________________

                                                (фамилия, имя, отчество)

        ___________________________________________________________________

                                                (должность, место работы)

ЗАЯВЛЕНИЕ

           Прошу аттестовать меня в 20__году  на ____________________ квалификационную

                                                                                              (первую, высшую)

категорию по должности ________________________________________________________

Сообщаю о себе следующие сведения: Образование__________________________________________________________________

                       (какое образовательное учреждение окончил, полученная специальность и квалификация, год окончания)

_____________________________________________________________________________

Повышение квалификации (за последние 5 лет)

                                           

Год окончания

Название учреждения

Образовательная программа

Количество часов

Наличие квалификационной категории, дата ее установления _________________________

Стаж педагогической работы:_________________

Стаж работы в данной  должности:  ___________

Стаж работы в данном учреждении: ___________

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы:
_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие наград, званий, ученой степени, ученого звания _____________________________________________________________________________

С Порядком  аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен (а).

Членство в профсоюзе работников народного образования и науки Российской Федерации с ______г. по настоящее время подтверждаю/не подтверждаю (нужное подчеркнуть).

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии / без моего присутствия (нужное подчеркнуть).

«______»___________20___г.                       Подпись __________________________                

Телефоны: служебный_____________ Тел. Домашний, мобильный__________________



Предварительный просмотр:

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности

педагогического работника образовательного учреждения

(учителя,  преподавателя,  мастера производственного обучения,  методиста, воспитателя (кроме дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, преподавателя-организатора ОБЖ,

педагога-организатора  (кроме учреждения и отделения дополнительного образования детей), старшего вожатого, руководителя физического воспитания (кроме дошкольного образовательного учреждения),   тьютора (кроме учреждения дополнительного профессионального образования)


(Ф.И.О. аттестуемого, место работы, должность)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперт: ___________________________________________________________________________________________________________________

                                                         (Ф.И.О., место работы, должность эксперта)

провел(а) экспертизу в форме анализа портфолио профессиональной деятельности ___________________________________________________

                                                                                                                                                          (дата проведения экспертизы)

Критерии и показатели

Баллы

Наличие подтверждающих документов в портфолио

Примечания

1. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

1.1

Использование современных образовательных технологий

10

Конспекты не менее 5 уроков/занятий или презентации не менее 5 уроков/занятий (CD или распечатка на бумажном носителе), подтверждающие обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий

В межаттестационный период

1.2

Владение навыками пользователя персонального компьютера*:

курсы пользователя ПК

                                               или

квалификационное испытание пользователя ПК

50

до 40

Копия документа о прохождении курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями, полученного в учреждениях (организациях), имеющих лицензию на реализацию образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, заверенная руководителем образовательного учреждения.

Справка о прохождении квалификационного испытания пользователя ПК в РЦОКОиИТ.

В межаттестационный период

*Суммирование  баллов по данным показателям

не производится

1.3

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе:

лицензионных

созданных самостоятельно

наличие страницы на сайте образовательного учреждения и др.

5

10

10

Перечень ЭОР к разделам программы, скриншоты страниц сайтов, других электронных ресурсов, презентация 1 урока/занятия, проводимого с использованием ЭОР.

В межаттестационный период

1.4

Использование элементов дистанционного обучения участников образовательного процесса

10

Материалы, подтверждающие использование дистанционного обучения участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

В межаттестационный период

1.5

Эффективное использование современных методик обследования развития детей* 

20

Примеры диагностических материалов, результаты диагностики, заверенные руководителем образовательного учреждения.

В межаттестационный период

*для

учителя-логопеда,

учителя-дефектолога

1.6

Программа обучения педагогических кадров*:

эффективность реализации

20

Программа, материалы, подтверждающие эффективность реализации, заверенные руководителем образовательного учреждения.

В межаттестационный период

*только для методиста

2. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

2.1

Наличие опубликованных собственных методических разработок, имеющих соответствующий гриф и выходные данные:

районного уровня*

городского уровня

всероссийского уровня

5

10

20

Титульный лист печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, скриншот или сертификат.

Указываются публикации, изданные в межаттестационный период

(включая интернет-публикации)

*Для ГОУ НПО, СПО – уровень образовательного учреждения

2.2

Наличие опубликованных статей, научных публикаций, имеющих соответствующий гриф и выходные данные:

районного уровня*

городского уровня

всероссийского уровня

5

10

20

Титульный лист печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, скриншот или сертификат.

Указываются публикации, изданные в межаттестационный период

(включая интернет-публикации)

*Для ГОУ НПО, СПО – уровень образовательного учреждения

2.3

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока/занятия*

отзыв положительный

                                               или

отзыв положительный, содержит рекомендации к тиражированию опыта

40

60

Отзывы (не менее 2 уроков/занятий) педагогического работника учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, председателя районного или городского методического объединения, эксперта аттестационной комиссии Комитета по образованию. Отзыв члена жюри профессионального конкурса (на момент проведения конкурса).

Лист регистрации присутствующих на уроке /занятии, заверенный руководителем образовательного учреждения.

В межаттестационный период

*Суммирование  баллов по данным показателям

не производится

2.4

Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах, проведение мастер-классов:

районный уровень*

городской уровень

всероссийский уровень/международный уровень

10

15

30

Программа мероприятия, заверенная руководителем образовательного учреждения.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться  в зависимости от результативности участия (но не более трех мероприятий)

В межаттестационный период

*Для ГОУ НПО, СПО – уровень образовательного учреждения

2.5

Результативность участия в профессиональных конкурсах:

лауреат/дипломант конкурса районного (муниципального) уровня

лауреат/дипломант конкурса городского уровня

лауреат/дипломант конкурса Северо-Западного Федерального округа

лауреат/дипломант конкурса всероссийского уровня

лауреат/дипломант конкурса международного уровня

лауреат/дипломант всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации

победитель конкурса районного (муниципального) уровня

победитель конкурса городского уровня

победитель конкурса Северо-Западного Федерального округа

победитель конкурса всероссийского уровня

победитель конкурса международного уровня

победитель всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации*

10

15

20

25

30

50

30

40

50

70

100

300

Копии грамот, дипломов, приказов/распоряжений, заверенные руководителем образовательного учреждения.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться  в зависимости от результативности участия (но не более трех мероприятий)

В межаттестационный период

вне зависимости от года участия

(начиная с победителя городского уровня)

* включая ПНПО

2.6

Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах.

40

Копии приказов, распоряжений.

В межаттестационный период

2.7

Исполнение функций наставника

30

Копия локального акта, заверенная руководителем образовательного учреждения.

В межаттестационный период

3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

3.1

Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ* 

от20% до 39% от числа участвующих

или

от 40% до 59% от числа участвующих

или

от 60% и более от числа участвующих

20

40

80

Справка, заверенная руководителем образовательного учреждения.

Суммирование баллов по данным показателям не производится.

*количество обучающихся, показавших результаты на уровне или выше среднегородских результатов (средние данные за межаттестационный период)

3.2

Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА*  (ИГА**)

от 20 % до 39 % от числа участвующих

или

от 40 % до 59 % от числа участвующих

или

60 % и более от числа участвующих

20

40

80

Справка, заверенная руководителем образовательного учреждения.

Суммирование баллов по данным показателям не производится.

* средние данные за межаттестационный период

**Для ГОУ НПО, СПО– по результатам итоговой аттестации по дисциплинам

3.3

Качество знаний по итогам внешнего мониторинга*

от 20 % до 39 % от числа участвующих

или

от 40 % до 59 % от числа участвующих

или

60 % и более от числа участвующих

20

40

80

Справка, заверенная руководителем образовательного учреждения.

Суммирование баллов по данным показателям не производится.

* средние данные за межаттестационный период

внешний мониторинг – мониторинг, проводимый районными, городскими методическими службами или органами управления образования

3.4

Наличие стабильных результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

40

Аналитическая справка о результатах  мониторинга (за 2-3 года), заверенная руководителем образовательного учреждения.

В межаттестационный период

(учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель ГС(К)ОУ           (I-VIII вида)

3.5

Положительная динамика в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

40

Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года), заверенная руководителем образовательного учреждения.

В межаттестационный период

(учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель ГС(К)ОУ           (I-VIII вида)

3.6

Результаты участия обучающихся в  предметных олимпиадах:

победители/призеры районного уровня

победители/призеры городского уровня

победители/призеры всероссийского уровня

победители/призеры международного уровня

20

40

100

200

Грамоты, дипломы или другие документы, подтверждающие победы и призовые места обучающихся.

Документы, подтверждающие роль учителя в подготовке победителей/призеров олимпиад.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться  в зависимости от результативности участия (но не более трех олимпиад)

В межаттестационный период

3.7

Результаты участия обучающихся в  конкурсах, соревнованиях:

лауреат/дипломант конкурса, соревнования районного  уровня

лауреат/дипломант конкурса, соревнования городского уровня

лауреат/дипломант конкурса, соревнования всероссийского уровня

лауреат/дипломант конкурса, соревнования международного уровня

победитель/призер конкурса, соревнования районного уровня

победитель/призер конкурса, соревнования городского уровня

победитель/призер конкурса, соревнования всероссийского уровня

победитель/призер конкурса, соревнования международного уровня

10

15

20

30

20

40

100

200

Грамоты, дипломы или другие документы, подтверждающие победы и призовые места обучающихся.

Документы, подтверждающие роль учителя в подготовке победителей/призеров, лауреатов/дипломантов конкурсов, соревнований.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться  в зависимости от результативности участия (но не более трех мероприятий)

В межаттестационный период

4.

Наличие административных взысканий,

обоснованных жалоб от участников образовательного процесса

- 100

Справка руководителя образовательного учреждения.

В период прохождения аттестации

5. Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы

5.1

Участие в реализации образовательных программ экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров

районного уровня

городского уровня

федерального уровня

международного уровня

5

10

15

50

Копия приказа/распоряжения исполнительного органа государственной власти соответствующего уровня о переводе образовательного учреждения в режим экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра.

Материалы, подтверждающие результат личного участия педагога в реализации образовательной программе экспериментальной площадки/лаборатории/ресурсного центра.

В межаттестационный период

5.2

Результат личного участия в конкурсе инновационных продуктов*:

лауреат/дипломант районного уровня

лауреат/дипломант городского уровня

победитель районного уровня

победитель городского уровня

10

15

30

40

Копия диплома, заверенная руководителем образовательного учреждения.

Копия приказа/распоряжения исполнительного органа государственной власти соответствующего уровня о результатах конкурса.

В межаттестационный период

*(кроме ГОУ СПО, подведомственных Комитету по здравоохранению)

5.3

Наличие опубликованных учебно–методических пособий, имеющих соответствующий гриф и выходные данные:

районного уровня*

городского уровня

всероссийского уровня

10

15

25

Титульный лист печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, скриншот или сертификат.

Указываются публикации, изданные в межаттестационный период

(включая интернет-публикации)

*Для ГОУ НПО, СПО – уровень образовательного учреждения

5.4

Наличие диссертации по профилю преподаваемой дисциплины, педагогике, психологии:

кандидат наук

доктор наук

50

100

Ксерокопия документа, подтверждающего наличие ученой степени, заверенная руководителем образовательного учреждения

5.5

Грамоты, Благодарности, благодарственные письма в том числе от общественных организаций за успехи в профессиональной деятельности:

районный (муниципальный) уровень

городской уровень

всероссийский уровень*

международный уровень*

5

10

20

30

Копии Грамот, Благодарностей, благодарственных писем, заверенные руководителем образовательного учреждения.

В межаттестационный период

* вне зависимости от года получения

5.6

Премии Правительства Санкт-Петербурга

20

Копия сертификата на получение премии, заверенная руководителем образовательного учреждения, Постановление Правительства   Санкт-Петербурга

5.7

Награды за успехи в профессиональной деятельности:

региональные награды

ведомственные награды

государственные награды

20

30

100

Копия удостоверения, заверенная руководителем образовательного учреждения.

Общее количество баллов:

Общее заключение: на основании анализа портфолио профессиональной деятельности  _____________________________________________

                                                                                                                                                              (Ф.И.О. аттестуемого)

_______________________________________________________________________________ можно сделать вывод, что уровень квалификации

______________________________________ соответствует требованиям, предъявляемым к __________________ квалификационной категории.

                          (должность)                                                                                                                                   (первой/ высшей)

Рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись эксперта: _________________________________________________________________________________________________________

Сумма баллов для определения квалификационной категории

Педагогические работники

Количество баллов

на первую квалификационную категорию

Количество баллов

на высшую квалификационную категорию

Учитель  предметов, входящих в перечень ЕГЭ и ГИА

от 240                             до 585

585                                 и выше

Учитель начальных классов

от 200                             до 420

             420                                 и выше

Учитель прочих предметов

от 200                             до 500

500                                 и выше

Учитель (только домашнее обучение, центр образования)

от 175                             до 435

435                                 и выше

Учитель специального (коррекционного) образовательного учреждения (I-VII вида)

от 125                             до 320

320                                 и выше

Учитель специального (коррекционного) образовательного учреждения (VIII вида)

от 115                             до 290

290                                 и выше

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

от 110                             до 245

245                                 и выше

Преподаватель (образовательное учреждение начального и среднего профессионального образования, подведомственное Комитету по образованию)

от 160                             до 400

400                                 и выше

Преподаватель (образовательное учреждение среднего профессионального образования, подведомственное Комитету по здравоохранению)

от 110                              до 280

280                                   и выше

Воспитатель  (в том числе группы продленного дня)

от 85                              до 210

210                                  и выше

Методист

от 135                            до 310

310                                  и выше

Мастер производственного обучения

от 120                            до  295

295                                  и выше

Педагог-организатор (кроме отделений и учреждений дополнительного образования детей)

от  110                           до 270

270                                 и выше

Старший вожатый

от  95                             до 235

235                                  и выше

Преподаватель-организатор ОБЖ

от 105                            до 265

265                                  и выше

Тьютор (кроме учреждения дополнительного профессионального образования)

от 100                            до 250

250                                 и выше

Руководитель физического воспитания

от 110                           до 275

275                                  и выше



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

(о мероприятии с детьми)

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место работы)

__________________________________________________________________________________

(форма, тема и дата проведения мероприятия)

Критерии, показатели

Баллы

1

Цели мероприятия, его план были понятны воспитанникам, конкретны и побудительны для них

2

Замысел мероприятия был реализован

3

Содержание мероприятия было оптимально (научно, методически грамотно,  доступно)

4

Характер изложения предлагаемого материала был проблемный

5

Воспитанники имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

6

Во время мероприятия были созданы условия для актуализации опыта воспитанников, их личностного общения, рефлексии

7

Мероприятие способствовало формированию интегративных качеств детей:

Физическая развитость, владение основными культурно-гигиеническими навыками

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Общительность со взрослыми и сверстниками

Соблюдение общепринятых норм и правил поведения

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Наличие первичных представлений о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

Владение необходимыми умениями и навыками

8

Мероприятие соответствовало санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (освещение, температурный режим в помещении, регламент, смена деятельности детей и т. д.)

9

Мероприятие построено с учетом здоровьесбережения взрослых и детей

10

В ходе мероприятия использовались современные педагогические технологии

11

Воспитанники получили помощь в решении значимых для них проблем

12

Педагог сумел заинтересовать воспитанников, владел детским коллективом

13

Во время мероприятия была обеспечена комфортность образовательной среды: достаточное материально-техническое  обеспечение, рациональное использование пространства, оптимальное количество демонстрационного и раздаточного материала

14

Педагог  обоснованно использовал методы, приемы и способы активизации детей

15

Психологическая комфортность мероприятия была обеспечена благоприятным климатом, доброжелательностью, реализацией личностно-ориентированного  подхода с воспитанниками

16

Педагог продемонстрировал партнерский стиль отношений с  воспитанниками

Всего баллов:

 Вывод: _________________________________________________________________________

Эксперт_________________________________________________________________________

               (Ф.И.О., должность, место работы)                                                                       (подпись)

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени                  4 балла
  2. Достигнуто почти в полной мере                3 балла
  3. Достигнуто частично                                 2 балл
  4. Достигнуто в малой степени                        1 балл
  5. Не достигнуто (или не входило в цели)          0 балл

Вывод:

  1. отзыв положительный                                                       от 60 до 80 баллов
  2. отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта        свыше 80 баллов

стрyктура урока по новым стандартам.

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
    2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)
    3. Постановка учебной задачи.
    4. Решение учебной задачи. 
    5. Первичное закрепление.
    6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
     7. Включение знаний в систему.
    8. Контроль.
    9. Оценка (рефлексия). 

  2. Структура Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: 
    1.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
    1.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
    1.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
    1.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
    1.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
    1.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
    Структура Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся может быть следующей (таблица):

Направления

Ценности

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

Виды и формы взаимодействия с родителями

Планируемые результаты

Уровень результатов

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважение к правам, обязанностям и свободам человека

Любовь к России, своему народу, служение Отечетсву, закон и правопорядок, свобода личная и национальная…

Элементарные представления о политическом устройстве, представление о символах государства…

Получение первоначальных представлений о Конституц, ознакомление с символ.(беседы, чтение книг, предметы)

Совместная организация мероприятий, родительский всеобуч…

 «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу.
В третьем разделе Программы на основе базовых национальных ценностей и источников нравственности, зафиксированных Концепцией, обозначены основные направления воспитания и социализации младших школьников:
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
— воспитание нравственных чувств и этического сознания;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
— формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
При этом подчеркивается взаимодополнительный характер этих направлений, возможность субъекту воспитания устанавливать приоритет того или иного направления и невозможность игнорировать, ущемлять любое из них.
Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания, выделяя его для конкретных условий осуществления образовательного процесса как ведущее. Однако в качестве важнейшей цели образования остается духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. 
Предельно честно оценивая проблемы современного детства, их истоки и источники,
В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям».
Подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни.
Согласно Программе, деятельность школы как института воспитания должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого 
уклада школьной жизни. Уклад возникает тогда, когда все виды и уровни деятельности ребенка в школе пронизаны общими для детско-взрослого сообщества ценностями, нормами, установками.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы. 
Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Развивающий характер развития и воспитания достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе (в частности, что есть: Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Что есть базовые национальные ценности?). Понимание (это ответ на вопрос), которое достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытия их личностного смысла.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.
Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью».
Это имеет прямые следствия для организации школьного воспитания:
— воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей;
— воспитание должно продвигать ребенка от вопроса к вопросу, от смысла к смыслу, от понимания к пониманию. Эволюция знаний, переживаний, опыта воспитанника обеспечивается постоянным преобразованием и наращиванием содержания и форм, способов и средств, которыми располагает воспитатель;
— школьное воспитание не может поддаваться моральному релятивизму, даже если он распространен в социальной среде;
— воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовую, художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую деятельность и др.

ФГОС >>>

ФГОС НОО 

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

«Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к аттестации учителя-логопеда

Все, кто работает в школе знает,как непросто подготовить документацию к аттестации. Изменяются требования, профессионально растут и сами педагоги. Если кому-то пригодится-буду рада....

Материалы к аттестации

Материалы к аттестации...

Материалы по аттестации на 1 квалификационную категорию

Материалы по аттестации на 1 квалификационную категорию учителя начальных классов: заявление, аналитический отчет, презентация....

Материалы по аттестации

1.  Заявление2. Лист самооценки3.Оценочный лист специалистов4. Приложение к заявлению...

Аттестационные материалы промежуточной аттестации по математике (3 класс)

Аттестационный материал содержит текст контрольной работы и ее решение, пояснительную записку, критерии оценивания, а также вариант контрольной работы для учащихся специального коррекционного обучения...

Аттестационные материалы промежуточной аттестации по русскому языку (3 класс)

Аттестационный материал состот из пояснительной завписки, текста диктанта и грамматического задания....

Материалы для аттестации. Индивидуальный образовательный маршрут, другие материалы

Исходя из анализа собственной деятельности мною разработан «Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя»,позволяющий в системе   план...


 

Комментарии

Фишкова Светлана Николаевна

Спасибо огромное за материалы, мне проходить аттестацию в 2013 году... время летит незаметно... Удачи!!!